Файл: Скептицизм и агностицизм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Суть агностицизма

В чем суть агностицизма, какова его определяющая черта? Некоторые ученые полагают, что для агностицизма характерно утверждение, что мир не познаваем.

Но если взять трактовку агностицизма как учения, отрицающего познаваемость мира (а в некоторых учебных пособиях подчеркивается даже, будто «основной тезис агностицизма - познание невозможно») и применить ее к оценке мировоззренческих позиций И.Канта, И.Мюллера, Г. Гельмгольца, А. Пуанкаре, Т. Гексли, К. Пирсона или Г. Башляра, то, быть может, мы и определим их как агностические в общетеоретическом плане, но при этом останется непонятным, почему эти ученые внесли значительный вклад в разработку проблем именно научно-теоретического познания. Представление, будто агностицизм отрицает познаваемость вещей, не применимо ни к одной из его распространенных форм, причем не только настоящего, но и прошлого. Наличие агностицизма в философии свидетельствует о том, что познание есть сложный феномен, что здесь есть над чем поразмыслить, что оно заслуживает специального философского продумывания.

Древнегреческий философ Протагор разделял материалистические убеждения, сомневался в существовании богов. Касаясь возможности познания окружающих явлений, он обосновал взгляд, согласно которому «как оно кажется, так оно и есть». Разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, поэтому «человек есть мера всех вещей».

Таким образом, философ делал вывод о невозможности достоверного, т.е. общезначимого знания существа окружающих явлений. Основатель античного скептицизма Пиррон (ок. 365- 275 до н.э.) считал достоверным чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным); заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Всякому утверждению о предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Именно такой ход мысли привел к позиции воздержания от окончательных суждений. Уже знакомство с античным скептицизмом как наиболее ранней формой агностицизма показывает, сколь неточным является представление о агностицизме, как учении, отрицающем познание (или познаваемость) мира. В Новое время на основе прогрессирующего развития естествознания сложились представления Д. Юма и И. Канта о возможностях познания.

Скептицизм - направления теории познания, подвергающие сомнения принципиальную возможность познания истины и действительности – либо вообще, либо в определённых пределах. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.
    Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип  скептицизма — явление. Следует  различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм —  воздержание от суждений, обусловленное  сомнениями. Научный скептицизм —  последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление  в философии, выражающее сомнение в  возможности достоверного знания. Философский  скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак  философского скептицизма — утверждение  «Философия — не наука!».
    Уже в философии элеатов имеются  предпосылки философского скептицизма. Многообразие и изменчивость вещей, воспринимаемые нашими чувствами, объясняются  тем, что они – видимость, не имеющая  ничего общего с истинной сущностью  мира. Поэтому органы чувства –  источник всех заблуждений. Скептические высказывания можно найти также  у Демакрита, Гераклита и его  учеников, у Метродора Хиосского. Непосредственно предшественниками  собственно скептической школы можно  считать софистов и в особенности  киренскую школу, согласно воззрениям представителей, которой нам доступны лишь наши ощущения, а вовсе не то, что их вызывает. Три школы скептицизма  принадлежат к эллинистическому периоду греческой философии, когда  полисная система клонилась к  упадку, что привело к утрате былого познавательного оптимизма ранних философских систем. Подобно эпикурейству и стоицизму, скептицизм стремится  научить человека быть счастливым, но достичь этого, как считают  скептики, можно не с помощью каких  либо убеждений, но путём отказа от всякого познания и убеждения.