Файл: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 мая 2008 года Президент Российской Федерации подписывает Указ «О мерах по противодействию коррупции»,[68] которым был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В данный Совет вошли 19 человек, среди которых: Президент Российской Федерации, руководители некоторых силовых ведомств, председатели высших судов Российской Федерации, несколько помощников Президента по различным вопросам, несколько министров, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судах Российской Федерации, руководитель Администрации Президента, член Общественной палаты, руководитель Аппарата Правительства и Председатель счётной палаты. Этот Указ установил, что основными задачами Совета являются: - подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции; - координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции; - контроль за реализацией мероприятий предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

Также этот Указ обязал председателя президиума Совета разработать и представить проект Национального плана противодействия коррупции. Следующим важным этапом развития противодействия коррупции было утверждение Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года Национального плана противодействия коррупции.[69] Принятие данного документа является важным этапом развития противодействия коррупции. Так данный план предусматривает довольно широкий перечень мер направленных на борьбу с коррупцией. Сюда можно отнести: - меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции; - меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции; - меры по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещёнию.

Так, основной мерой законодательного обеспечения противодействия коррупции является подготовка и внесение в Государственную Думу проекта закона «О противодействии коррупции», предусматривающего в частности:[70] а) определение понятий «коррупция», «коррупционное правонарушение», «противодействие коррупции»; б) меры по профилактике коррупции, включающие в себя: - специальные требования к лицам, претендующим на замещёние должностей государственных служащих; - развитие института общественного и парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства; - совершенствование механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; - возложение на государственных служащих обязанности уведомлять о ставших им известных случаях коррупционных или иных правонарушений, а также привлечение их к ответственности за невыполнение данной обязанности; в) определение основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции, включающих в себя: - совершенствование системы и структуры государственных органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий; - разработку системы мер, направленных на совершенствования порядка прохождения государственной службы и стимулирование добросовестного исполнения обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне; - сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий; - введение антикоррупционных стандартов направленных на предупреждение коррупции; - обеспечение справедливой и равной для всех доступности правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в судах; - развитие процедур досудебного и внесудебного разрешения споров, прежде всего между гражданами и государственными органами.


Национальный план, в законодательном обеспечении противодействия коррупции, также предусматривает внесение изменений в ряд уже существующих законодательных актов. Мерами по совершенствованию государственного управления предусматривается осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих в себя: а) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации полномочий; б) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости средств массовой информации; в) создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны гражданского общества; г) сокращение излишней численности государственных служащих с одновременным привлечением на государственную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объемов и результатов выполняемой работы; д) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; е) разработку и внедрение стандартов государственных услуг и регламентов исполнения государственных функций, а также оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах; ж) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающими возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих.

Среди мер по совершенствованию государственного управления предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания в составе кадровых служб федеральных государственных органов подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением на них следующих функций: а) обеспечение соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утверждённых Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885;[71] б) обеспечение деятельности комиссий по разрешению конфликта интересов; в) принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы; г) оказание консультативной помощи по вопросам связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих; д) обеспечение реализации обязанности государственных служащих сообщать о ставших им известными случаях коррупционных и иных правонарушениях, а также осуществление проверки достоверности таких сведений и сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими; е) проведение служебных расследований коррупционных проявлений; ж) взаимодействие с правоохранительными органами.


Для повышения профессионального уровня юридических кадров требуется:[72] а) повышение качества образовательных программ в области юриспруденции, в том числе увеличение практической подготовки обучающихся; б) совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программу в области юриспруденции; в) воспитание у правоприменителей уважительного отношения к закону; г) усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования; д) усиление государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров; е) разработка и внедрение в практику механизма получения общественной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, реализующих программы в области юриспруденции, в общественных образовательных, научных и промышленных структурах; ж) законодательное закрепление правила, в соответствии с которым судья федерального суда, впервые назначенный на должность, обязан проходить профессиональную подготовку.

Не маловажную роль играет правовое просвещёние общества. Для повышения качества просвещёния общества необходимо:[73] а) поддержка со стороны государства широкого участия Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», других общественных и религиозных организаций, направленной на формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции; б) формирование в обществе и государственном аппарате уважительного и бережного отношения к частной собственности; в) повышение правовой культуры общества в целом; г) обеспечение условий для широкого доступа населения к специализированному правовому телевизионному каналу «Закон-ТВ». Борьба с коррупционной преступностью предполагает привлечение к ответственности и тех, кто осуществляет подкуп служащих, а также устранение последствий коррупционных правонарушений: взыскание незаконно полученного имущества или стоимости предоставленных услуг, аннулирование актов и действий, совершённых в результате правонарушений, связанных с коррупцией, восстановление нарушенных прав и законных интересов.


Рост раскрываемости коррупционных правонарушений невозможен без существенного улучшения работы оперативно-розыскных органов МВД, налоговой полиции, повышения профессионального мастерства работников следственного аппарата. Необходимо также разработать и широко применять стимулирующие нормы, освобождающие от ответственности второстепенных участников коррупционных правонарушений, которые активно способствовали разоблачению коррупционеров.

Сказанное выше о направлениях борьбы с коррупционными правонарушениями не является характерным только для России. Так, например содержание программы по обузданию коррупции интернациональный коллектив авторов пособия «Системы общегосударственной этики поведения»[74]: «Серьёзные и согласованные реформы должны включать в себя следующие элементы: 1) ясно выраженное стремление политических лидеров бороться со всеми проявлениями коррупции, где бы они не имели место, и согласие самим стать объектом проверок; 2) упор на предотвращение, профилактику коррупции и стремление изменить саму систему, а не периодически устраивать «охоту на ведьм»; 3) принятие всеобъемлющего антикоррупционного законодательства и воплощение его в жизнь …; 4) определение сфер деятельности правительства, наиболее предрасположенных к коррупции, и пересмотр, как основополагающих законов, так и административных процедур; 5) обеспечение соответствия должностных окладов государственных служащих и политических деятелей той мере ответственности, которую они несут в силу занимаемой должности, а также приведение в соответствие их заработной платы уровню зарплат в частном секторе, насколько возможно; 6) разработка законодательных норм, а также уголовных и административных мер, способных отбить охоту совершить правонарушение; 7) установление партнёрских отношений между правительством и гражданским обществом (включая частный сектор, профессиональные и религиозные организации); 8) превращение коррупции в «сферу повышенного риска и низкой рентабельности». В заключение хотелось бы привести некоторые рекомендации Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 год), содержащиеся в резолюции 7 «Коррупция в сфере государственного управления». Конгресс рекомендовал государствам – членам ООН разработать административные и регулятивные механизмы для предупреждения практики коррупции и злоупотребления властью, которые должны включать: а) разработку стратегии по борьбе с коррупцией в качестве особо приоритетного направления планов экономического и социального развития; б) повышение общественной осведомлённости о праве пользоваться государственными услугами и программами и обеспечение эффективных каналов для подачи жалоб; в) создание надлежащих внутренних процедур управления в правительственных учреждениях; г) принятие мер в рамках правительственных учреждений для обеспечения отчётности, эффективных дисциплинарных мер и средств правовой защиты в отношении государственных служащих; д) совершенствование банковских и финансовых правил и механизмов в целях предупреждения крупных переводов средств, полученных в результате коррупции.


Конгресс предложил государствам рассмотреть вопрос об адекватности их уголовного и уголовно-процессуального законодательства с тем, чтобы реагировать на все виды коррупции и деяния, с ней связанные, а также обеспечить применение санкций, способных оказывать надлежащее сдерживающее воздействие; принять процедуры и выделить надлежащие ресурсы для выявления, расследования и осуждения коррумпированных должностных лиц и разработать правовые положения для конфискации средств и имущества, полученных в результате коррупции; обеспечить принятие соответствующих мер против предприятий, замешанных в коррупции.[75] Заключение Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» совершенно определённо запрещает государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц[76].

В то же время ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешает дарить «обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда: … 3) государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей». При этом никаких указаний, чем же «обычный подарок» отличается от взятки, законодательство не содержит. Подобная двусмысленность законов очень благоприятствует коррупции.[77] Действующее законодательство и система борьбы с коррупцией в Российской Федерации не позволяют вести действенную борьбу с этим социальным явлением, которое угрожает не только осуществлению конституционных, демократических принципов построения правового государства, но и экономической и национальной безопасности страны.

Необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийно механизма и принятие новых законодательных актов. Борьба с коррупцией должна быть освобождена от бюрократических пут. Следует ввести принцип: если чиновнику предъявляется обвинение в коррупции, и доказывается факт коррупции, он несёт ответственность по предъявленному обвинению с обязательным увольнением с должности и невозможностью его работы на аналогичных должностях в органах государственной власти в дальнейшем. Эта мера наказания должна быть обязательной по всем видам коррупции, в том числе – административным и дисциплинарным нарушениям.

Выявление коррупционных правонарушений – это обязанность органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности. Расследование и разбирательство обвинений в коррупции должно быть возложено только на органы судебной власти: прокуратуру – дознание и предварительное следствие, уголовное и обвинение от имени государства; суд – судебное разбирательство по делам, представленным прокурором, или по жалобе потерпевших на решение, принятое прокурором. Важнейший принцип борьбы с коррупцией – гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией; привлечение к этой деятельности средств массовой информации, общественности, как граждан, так и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, осуждения и аморальности любого факта проявления коррупции всех уровней.[78]