Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
«БРАТ» и «БРАТ 2»
«Брат» (1997) – простая, на первый взгляд, криминальная история – производит на территории СНГ эффект разорвавшейся бомбы. Фильм очень быстро разбирают на цитаты.
История о «русском Иванушке», бесхитростном, но сильном и смекалистом Даниле Багрове западает в сердца миллионов зрителей. Здесь мы находим второе блестящее умение Балабанова – передавать времена великих сломов и потрясений; препарировать их, выворачивать наружу, не оставляя буквально ни одного белого пятна.
Фильм рассказывает о последствиях такой геополитической катастрофы, как распад СССР, повлёкшей за собой массовое обнищание, колоссальный уровень преступности, и чудовищное неравенство. Уставший от этого народ, увидел в исполненном Сергеем Бодровым герое надежду на окончание беспредела, на возможность отомстить всесильным бандитам, разоряющим страну. Разбор скрытых смыслов и аллюзий, вложенных Балабановым в простую криминальную историю, заслуживает отдельной статьи. Добавим лишь, что фильм был отмечен на множестве европейских фестивалей, в том числе и на Каннской программе «Особый взгляд». Саундтрек фильма полностью состоял из песен группы Nautilus Pompilius
Кадры из фильма:
После успеха первой части, Балабанов планировал создать продолжение в двух частях, но в конце концов объединил сценарии в один. Так и получился фильм «Брат 2» (2000). Эта картина одна из немногих в истории кинематографа, что может соревноваться в популярности с оригиналом. Отпраздновав своеобразный «реванш» на родине, зрители получили следующую порцию удовольствия – Багров нивелировал геополитическое поражение СССР и постперестроечной России – он отправился мстить обидчикам своего друга в самое сердце «вероятного противника» – США. При этом, не меньше чем недругов он находит среди простых американцев новых друзей, помогающих Даниле лучше собственного брата, в очередной раз наплевавшего на родственные узы.
Именно за эту честность зритель полюбил Балабанова. Его Данила, при всей харизматичности и эпичности, сочетает в себе черты героя и антигероя, точнее, он выступает, ни много ни мало, неким орудием судьбы. Стоит вспомнить слова немца-бомжа Гофмана из первого фильма о том, что имя Данила означает «Бог мне судья». Однако Балабанов отличается от многих «умных» режиссёров тем, что умеет фасовать свои идеи в красивые и увлекательные обёртки, чтобы зритель сам мог выбирать, что ему нравится: первое, второе или всё вместе. Зрелищный динамичный фильм занял первое место по продажам на видеокассетах в России, обогнав всех зарубежных конкурентов.
Кадры из фильма:
Следующим успехом Балабанова, после картины «Брат», стала картина «Про уродов и людей» (1998), задуманная им во время съёмок «Замка» и в большей степени похожая на его ранние фильмы. Действие происходит на сто лет раньше, чем в фильме «Брат» и его действие происходит в предреволюционном Петербурге, пока ещё не охваченном пламенем революции и тонущем в распутстве. Фильм рассказывает о небольшом предприятии, создающем фотографии садомазохистской направленности. На фоне этого «бизнеса» разворачиваются истории нескольких людей: самих фотографов, семьи доктора и проживающей вместе с ними пары сиамских близнецов… Фильм и режиссёр стали лауреатами премии «Ника» и других всемирно известных фестивалей.
После «Брат 2» Балабанов снимает фильм «Война» (2002) и «Река» (2002), но более подробно хочется поговорить о фильме «Жмурки»
В 2005 году выходит новый фильм Балабанова – «Жмурки». Чёрная комедия, деконструирующая созданные самим режиссёром в «Брате» типажи, также стала народной, разойдясь на цитаты. История о нескольких нерадивых бандитах, коррумпированном милиционере и палаче, снятая на грани фола, показала миру Балабанова смеющегося, пусть не жизнерадостно, а саркастически, сардонически даже. Блестящий актёрский ансамбль, залихватский, «под тарантину» сюжет превращают картину в увлекательное и по-настоящему смешное «чтиво». Фильм кажется простым и легкомысленным до самой последней сцены, где вчерашние бандиты становятся…депутатами.
Продолжилась короткая серия «лёгких» фильмов картиной «Мне не больно», где одну из главных ролей, что не характерно для творчества режиссёра, исполнила женщина – Рената Литвинова.
Фильм рассказывает о троих друзьях, пытающихся найти себя в жизни, поправить финансовое положение и найти свою любовь. Фильм не снискал громких отзывов, хотя было бы несправедливо назвать его неудачным. Просто в этом случае Балабанов, экспериментируя, видимо слишком далеко отошёл от центра своих интересов. Фильм получил в основном актёрские фестивальные номинации.
Следом за двумя «лёгкими» картинами, режиссёр принимается за один из самых сложных и противоречивых проектов, вызвавший громкую дискуссию в обществе и получивший огромное количество диаметрально противоположных оценок и отзывов. Речь, как вы могли, наверное, догадаться, идёт о фильме «Груз 200».
Мрачная удушающая атмосфера Перестройки (и снова время сломов), на фоне которой показаны злодеяния маньяка, насильника и убийцы, скрывающегося под личиной милиционера. Мрачные краски, затхлость окружения, гротескные и до ужаса реалистичные типажи делают картину слепком эпохи, воссозданной рукой художника. Но «Груз 200» это не просто история о маньяке и даже не метафора развала СССР – это притча о человеке, в которой преподаватель научного атеизма ищет дорогу к богу, а милиционер, призванный защищать людей терзает их, пока безликое большинство устраивает пир во время чумы.
Последние фильмы
Балабанов режиссёр настолько разный, что умещать его в некие рамки дело затруднительное, но два последних фильма, снятых мастером, заметно отличаются от предыдущих картин. Насыщенное «плотное» повествование под динамичную рок-музыку сменяется неторопливыми долгими планами под аккомпанемент Дидюли и АукцЫона. Насыщенные диалоги уступают молчанию и обычным бытийным репликам. Сложное сюжетное действо упрощается до 2-3 актового. Многие актёры имеют минимальный кинематографический опыт. Происходит видимый отход в сторону минимализма независимого или арт-хаусного кино.
«Кочегар» (2010) рассказывает о якутском солдате, контуженном в Афганистане. Работая кочегаром, он помогает бандитам, вводящим несчастного старика в заблуждение, избавляться от трупов. Его дочь работает в меховом бизнесе и почти не уделяет внимания отцу. Меняет всё их неожиданная «встреча», когда отцу привозят на сожжение труп его собственной дочери. Этот фильм напрямую отсылает к так и не завершённому фильму Балабанова «Река», а сам режиссёр создаёт своё альтер-эго в лице главного героя в фильме «Кочегар» и появляется как актёр в следующем, последнем своём фильме «Я тоже хочу».
«Я тоже хочу» (2012) уже не пытается прикидываться жанровым кино – это притча, это крик режиссёра, подобно снятому не так давно Триером «Дому, который построил Джек». Самое страшное совпадение заключается в том, что «Джек» четырнадцатый фильм Триера – цифра на которой остановилась фильмография Балабанова. Для русского режиссёра этот фильм – предчувствие собственной смерти, если хотите, но не творческой, а физической, настоящей. Случайно собравшаяся компания в лице бандита, музыканта, проститутки и других колоритных персонажей отправляется к «Колокольне счастья», что находится в некоей аномальной зоне и благодаря которой, якобы, можно обрести счастье (по сути – попасть в Рай).
Владимир Иванович Хотиненко
Владимир Хотиненко – советский, российский актер, сценарист, кинорежиссер. Получил признание зрителей после выхода на экраны фильмов «Мусульманин», «Зеркало для героя», «72 метра»
Знакомство с внутренней кухней киноиндустрии происходит у Владимира после армии. Он становится студентом Свердловского архитектурного института, а в 1976 году заканчивает его с красным дипломом. После университета Хотиненко направили работать на местную киностудию, где он три года занимал должность художника-постановщика. Он участвовал в создании фильмов «Казачья застава», «Вот такая музыка», «Дым Отечества», «Гонка с преследованием». Владимир успешно совмещает работу с учёбой. Он устраивается на высшие курсы кинематографии. Руководителем этих курсов был Н.И. Михалков. Это знакомство сыграло на руку будущему режиссёру. Через несколько лет Он становится ассистентом Михалкова, участвует в создании таких известных картин как «Родня», «Несколько дней из жизни Обломова», «Пять вечеров».
Хотиненко не только реализует себя в режиссуре, он становится преподавателем Высших курсов режиссеров и сценаристов игрового кино, учит студентов и в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино». Через некоторое время Владимир Иванович становится главой кафедры режиссуры ВГИКа.
Творчество В.И. Хотиненко
Кинолента «Один и без оружия» стала первой самостоятельной работой режиссера Хотиненко. Эта была история о сотрудниках угрозыска, работавших в провинциальном городке. Фильм получил положительную оценку у кинокритиков и зрителей.
Однако настоящий успех ждал режиссера после выхода его картины «Зеркало для героя» (1987). Используя петлю времени, Хотиненко показывает зрителям один и тот же день. Они вновь и вновь переживают 8 мая 1949 года. Режиссер создал этот фильм в знак благодарности к поколению своих родителей, живших во времена Сталина. Он считал, что в годы перестройки заслуги этих людей были несправедливо обесценены и преданы забвению.
В 90-е годы молодой режиссер занимается экранизацией произведения С. Алексеева, создает фильм «СВ. Спальный вагон», выпускает киноленты «Патриотическая комедия», «Макаров». Для работы в своих фильмах он приглашает знаменитых актеров – Владимира Ильина, Светлану Крючкову, Сергея Маковецкого, Ларису Гузееву.
В 1995 году он снимает совершенно необычный фильм – «Мусульманин». Этот фильм вызвал много незаслуженной критики. Режиссера упрекали из-за претензионного сравнения ислама и христианства. Но внимательным, думающим зрителям было понятно, что ни о каком сравнении религий здесь нет и речи. Напротив, своим фильмом Хотиненко подчеркивал, что в разных религиях совершенно одинаковые заповеди, и законы нравственности всегда находятся выше условностей церковных постулатов. У главного героя фильма после чеченского плена возникла иная идея – он решил жить строго по предписанным правилам, ни на йоту, не отступая от сказанного в священных книгах. В результате это привело его к гибели.
Через четыре года Хотиненко приступает к созданию следующего своего фильма под названием «Страстной бульвар». Это история о жизни спившегося актера, который наконец-то решился вернуться к нормальной жизни.
В 2002 году режиссер выпускает интересный и загадочный фильм «По ту сторону волков». Время действия картины – послевоенный период, место – маленький провинциальный городок, в котором происходит несколько загадочных убийств. Расследовать их приходится милиционеру, которого сыграл Владислав Галкин. Кроме него, в фильме были заняты и другие звездные актеры – Иван Бортник, Нина Усатова, Александр Балуев. Ольга Остроумова, Валентин Гафт. В этом же году выходит и другой фильм режиссера Хотиненко из серии «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя».
Через год зрители увидели фильм «Вечерний звон», который Хотиненко создал вместе с Владимиром Морозовым, Александром Светловым. В основе этого фильма – проза, написанная Юрием Лужковым.
Одним из самых значимых фильмов режиссера Хотиненко кинокритики называют картину «72 метра». Кинолента создавалась по мотивам произведений Александра Покровского. Целью режиссера был не показ реальных событий, а заострение внимания зрителей на психологической обстановке, которая имела место в рядах ВМФ в период распада СССР.