Файл: Методы управления конфликтной ситуацией.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание деятельности руководителя (социального работника)

Способы и методы реализации этой деятельности

Осуществление дополнительного анализа конфликта, в том числе с помощью экспертов

Опрос экспертов, привлечение медиатора, психолога. Переговорный процесс (медиация) и т.д.

Принятие решения (определение способов разрешения)

Административные методы, педагогические методы

В процессе управления конфликтами при разрешении конфликтной ситуации и выборе модели действия необходимо опираться на принципы управления конфликтами, к которым относят:

  • принцип объективности и адекватности оценки конфликта;
  • принцип конкретно-ситуационного подхода;
  • принцип гласности;
  • принцип демократического воздействия, опоры на общественное мнение;
  • принцип комплексного использования способов и приемов воздействия.

Важным в технологии управления конфликтами для руководителя (социального работника) является учет негативных факторов принятия конструктивных решений и использование различных видов психологической власти.

Приведем пример негативных факторов принятия конструктивных решений по конфликту.

Негативные факторы принятия конструктивных решений

по конфликту

Содержание факторов

Последствия

Одностороннее суждение руководителя о подчиненных (как правило, только с точки зрения того, как они выполняют его указания)

Сложно понять мотивы конфликтующих и оценить развитие конфликта (динамику)

Интересы руководителя (социального работника) в конфликте как члена коллектива и как личности

Возможность ошибочных решений, связанных с объективной оценкой предмета конфликта

Устремленность на быстрое погашение конфликта

Возможность ошибочных решений, часто приводящих к наказанию «правых» и «виноватых»

Варианты межличностных отношений с конфликтующими (антипатии, симпатии, дружба, враждебность и др.)

Возможность ошибочных решений, проявляющихся в предвзятом отношении к одному из участников конфликта

Рассмотрим различные подходы психологической власти в процессе

Подходы к применению власти в процессе управления конфликтами по X. Корнелиус и Ш. Фэйр

Вид власти и се проявление

Манипулирование

Влияние

Исход конфликта зачастую затрагивает интересы влияющего

Исход, как правило, не затрагивает интересы влияющего

Часто исход оказывается нежелательным для объекта влияния

Учитывается согласие и его отсутствие у объекта влияния

Информация, неугодная субъекту влияния, утаивается

Объекту влияния предоставляется полная информация

Объекту влияния не предоставляется возможность свободного выбора

Объекту влияния дается свобода выбора


В процессе управления конфликтами многое зависит от руководителя и реакции социального работника на конфликт. Руководитель должен также представлять алгоритм управления конфликтами. Приведем примерные действия руководителя в процессе управления конфликтами.

При обнаружении конфликта в профессиональной среде руководитель должен быть настроен на разговор с сотрудниками-конфликтантами. В процессе разговора руководитель должен дать понять, что конфликт затрагивает честь и достоинство его участников и его можно и нужно разрешить. Приступить к разговору можно по-разному, например, «У меня складывается впечатление, что вас что-то беспокоит, угнетает. Если я могу в чем-то помочь, готов это сделать». При построении разговора руководителю (социальному работнику) нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • необходимо показать сотруднику, клиенту, что он вам интересен, что его проблемы затрагивают вас;
  • убедить сотрудника, клиента, что данный разговор будет носить конфиденциальный характер, и информация о его проблеме не покинет помещения, в котором происходит беседа;
  • дать понять сотруднику, клиенту, что его не винят в случившемся;
  • создать условия для того, чтобы сотрудник выговорился, не перебивать его (перебить — значит продемонстрировать неуважение и нетерпение);
  • задавать вопросы сотруднику (клиенту), которые помогут ему лучше увидеть свою проблему;
  • попытаться вместе с сотрудником, клиентом ответить на вопрос, насколько серьезна его проблема.

Цель такого разговора — помочь сотруднику (клиенту) самостоятельно справиться со своей проблемой, т.е. оказать себе самопомощь.

В основе технологии управления конфликтами лежат правила, которые должен соблюдать руководитель (социальный работник).

  • 1. Не подгоняйте под себя коллектив, в противном случае это будет мешать его росту.
  • 2. Создавайте такую среду взаимодействия, чтобы для каждого члена коллектива была открыта возможность быть самим собой.
  • 3. Используйте стиль и тактику, которые наиболее полно соответствуют интересам дела и характеру руководителя.
  • 4. Внимательно выслушайте и обещайте разобраться.
  • 5. Внимательно выслушайте и возьмите на заметку, не спешите действовать, более внимательно во всем разберитесь.
  • 6. Отказывайтесь выслушать обвинения в отсутствие сотрудника (клиента) и предлагайте выступить публично.
  • 7. Предложите изложить суть проблемы в письменном виде.
  • 8. Пригласите в кабинет другого сотрудника, против которого выдвинуто обвинение, и предложите оппоненту все сказать при нем.