Файл: Уголовно-правовая характеристика коррупционной преступности.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
- требование к родителям оплачивать охранные услуги, оказываемые школе (в Москве, например, охрана детсадов и школ оплачивается из бюджета города);
- оплата родителями школьных завтраков и обедов (если ребенок учится по системе полного дня);
- требование денег за углубленное изучение ребенком каких-либо предметов или за факультативные, индивидуальные и групповые занятия, которые проводятся за счет часов, отведенных в основных образовательных программах.
- взятки за обеспечение высоких балов ЕГЭ;
- дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета;
- нецелевое использование федеральных средств;
- покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника;
-вымогательство педагогов во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов, зачетов);
- навязывание платных консультаций, покупки собственных книг, методических пособий студентам;
- давление студентов, не желающих учить предмет, на педагогов (навязывание взятки);
- давление на педагогов со стороны коллег или руководства с целью получения экзамена или зачета.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства система многоступенчатого оформления документов приводит к взяткам за получение всевозможных справок, особенно при покупке и/или продаже жилья.
Широкие масштабы, в свою очередь, приобрела и сдача муниципальных нежилых помещений за «откаты»[26] соответствующим должностным лицам, которые так же принимают участие в многочисленных аферах по постройке домов, плодя обманутых вкладчиков строительных пирамид.
Кроме этого, чиновники нередко получают мзду с представителей малого и среднего бизнеса путем проведения проверок и выставления различных требований для получения разрешений на использование объектов ЖКХ — коллекторов или чердачных помещений[27].
Повсеместно распространено нелегальное подключение к электропитанию мелких фирм и индивидуальных предпринимателей за взятки, особенно в тех случаях, когда это невозможно сделать легально.
В области социального обеспечения развита практика выселения из квартир одиноких пенсионеров через систему патронажа и незаконного отъема у них жилья. При этом происходит не только противоправное взаимодействие муниципальных чиновников с сотрудниками правоохранительных органов, но и их «сращивание» с представителями криминальных структур.
Не без участия властных структур на местах происходит, к сожалению, и расхищение средств, выделяемых на содержание инвалидов и стариков.
Скрытые формы такого хищения — закупка медикаментов, продуктов питания и других предметов потребления по завышенным ценам, а также с истекающими или истекшими сроками годности.
В сфере использования и купли-продажи земли отдельные чиновники, объединив свои интересы с представителями монопольных строительных фирм и зарубежными спекулянтами землей, производят скупку за минимальные денежные средства огромных земельных участков, что приводит потом к необходимости выкупать их реальными застройщиками. Аналогично происходит выкуп сельскохозяйственных угодий в регионах для их последующей сдачи в аренду сельхозпроизводителям[28].
Громадные территории сельскохозяйственных земель выводятся из производственного оборота в частный сектор экономики, что приводит к дальнейшему обнищанию сельских жителей и сокращению производства сельскохозяйственных продуктов.
Значительные коррупционные проявления отмечаются так же и в области призыва в Вооруженные силы, где уже сложилась такса за незаконное освобождение от службы в армии — «откос» и действуют коррупционные механизмы, основными элементами которых являются сотрудники военкоматов и члены призывных комиссий.
Следствием этого является явно выраженная дискриминация граждан по призыву, в результате которой на службу попадают преимущественно выходцы из бедных слоев населения.
- Коррупция в органах власти
Наибольшую опасность для общества несет коррупция в аппаратах государственной власти и местного самоуправления. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что государственная и региональная политика зачастую прямо диктуется частными интересами лиц, находящихся непосредственно во власти или способных напрямую влиять на принятие решений.
По мнению А.П. Чашина, основную часть дохода чиновников, находящихся на разных уровнях иерархической лестницы и нередко объединенных друг с другом коррупционными связями и круговой порукой, составляют теневые доходы, прежде всего, в виде взяток за:
- выдачу квот и лицензий на разработку природных месторождений, добычу других природных ресурсов;
- организацию тендеров и аукционов с заранее предрешенным результатом;
- обеспечение доступа к инсайдерской информации и ее использование в интересах коррумпированных лиц;
- подряды на проведение различных видов работ конкретными фирмами;
- хищение (растрата) бюджетных средств с использованием
служебного положения[29].
Специалистами отмечаются многочисленные факты коррупционного характера в сфере государственного и муниципального управления:
- занятие чиновниками коммерческой деятельностью;
- участие непосредственно, через посредников или членов своих семей в управлении разного рода предпринимательскими структурами;
-оказание опекаемым фирмам содействия в получении незаконных льгот и привилегий, приобретении собственности, облегченном или внеочередном прохождении нормативно установленных процедур и оформления документов, получении разрешений и квот;
- непринятие мер по фактам нарушения законодательства (в том числе налогового) за бездействие антимонопольных органов против картельных сговоров по топливу, электроэнергии, производству строительных и иных материалов;
- завуалированные формы торговли вверенным государственным или муниципальным имуществом, важной служебной информацией.
При непосредственном участии представителей власти происходит передел собственности, осуществляемый путем заказных банкротств, недружественных слияний и поглощений, всевозможных корпоративных конфликтов, связанных с захватом чужого бизнеса, в том числе с распространившимися в последнее время рейдерскими захватами собственности.
Как правило, в таких захватах оказываются замешаны практически все институты власти: законодательной, представители которой за вознаграждение инициирует депутатские запросы в интересах конкретных коммерческих структур; исполнительной, использующей всю мощь административного ресурса; судебной, обеспечивающей принятие необходимых для противоправного передела собственности неправосудных судебных решений.
В сфере бюджетного обеспечения наблюдается практика выделения финансовых средств на конкретные проекты за «откаты», которые получают как чиновники профильных министерств и ведомств, так и представители депутатского корпуса за включение таких проектов в бюджетное финансирование.
Вообще, «откатная» система настолько укоренилась в сфере управления экономикой, что многие компании в завуалированной форме закладывают в свой бюджет ресурсы, необходимые для «стимулирования» решения того или иного вопроса, связанного с получением финансовых средств.
В области кадровой политики достигли невиданных ранее масштабов назначения на должности за деньги. Так, например, согласно неофициальным данным, стоимость должности начальника столичного ОВД варьируется от 500 тыс. до 1 млн долларов, а депутатское место в Госдуме от 10 до 20 млн[30].
3. Коррупция в судебных, правоохранительных и контролирующих органах
Исключительную опасность для общества представляют коррупционные процессы в судебных, правоохранительных и контролирующих органах, представители которых сами должны противостоять преступности и коррупции.
Несмотря на широкомасштабные акции правоохранительных структур по самоочищению от сотрудников, совершающих правонарушения коррупционного характера, уровень коррупции в них остается достаточно высоким. Так, в 2008 году свыше 60 % осужденных сотрудников правоохранительных органах составили лица, совершившие должностные преступления — вымогательство взятки, превышение и злоупотребление служебными полномочиями.
В деятельности правоохранительных органов не редки случаи «заказных наездов» на разные объекты бизнеса по заказу конкурентов. Относительно новым явлением становится создание устойчивых групп давления в составе сотрудников правоохранительных органов и представителей органов местного самоуправления, которые скоординировано и избирательно воздействуют на те или иные бизнес-структуры.
Не снижаются масштабы коррупционных проявлений в системе органов ГИБДД и паспортно-визовых служб.
В налоговых органах отмечаются факты взяток за проведение заказных налоговых проверок, которые инициируются конкурентами. Практикуется занижение размеров налогообложения, оказание содействия предпринимателям в выборе способов уклонения от налогов. Отдельные сотрудники налоговых органов и служб банковского надзора обеспечивают прикрытие («крышу») банкам, которые занимаются обналичиванием средств для реализации «серых» зарплатных схем[31].
В системе таможенных органов существуют целые структуры, занимающиеся растаможиванием грузов с резко сниженной ставкой путем пересортировки товаров и неучета грузов, проходящих через таможню.
Кроме этого, известны массовые случаи образования частных таможенных терминалов, финансово стимулирующих противоправную деятельность работников таможни.
Коррупция процветает и в системе надзорных органов, например, пожарной инспекции или санитарно-эпидемиологическом контроле, в форме вымогательств взяток у малого бизнеса за выявленные и/или придуманные ими мелкие и крупные нарушения установленных норм и правил.
Свое распространение коррупция получила и в судебной системе в форме:
- взятки, получаемой судьей суда общей юрисдикции по уголовным делам, за смягчение приговора или переквалифицирование инкриминируемого преступления на более «мягкие» статьи УК РФ. Что приводит, в свою очередь, к получению минимально возможного срока или вовсе к условному наказанию, в результате чего может последовать условно-досрочное освобождение или досрочное снятие судимости.
Оправдательные приговоры коррумпированными судьями, как правило, никогда не выносятся, т.к. их легко можно будет оспорить в вышестоящем суде, а это, как минимум, не самым благоприятным образом скажется на карьере судьи.
Определенной спецификой коррупционных явлений в судах является наличие системы посреднических услуг через «черных адвокатов», которые берут на себя роль уладить дело с конкретным судьей за определенное вознаграждение. При этом чаще всего такими «адвокатами» являются родственники, друзья судей.
Как правило, коррупционная схема выстроена следующим образом: «черный адвокат» - судья / помощник судьи. Конторы таких «черных адвокатов» обычно расположены рядом с судами, судьи которых либо откровенно рекомендуют своих адвокатов, либо недвусмысленно намекают на необходимость смены «чужого, пришлого» адвоката, создавая, например, административные барьеры при подаче иска в суд. Если сторона не привлекает «черного адвоката», то обычно проигрывает.
Прикрывается такая схема, как правило, Председателем суда, собирающим дань со всех судей, а часть денежных средств, как правило, ежемесячно передается Председателю суда региона субъекта РФ, который имеет «своих» лоббистов-судей в Верховном суде РФ[32].
Что касается арбитражных судов, то нередки случаи, когда судьи образуют коррумпированный тандем с предпринимателями, которые желают подавить более мелкие компании на рынке и устранить конкурентов. Суды в такого рода ситуациях лишь средство, инструментарий на пути к монополии и лоббированию интересов нечистоплотных коммерсантов.
Тема 5. Политическая коррупция
Основными сферами проявления политической коррупции являются выборы в законодательные и представительные органы власти всех уровней, деятельность политических партий, а также политический лоббизм, навязывающий органам государственной власти и местного самоуправления те или иные решения или внедряющий в их руководящие органы представителей определенных групп влияния.
В силу того, что подобная деятельность ведет к формированию властных структур, под управлением которых оказывается значительная часть российского общества и целые регионы, коррупция здесь наиболее опасна, ибо ее последствия весьма трудно преодолимы и, более того, способствуют развитию не только политической, но и многих других форм коррупции.