Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
СОФИСТЫ И СОКРАТ
Сократ – современник выдающихся софистов. Он не раз встречался и общался с ними, ибо Афины к тому времени стали местом, снискать славу в котором стремился каждый известный мыслитель. В диалогах Платона мы видим Сократа, постоянно полемизирующего с софистами. Однако их полемику нельзя расценивать лишь как критику софистических установок сознания. Беседы, диалог, спор – нормальное состояние мыслящих людей именно по критериям софистики. Взаимная полемика и есть то поприще, на котором возникают и где оправдывают себя софистические ходы мысли. Именно для таких ситуаций и работала софистика, готовя сознание человека к тому, чтобы отстаивать справедливость своего мнения, находить убедительные аргументы, излагать личную точку зрения, опровергать противоположные утверждения. Вне спора, вне состязания позиций и мнений, готовых опираться лишь на аргументы разума, не было и не могло быть места софистике. Поэтому дискуссии софистов, равно как и споры Сократа со знаменитыми "учителями мудрости", – совершенно естественное состояние софистически ориентированного сознания.
СВОЕОБРАЗИЕ СОКРАТА
Тем не менее, Сократ занимает совершенно особое место в истории мысли. Но своеобразие его не в том, что он противостоял софистике. Сократ развил и довел до логического конца новый, просветительский принцип рациональности, открытый и манифестируемый софистикой, но далеко не всегда последовательно осуществляемый ею. Только Сократ неукоснительно следует принципу принимать лишь то, к чему нас приводит разумное рассуждение, – и отвергать все, что не удалось рационально обосновать. Именно поэтому для Сократа способность строгого, последовательно рационального размышления имеет большее значение, чем конкретный результат мысли, воплощенный в учении. Способность мыслить и понимать важнее того, что нами понято и составляет наш "взгляд на вещи". Сам поиск достовернее любого учения.
Именно этим убеждением объясняется критическое отношение Сократа к софистам. Не полемику, а резкое неприятие вызывает у него взимание софистами платы за обучение. Он с негодованием говорит о "торговцах мудростью". Его негодование как будто сугубо морального свойства и не связано с сутью теоретической позиции, но это не так. Сократа возмущает не низведение мудрости до обыденного занятия, а претензия софистов на знание, сама их готовность учить определенным взглядам.
ОТСУТСТВИЕ УЧЕНИЯ
Сам Сократ тщательно отмежевывается от роли учителя и носителя учения. Он, как сам не раз подчеркивал, вообще не имеет учения. Он лишь ищет истину. Все, чем он располагает, – это не учение, а способность размышления, неустанно развиваемая им. По этой причине Сократ ничего не записывал и не создал никаких произведений: ведь записать и издать можно лишь определенное учение, которым он не обладал. Эта же позиция выразилась в том, что философ избегал называть своих последователей "учениками", предпочитая наименование "беседующие с Сократом". Так же он отказывается от спора как формы общения, противопоставляя ему беседу. Ведь спор в точном смысле слова – это состязание мнений, каждое из которых считает себя истинным и стремится одержать верх над иным. В спор вступает лишь тот, кто уверен, что обладает истинным знанием и хочет утвердить его. Беседа является иным жанром общения. В ней встречаются и сталкиваются не носители истин, а происходит поиск истины теми, кто ею не обладает. Данная позиция нашла обобщенное выражение в знаменитом сократовском утверждении: "я знаю только то, что ничего не знаю", с которого философ не только начинает, но которое составляет постоянный фон его мышления.
Из сказанного ясно, что рассказывать о философии Сократа как особом учении – значит создавать заведомо искаженный образ. Феномен Сократа – это своеобразный тип мышления, самозабвенно решающего универсальную задачу развития человеческого ума и способности понимания.
Список литературы
- « Сократ, Платон, Аристотель, Сенека » Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство «Республика» 1995.
- « История западной философии » Б. Рассел «Миф» Москва 1993.
- « Краткий очерк истории философии ». Издательство «Мысль» Москва. 1967. Под редакцией М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.
- « 106 философов. Жизнь, судьба, учение », «Таврия» Симферополь, 1995. 1-ый том, Анатомия мудрости.
- « Философская энциклопедия ». Главный редактор Ф. В. Константинов.
- « История философии в кратком изложении » Москва «Мысль» 1991.
- « История философии: Запад - Россия - Восток: Книга первая. Философия древности и средневековья. » Под редакцией проф., Н. В. Мотротиловой, Москва 1996.
- « Западная философия от истоков до наших дней » 1-ый том античность. ТОО ТК «Петрополис» Санкт - Петербург 1994. Джованни Реале и Дарио Антисери.
- « Истории античной философии » в конспективном изложении А. Ф. Лосев, Москва «Мысль» 1989.