Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
Цветоделение и способы цветоделительной съемки
Любой цветофотографический процесс представляет собой три стадии: цветоделение, промежуточные (градационные) процессы и синтез цвета. В процессе цветоделительной съемки цветной объект с помощью зональных светофильтров*(синего, зеленого и красного) или другими приемами можно разделить на три оптических изображения, содержащих синюю, зеленую и красную информацию. На первом этапе цветоделительную съемку проводили на черно-белую изопанхроматическую пленку. После ее химико-фотографической обработки получали три черно-белых цветоделенных негатива.
Цветоделение осуществляли несколькими способами. Например, последовательной съемкой объекта одной фотокамерой за тремя зональными светофильтрами. При этом фотокамера и объект должны быть неподвижны. Такой метод цветоделительной съемки имеет недостаток — временной параллакс** — и применяется в основном в полиграфической промышленности. Цветоделительную съемку можно осуществить и другим способом: съемкой объекта тремя фотокамерами за зональными светофильтрами. В этом случае исключается временной параллакс, но имеет место другой недостаток — пространственный параллакс. Только съемка одной фотокамерой со светорасщепляющей системой (рис. 5.4.1) с помощью полупрозрачного зеркала позволяет одновременно экспонировать за светофильтрами три негативные кинопленки, что исключает полностью временной и пространственный параллаксы. Правда, этот способ цветоделительной съемки имеет ряд недостатков, таких, как значительное ослабление света и различные уровни экспозиции в кадровом окне фотокамеры, необходимость синхронного протягивания трех пленок в фильмовом канале, трудность совмещения изображений из-за различной усадки основы кинопленок.
Рис. 1. Схема фотокамеры фирмы «Техниколор» со светорасщепляющей системой для одновременного получения трех цветоделенных негативов: объектив (0);панхроматический (1), несенсибилизированный (2),ортохроматический (3)фотоматериалы; зеленый (4)и пурпурный (5) светофильтры; полупрозрачное зеркало (6)
Цветоделение можно осуществить также, используя три фотоматериала, имеющих различную спектральную светочувствительность к синей, зеленой и красной областям видимого спектра.
Однако во всех рассмотренных случаях мы имеем дело с тремя цветоделенными негативными и позитивными изображениями, которые на какой-то определенной стадии процесса необходимо совмещать. Полностью избавиться от трудностей, которые возникают при совмещении цветоделенных изображений на трех пленках, можно только за счет нанесения трех эмульсионных слоев различной спектральной чувствительности на одну прозрачную основу, т. е. провести цветоделение с помощью цветной многослойной пленки. Это явилось в свое время крупным шагом вперед, несмотря на технологические трудности, возникшие при изготовлении цветных фотоматериалов, эмульсионный слой которых должен иметь толщину, одинаковую с эмульсионным слоем черно-белых материалов.
Синтез цвета. Аддитивный и субтрактивный методы
В фотографии существуют два метода синтеза цвета: аддитивный (additio — сложение) и субтрактивный (subtrahere — вычитание). Аддитивный метод синтеза цвета предусматривает использование черно-белых цветоделенных позитивов. При этом совмещают не сами цветоделенные изображения, а их проекции на экране, причем световой поток в проекторах должен быть окрашен в цвет светофильтра, за которым велась съемка. Таким образом, при аддитивном синтезе используют черно-белые цветоделенные позитивные изображения, а функцию создания цвета в суммарном изображении несут те же съемочные зональные светофильтры, которые применяют при цветоделительной съемке.
В результате наложения друг на друга двух световых потоков, окрашенных в синий, зеленый или красный цвета, мы можем получить в зависимости от интенсивности световых потоков дополнительные цвета различных цветовых оттенков:
Желтый = Зеленый + Красный
Пурпурный = Синий + Красный
Голубой = Синий + Зеленый
При наложении друг на друга трех световых потоков, окрашенных в синий, зеленый, красный цвета, получим белый цвет. Белый цвет можно также получить смещением двух световых потоков, окрашенных в синий и желтый, в зеленый и пурпурный, в красный и голубой цвета.
Два цвета называют дополнительными друг к другу (синему — желтый, зеленому — пурпурный, красному — голубой), если они при аддитивном синтезе дают белый.
Аддитивный метод получил развитие в основном при разработке различных модификаций растровых методов цветной фотографии.
При субтрактивном синтезе для получения окончательного суммарного цветного изображения совмещают друг с другом цветоделенные позитивы; при этом они должны быть не черно-белыми, а окрашенными в цвет, дополнительный цвету светофильтра, за которым они были получены, т. е. цветоделенные позитивы окрашивают в желтый, пурпурный и голубой цвета.
Если при аддитивном синтезе желтый, пурпурный и голубой цвета образуются за счет сложения излучений (световых потоков), окрашенных в основные цвета (синий, зеленый и красный), то при субтрактивном синтезе, например, желтый цвет получают за счет вычитания из белого светового потока синих лучей, а пурпурный и голубой цвета — за счет вычитания, соответственно, зеленых и красных лучей:
Желтый = Белый — Синий
Пурпурный = Белый — Зеленый
Голубой = Белый — Красный
Основные же цвета при субтрактивном синтезе получают в результате вычитания из белого потока двух основных цветов. Практически это можно осуществить с помощью наложения друг на друга двухзонных светофильтров (желтого, пурпурного и голубого), которые помещают в различных сочетаниях на пути белого светового потока.
Если на пути белого светового потока поставить пурпурный и голубой светофильтры, то получим синий цвет, т. к. пурпурный светофильтр задержит зеленую составляющую видимого спектра (500–600 нм), а голубой задержит красную составляющую (600–700 нм).
В конечном счете, через эти два светофильтра пройдут только синие лучи. Другие основные цвета мы можем получить, используя следующие комбинации двухзонных светофильтров, которые необходимо поставить на пути белого светового потока:
Желтый +Голубой = Зеленый
Желтый + Пурпурный = Красный
Желтый + Пурпурный + Голубой = Черный
Технические методы цветной фотографии
Пожалуй, самым первым техническим методом получения цветного изображения можно назвать автохромный процесс с нерегулярным растром братьев Люмьер, который был реализован на практике в 1907 г. во Франции и просуществовал до 1935 г. При разработке этого метода авторы руководствовались принципом: технические сложности производству, а простоту — потребителю. Настеклянную основу, покрытую липким подслоем из каучука, наносили мозаичный растр из крахмальных зерен одинакового размера (0,015 мм), окрашенных в синий, зеленый и красный цвета. Просветы между нерегулярно расположенными в один слой окрашенными зернами крахмала заполняли сажей. Затем нерегулярный растр защищали прозрачным водонепроницаемым слоем, на который сверху наносили панхроматический эмульсионный слой. Экспонирование автохромных фотопластин проводили через основу и нерегулярный цветной растр, а химико-фотографическую обработку — по методу черно-белого обращения.
Существовали и другие растровые методы цветной фотографии, в которых вместо водорастворимых крахмальных зерен применяли водонерастворимые зерна из искусственной смолы, окрашенные в синий, зеленый и красный цвета (фирма «AGFA») и расположенные хаотически (как в автохромном процессе). На смену растровой фотографии с нерегулярным растром пришла цветная фотография с регулярным растром, которая и сегодня находит широкое применение, т. к. позволяет получать в короткие сроки цветные изображения, очень близкие по цвету к оригиналу.
В 1930–40 гг. зародилась идея использования фотокамеры со светорасщепляющей системой для получения сначала трех черно-белых цветоделенных негативов, а затем окрашенных цветоделенных позитивов, которые после последовательного переноса на особую пленку, называемую бланк-фильмом, позволяли получать хорошее цветное изображение. Этот метод тиражирования цветных кинофильмов получил название гидротипия.
В основе гидротипного метода получения цветного изображения лежат бессеребряные процессы, так называемые пигментные процессы. После получения трех черно-белых цветоделенных негативов печать осуществляли вначале на слоях из хромированного желатина, содержащего хромовые соли (K2Cr2O7). Под действием ультрафиолетового излучения в желатиновом слое возникали соединения хрома(III), которые задубливали желатин. При погружении экспонированного слоя из хромированного желатина в горячую воду в тех местах, где не действовал свет, желатин плавился при 40 °С, а в участках слоя, где в процессе экспонирования образовывалась высокая концентрация соединений хрома(III), происходило дубление желатина, что приводило к повышению температуры плавления слоя. В результате возникал рельеф вымывания. Затем полученный рельеф окрашивали в цвет, дополнительный цвету светофильтра, за которым велась съемка соответствующего черно-белого цветоделенного негатива. После окраски рельефа в водорастворимых красителях желтого, пурпурного и голубого цветов получали три цветоделенные матрицы, которые последовательно переносили на бланк-фильм. В процессе совмещения и последовательного контакта окрашенных матриц и бланк-фильма за счет диффузии красителей из матриц на бланк-фильме возникало цветное позитивное изображение.
В дальнейшем рельеф вымывания стали получать, применяя вместо хромированного желатина специальные матричные галогенсеребряные пленки с незадубленным эмульсионным слоем. Существует несколько методов получения рельефа. Один из них — проявление матричной пленки пирогаллоловым дубящим проявителем. В процессе проявления происходит образование в экспонированных участках слоя окисленной формы пирогаллола, которая задубливает желатин. При этом высота желатинового рельефа будет пропорциональна концентрации в слое окисленной формы пирогаллола.
Другой метод предусматривает проявление матричной пленки обычным проявителем, например фенидон-гидрохиноновым, а отбеливание изображения осуществляют в отбеливающем растворе на основе хромовых солей аммония. В процессе отбеливания металлического серебра возникают соединения хрома(III), которые задубливают желатин в тех местах, где идет окисление металлического серебра; высота рельфа в этом случае будет пропорциональна величине оптической плотности изображения и концентрации хрома(III).
Этот метод получения цветного изображения на первом этапе обеспечивал хорошие результаты, хотя при этом необходимо было преодолевать большие технические сложности, такие, как съемка специальной камерой со светорасщепляющей системой, исключительная точность совм Наиболее перспективными техническими способами цветной фотографии сегодня являются все же негативно-позитивный и обращаемый цветофотографические процессы, которые имеют по сравнению с другими методами ряд существенных преимуществ, таких, как простота цветоделения, съемка обычной фотокамерой, автоматическое совмещение окрашенных цветоделенных изображений и т. д.
В качестве зональных светофильтров можно рекомендовать комбинацию цветных стекол из каталога, выпускаемого промышленностью: синий (стекла СС-4 толщиной 5 мм и СЗС-18 толщиной 2 мм), зеленый (стекла ЖС-18 толщиной 3 мм и СЗС-18 толщиной 3 мм), красный (стекло КС-14 толщиной 2 мм).
Параллакс — изменение визуального положения объекта при съемке его с двух точек, расположенных на определенном расстоянии друг от друга трех изображений при переносе.
Список литературы
1. Ларичев, Т.А. Практическая фотография : учебное пособие / Т.А. Ларичев, Л.В. Сотникова, Ф.В. Титов. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. - 152 с. - ISBN 978-5-8353-1570-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
2. Головко, С.Б. Дизайн деловых периодических изданий : учебное пособие / С.Б. Головко. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 423 с. : ил. - («Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-01477-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
3. Надеждин, Н.Я. Введение в цифровую фотографию / Н.Я. Надеждин. - Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007. - 260 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
4. Нильсен, В. С. Изобразительное построение фильма. Теория и практика операторского мастерства [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / В. С. Нильсен. - М. : ВГИК, 2013. - 268 с. - ISBN 978-5-87149-152-2.
5. Медынский, С. Е. Оператор: Пространство. Кадр [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Е. Медынский. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 108, [3] с. - ISBN 978-5-7567-0613-0.
6. Светлаков, Ю. Я.Автор-оператор [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ю. Я. Светлаков ; Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : КемГУКИ, 2008. - 263 c. - Базовая коллекция ЭБС "БиблиоРоссика". - ISBN 978-5-903546-06-0.
7. Волынец, М.М. Волынец М.М. Профессия: оператор [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. М. Волынец ; Волынец М.М. - Москва : Аспект Пресс, 2011. - 186 c. - Базовая коллекция ЭБС "БиблиоРоссика". - МГИК. - Менеджмент в сфере искусства и культуры. - Театр, кино, режиссура. - ISBN 978–5–7567–0614–7