Файл: Проблема профессионального выгорания руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В последние годы все более актуальной становится не только проблема профессионального стресса, но и связанного с ним синдрома «профессионального выгорания» работников. Синдром «профессионального выгорания» в литературе обозначается также понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Необходимость обсуждения проблемы профессионального выгорания руководителя обусловлена большой вероятностью его возникновения у них профессионального выгорания, в том числе под влиянием сложных условий профессиональной деятельности сферы людей, принимающих важные решения.

Среди внешних факторов, способствующих возникновению профессионального выгорания, выделяют следующие: организационный фактор (не четкая организация и планирование труда, рабочие перегрузки, конфликтность ролей), психоэмоциональный стресс (эмоциональные и нервные перегрузки, интенсивное общение, психологическая трудность контингента); неблагополучная психологическая атмосфера (недостаточная социальная поддержка, конфликтность).

Одни исследователи считают, что главными в процессе синдрома профессионального выгорания являются личностные критерии, другие находят причины, связанные с воздействием профессиональной среды, что отражается и в специфике общего методологического подхода к взаимоотношению личности и профессии.

Выгорание - «burnout» является серьезной проблемой в сфере профессиональной деятельности. Впервые о ней заговорил американский психиатр H.J. Freudenberger в 1974 году. Им было дано описание «burnout» у здоровых людей, оказывающих помощь в условиях интенсивного делового общения. Было выявлено, что специалисты, чья профессиональная деятельность проходит в напряженной коммуникации, через какое-то время начинают терять интерес к труду, формально выполняют свои обязанности, часто конфликтуют по несущественным проблемам.

Профессиональное выгорание - это психическое явление, которое, прежде всего, относится к профессиональной деятельности. К. Маслач считает, что «выгорание» - это своего рода «расплата за сочувствие», возникающее вследствие неблагоприятных условий труда. Нарушение профессиональной идентификации у работников ученый видит в эмоционально неблагоприятных переживаниях следующего характера:

- индивидуальный предел, «потолок» возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию»;


- нехватка внутреннего психологического опыта, включающего устойчивость чувств, установку, мотивы, ожидания;

- развитие негативного индивидуального опыта, в котором сконцентрированы проблемы, дистрессы, дискомфорты, дисфункции и/или их негативные последствия.

Н.В. Гришина считает, что «выгорание», прежде всего, является следствием «нереализованных ожиданий». Автор развивает идею того, что дезадаптация в труде наступает тогда, когда работники недовольны собой, у них появляется чувство личной неуспешности, приходит безразличие, апатия, утрачивается ощущение ценности своей деятельности.

М. Burisy рассматривает «выгорание» как стадиальный процесс, включающий в себя следующие друг за другом периоды. Как не парадоксально «выгорание» начинается с чрезмерного участия и активности работника на начальном этапе профессиональной деятельности, затем наступает снижение уровня собственного участия, появляются деструктивные эмоциональные реакции вызывающие деструктивное поведения, далее следуют психосоматические реакции и снижение иммунитета, разочарование и отрицательная жизненная установка.

Д. Дирексон, В. Шауфели, X. Сиксм считают, что специфической особенностью профессионального выгорания стало активизирующееся чувство несправедливости, социальной незащищенности, большой зависимости от окружающих и от руководителей и т.д.

Проблема субфакторного развития «выгорания» на сегодняшний день остается открытой. Существует научное мнение о том, что профессиональное выгорание начинается с эмоционального истощения, которое приводит к ухудшению отношений с субъектами делового общения, а затем к утрате интереса в труде. В большинстве случаев зарубежные ученые полагают, что деперсонализация и редукция личных достижений представляют собой функцию эмоционального истощения.

По мнению Э. Ф. Зеер, любая профессиональная деятельность приводит к формированию профессиональных деформаций. Профессиональные деформации, по мнению авторов, по-разному выражаются у представителей различных профессий.

Одновременно, Э. Ф. Зеер считает, что профессиональное становление и профессиональное развитие сопряжено с развитием кризисов, которые являются их нормативным атрибутом. Кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения

Применительно к кризисам профессионального развития можно выделить следующие их этапы:

1) предкритическая фаза - обнаруживается в неудовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями;


2) критическая фаза - осознанная неудовлетворенность реальной профессиональной ситуацией; противоречия усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений;

3) конфликт - рефлексия, ревизия профессиональной ситуации, анализ своих возможностей и способностей; 4) разрешение конфликта - переход кризиса в посткритическую фазу.

Согласно экзистенциальной теории перегорания А. Пайнз и К. Шернис, для большинства перегорающих людей сама работа изначально дает ответ на вопрос о смысле жизни. Ощущение психологического успеха, компетентности, эффективности являются составными частями экзистенциального смысла, извлекаемого профессионалами из своей работы. И напротив, если окружающая рабочая обстановка не является поддерживающей, итогом может стать низкая эффективность и, как результат, синдром перегорания со снижением исходной мотивации.

Люди, предпочитающие бурный темп жизни, преодоление трудностей, конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем более подвержены влиянию стрессовых факторов и, как отмечается в ряде работ, в большей степени -заболеваниям нейрогенной природы. У женщин связь между подобным поведением и показателями перегорания выражена сильнее, чем у мужчин.

Таким образом, несмотря на большое количество исследований, посвященных выявлению факторов, инициирующих процесс профессионального выгорания, не все из них изучены в достаточной степени полно и равномерно. В особенности, это относится к группе индивидуально-личностных предпосылок выгорания. Результаты, полученные в их отношении различными авторами, в ряде случаев не согласуются друг с другом и носят противоречивый характер.

Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг и управленческая эрозия.

Административный восторг - своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.

Управленческая эрозия или «порча» властью - один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».


Руководители принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает тем, кто занимает наивысшие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль (власть) над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие. В этом случае человек не столько озабочен интересами дела, сколько стремиться к доминированию (господству). Общественная польза заменяется личным удовольствием и упоением властью. Стремление к власти у такого руководителя подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает ему полного удовлетворения. Наоборот, оно вызывает еще большее стремление контролировать других, влиять на них. Чем больше власти, тем сильнее тенденция к ее расширению.

«Испорченные» властью руководители становятся все более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения властных полномочий становится для них важнейшей. Они постоянно расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах и всяческих угрозах для организации. Возникновение и развитие управленческой эрозии не зависит от стиля руководства. Ей подвержены менеджеры, исповедующие как демократический, так и авторитарный стиль. Этот стиль, сначала эффективный, со временем может потерять свою практическую направленность и ценность. Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления.

Испытанные методы реализации власти со временем становятся анахронизмом; схемы решений, и средства контроля не дают ожидаемого эффекта. Руководители, которые хуже других приспосабливаются к новым условиям и настоятельно защищают старые методы руководства, принимают все худшие решения, все хуже осуществляют функции организации и реализации управления.

Заключение

Любая профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности работника. Во многом это происходит потому, что для выполнения тактических задач приобретаются определенные знания, и формируются необходимые умения и навыки. Работа протекает в сходных условиях: с определённым кругом общения, использованием повторяющихся действий и движений. Такие условия деятельности создают специфический внутренний мир личности, систему отношений, особенности реагирования на те или иные события, манеру держаться, одеваться и т.д.