Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
К примеру, герои передач или фильмов режиссера В. Микеладзе часто наблюдают за событиями, происходящими на теле- или киноэкране. И герои, и изображение событий зафиксированы на одной плоскости, в одном кадре ("Огнеборцы", "Бомба в метро", "Покушение" и др.).
В фильме В. Кобрина "Шаги в никуда" в интерьере комнаты зритель видит работающий телевизор, на экране которого запечатлены босые ноги уходящего от камеры человека (в никуда).
Можно привести в качестве примера и многочисленные совмещения в одном кадре реального изображения (за счет его частичного вытеснения) с компьютерной графикой (фильм "Групповой портрет в натюрморте" этого же режиссера).
При этом кадр становится зрелищно более живописным и более насыщенным по смыслу.
Данный спецэффект используется в передачах для глухонемых, когда диктор, находящийся в определенной части кадра, переводит содержание сюжетов (при помощи движения рук) на язык, понятный аудитории.
Есть возможность использовать рирпроекцию: произвести съемку объектов на фоне ранее снятого изображения и таким образом совместить объекты, разделенные в пространстве и во времени. Фон (статичный или динамичный) может быть заменен и в процессе работы за пультом.
Пульт позволяет выделить наиболее существенный элемент композиции кадра, окантовав его рамочкой, перевести изображение из позитива в негатив, поменять цвет в кадре.
Рамки данного учебного пособия не позволяют даже перечислить все имеющиеся в распоряжении телережиссера спецэффекты, но нельзя не рассмотреть понятие "кашированный кадр" — от французского слова сасhег — заслонять.
Как только деятели экранного искусства столкнулись с заданной прямоугольной формой экрана, с четким (3:4) соотношением сторон, начался эксперимент по изменению конфигурации кадра, его размеров. Устанавливая перед объективом камеры различные заслонки в виде каких-либо геометрических фигур, изображение заключали в отверстие замочной скважины или в восклицательный знак, в овальную или треугольную форму, в форму сердца или звезды.
Кадр вытягивали по горизонтали или вертикали при помощи черных полос, расположенных сверху и снизу или по бокам кадра.
Еще в начале 30-х годов С.М. Эйзенштейн писал, что в кашированном кадре, вытянутом по горизонтали, "хорошо снимать таксу в профиль" и тем самым подчеркнуть своеобразное строение ее туловища.
Современный телевизионный пульт предлагает десятки групп каше: есть возможность отрезать любой из углов кадра, заключить все изображение в волнистую окантовку — змейку, овал или круг, но всегда надо искать целесообразность в использовании того или иного варианта.
Так, в фильме "Огнеборцы" дан текст Декрета "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Затем почти весь текст исчезает, остается заголовок Декрета, под которым в овальном контуре проходит вся история пожарной техники: от проезда пожарных на лошадях с бочками воды до мощнейшей современной техники на уровне нашего космического века. Подобное обрамление связало воедино разнородный по качеству материал — эпизод воспринимается законченным и целостным, несмотря на то, что одна часть материала черно-белая, другая — цветная, кадры кинохроники, снятые в начале века, органично соседствуют с современными кадрами.
Эффективно может быть использована и мозаика — выразительное средство, позволяющее разложить изображение на множество разноцветных квадратов. Кадр, не теряя своей живописности, становится в меру загадочным. Люди или объекты, изображение которых по какой-либо причине не должно быть полностью обозначенным, остаются невидимыми. При помощи такого приема в документальном детективе режиссера В. Микеладзе "Западня для "Шейха" показан таможенник в аэропорту Шереметьево, участвовавший в изъятии дискеты у героя фильма.
Можно вспомнить телепередачу о школе, в которой обучают будущих разведчиков. Все герои представлены зрителю на среднем плане, верхнюю часть которого занимает мозаичное изображение. Таким образом, лица участников передачи — остались неузнаваемыми.
Завершая рассмотрение проблем, связанных с обогащением пластики кадра, нельзя обойти вниманием кадр, основным содержанием которого являются комбинации из отдельных слов — надписи.
НАДПИСИ
Положительных примеров творческого использования надписей в визуальной структуре кино- и телепроизведений великое множество, возможно потому, что на заре экранного искусства — в немом кино — надписи выполняли самые ответственные задачи, в том числе и переводили разговорную речь, доносили ее смысл до зрителя.
Художественно выполненные надписи подразделяются на три вида: заглавные, титульные и пояснительные.
Первая подгруппа — заглавные надписи — объединяет названия различных передач, серий, рубрик, циклов, игровых, документальных или анимационных фильмов, короче говоря, названия любой телепродукции вне зависимости от ее вида и жанра. И вряд ли стоит приводить большое количество доводов и аргументов в защиту требований живописности, увлекательности, четкости композиций, шрифтов, ритмичного соотношения всех элементов кадра, выразительности словесной информации.
Титульные надписи представляют собой перечень фамилий создателей, желательно с указанием профессии каждого. Был период, когда для экономии времени демонстрации титульных надписей исключалась расшифровка профессий, и все фамилии давались общим списком, в виде такой своеобразной "братской могилы", как говорили кинематографисты.
Сейчас чаще всего профессии перечисляются, но в целях экономии времени их демонстрация осуществляется с такой скоростью, что нет возможности прочитать ни фамилию, ни профессию.
В такой ситуации трудно сказать, какое из зол меньшее: в первом случае досадно, что неизвестно, кто из создателей отвечает за какой участок работы, во втором — информация становится бессмысленной, так как невозможно считать ее с экрана.
В титульных надписях перечисляются также участники передачи, исполнители ролей (в игровых произведениях), указывается год выпуска, спонсоры, фирмы и все другие организации и частные лица, имеющие отношение к производству телепродукции и демонстрации ее на экране ТВ.
Пояснительные надписи являются самыми разнообразными по выполняемым функциям и по количеству существующих форм.
Известны надписи-посвящения.
"Моему прадеду нижегородскому епархиальному миссионеру Ивану Петровичу Ломакину, сыну Саше и внучке Даше посвящается". Такое посвящение стоит в начале телефильма "Русский дом" режиссера В. Виноградова.
"Моему отцу Евгению Микеладзе и сыну моему Евгению посвящаю", — гласит начальная надпись фильма В. Микеладзе "Серые цветы". Она пишется ярко-красным цветом на темном фоне, как будто кровью пишется судьба трех поколений: отца автора фильма, самого автора и его сына.
Зачастую надписи служат своеобразной экспликацией, обозначая время и место действия.
Режиссер В. Виноградов, создавая фильм "Жил-был великий писатель", использует в видеоряде надписи, сообщающие зрителю дату (число, время: часы и минуты) смерти Л.Н. Толстого и день похорон. А между ними уместилась вся жизнь писателя, основные вехи его биографии и творчества.
Кадр-надпись часто используется в качестве монтажного перехода. Так, в фильме "Огнеборцы" в надписи: "Журналъ Пате" знак "ъ" в конце слова сразу перебрасывает нас в другое время — в начало века, к кадрам кинохроники, когда пожарные ездили на лошадях, а воду возили в бочках.
Надписи могут быть использованы в качестве эпиграфа, передавать смысл происходящего на экране, дополнять изображение философскими обобщениями, как бы подытоживать основные сюжетные линии, информировать о действующих лицах.
В фильме режиссера В. Кобрина троекратно появляется фотография, смысл которой не сразу доходит до зрителя. Но вот возникают на экране одна за другой три надписи: «Стоит слева Акулина Чугунова: зарезала живьем 6-летнюю дочь и половину ее съела». «Стоит справа Андрей Семыкин: разрубил на части умершую от тифа квартирантку и съел ее». «Впереди остатки съеденных трупов». Трудно поверить своим глазам, и только надпись подтверждает реальность увиденного. Через несколько кадров появляется надпись: «1921 год. Голод в Поволжье». И страшная действительность со всей неотвратимостью предстает перед зрителем. Связь между живой и неживой природой, между жизнью и смертью нашла в фильме такое воплощение. Последняя надпись фильма гласит: "Кто же мы?".
"Жизнь есть форма существования белковых тел". Эта надпись из фильма "Последний сон Анатолия Васильевича" еще раз подтверждает, что режиссер В. Кобрин постоянно размышляет о смысле бытия (зачем мы явились в этот мир, куда идем) и вовлекает в решение волнующих его вопросов зрителей.
Эту же надпись: "Жизнь есть форма существования белковых тел" предложил использовать как эпиграф мастер курса И. Беляев своему слушателю И. Богатыреву в дипломной работе "Суета сует". Короткометражный фильм начинался кадрами, снятыми в родильном доме, — на новорожденном младенце фиксировалась бирочка с его фамилией. Затем следовали кадры всевозможных реклам, плакатов, цифр в четком ритме несущейся вперед жизни. И в финале возникал труп в морге с почти аналогичной бирочкой — фамилией человека, закончившего свое земное бытие. Другой педагог предложила дать в эпиграфе слова из "Покаянного канона Андрея Критского": "Душа моя, душа моя, восстани, что спиши? Конец приближается...". Но дипломник-режиссер остался верен своему замыслу и использовал в эпиграфе строчки из стихотворения И. Бродского "Пространство торчит прейскурантом, время соткано смертью". Не требует доказательств мысль, что со всеми тремя эпиграфами один и тот же видеоряд воспринимался совершенно различно, был окрашен эмоционально в совсем иные тона.
Таким образом, надписи органично вошли в образную структуру видеоряда.
Прежде надписи изготавливались на стекле, сейчас их все чаще набирают на компьютере, который предлагает авторам великое множество размеров и шрифтов, позволяет располагать их на плоскости в любых вариациях, соразмерять с фоном. А все эти компоненты для живописной композиции кадра имеют основополагающее значение.
К примеру, светлые надписи на светлом фоне не читаются, точно также как и темные на темном фоне. Эту простую истину приходится доказывать сегодня и письменно, и устно.
Итак, как свидетельствует практика и теория экранного искусства, кадр обладает необыкновенными живописными и графическими возможностями. Он имеет свою пространственную композицию, линейный рисунок, тональность и колорит. Но кадр не существует самостоятельно, если только он не переведен в слайд. Каждый кадр включен в цепь сменяющих друг друга изображений, которые как бы повторяют процесс воспроизведения окружающего нас мира (либо реального, либо существующего лишь в воображении авторов) в зримых и звучащих экранных образах.
Основной принцип экранной образности — принцип движения. Движение авторской мысли, наблюдения, восприятия влечет за собой движение вновь созданных композиций — кадров. Они сменяют друг друга в определенной последовательности, обусловленной смысловой сущностью произведения и его эмоциональной направленностью, изобразительными и звуковыми особенностями экранной формы. Появляется на свет то, что называется экранным искусством.
Список литературы
1. Ларичев, Т.А. Практическая фотография : учебное пособие / Т.А. Ларичев, Л.В. Сотникова, Ф.В. Титов. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. - 152 с. - ISBN 978-5-8353-1570-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
2. Головко, С.Б. Дизайн деловых периодических изданий : учебное пособие / С.Б. Головко. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 423 с. : ил. - («Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-01477-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
3. Надеждин, Н.Я. Введение в цифровую фотографию / Н.Я. Надеждин. - Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007. - 260 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
4. Нильсен, В. С. Изобразительное построение фильма. Теория и практика операторского мастерства [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / В. С. Нильсен. - М. : ВГИК, 2013. - 268 с. - ISBN 978-5-87149-152-2.
5. Медынский, С. Е. Оператор: Пространство. Кадр [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Е. Медынский. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 108, [3] с. - ISBN 978-5-7567-0613-0.
6. Светлаков, Ю. Я.Автор-оператор [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ю. Я. Светлаков ; Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : КемГУКИ, 2008. - 263 c. - Базовая коллекция ЭБС "БиблиоРоссика". - ISBN 978-5-903546-06-0.
7. Волынец, М.М. Волынец М.М. Профессия: оператор [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. М. Волынец ; Волынец М.М. - Москва : Аспект Пресс, 2011. - 186 c. - Базовая коллекция ЭБС "БиблиоРоссика". - МГИК. - Менеджмент в сфере искусства и культуры. - Театр, кино, режиссура. - ISBN 978–5–7567–0614–7