Файл: Уголовно-правовая характеристика коррупционной преступности.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
Как видно из таблицы 7., видовым объектом большинства коррупционных преступлений является нормальное функционирование аппаратов управления органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, а также авторитет этих органов.
К органам государственной власти, в частности, относятся Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими органы власти.
Властные полномочия принадлежат также органам местного самоуправления, избираемым непосредственно населением и/ или образуемым представительным органом муниципального образования (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения) и наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти[4].
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации»» под государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан России, достигших возраста 18 лет, по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, их государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности ее субъектов.
Видами государственной службы являются: государственная гражданская, военная и правоохранительная служба.
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ст.2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»)[5].
Предметом коррупционных преступлений являются деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, подлежащие оплате работы и услуги, т.е. объекты гражданских прав (ст.128 ГК РФ).
Кстати, между нормами гражданского и уголовного законодательства существует определенная коллизия, связанная, применительно к коррупционным преступлениям, с размером стоимости полученного имущества или услуг имущественного характера, который бы исключал уголовную ответственность и наличием самой возможности на законных основаниях «отблагодарить» чиновника. Так, согласно ст.575 ГК РФ «Запрещение дарения» не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан, а также государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных полномочий. Согласно же ст. 290 УК РФ «Получение взятки» получение должностным лицом в качестве предмета взятки какого-либо имущества или выгод имущественного характера является уголовно наказуемым.
В российском уголовном законодательстве минимальный размер взятки не оговорен, однако рассмотренная выше статья ГК РФ разрешает государственным служащим и служащим муниципальных образований принимать подарки, стоимость которых не превышает 5 МРОТ в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Таким образом, в толковании и практике ряда уголовно-правовых мер возникли определенные противоречия, т.к. некоторые специалисты, ссылаясь на указанную статью ГК РФ, стали утверждать, что 3 тыс. рублей – это и есть та самая граница, разделяющая подарок от взятки. Однако вряд ли это мнение можно считать правильным, т.к. в ст. 575 ГК РФ не оговариваются какие-либо иные условия правомерности подобных действий (кроме стоимости подарка).
Наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предметом коррупционного преступления могут быть выгоды имущественного характера (ч.1 ст. 290 УК РФ) и оказание услуг имущественного характера (ст. 204, 304 УК РФ).
Представляется, что это терминологическое различие не является принципиальным, т.к., согласно сложившейся судебной практике, предоставление выгод имущественного характера применительно к таким составам, как «получение взятки» и «дача взятки» означает бесплатное или за более низкую цену оказание услуг, которые подлежат оплате.
Понятие «услуги» раскрывается в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», в котором указано, что «…наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов».
К материальным составам относятся следующие виды коррупционных преступлений: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ); превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ч.2 ст.203 УК РФ).
К формальным составам, в свою очередь, относятся такие коррупционные преступления, как незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст.292 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч.1. ст.309 УК РФ); воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума, соединенного с подкупом (п. «а» ч.2 ст. 141 УК РФ); подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст.184 УК РФ); превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ч.1 ст.203 УК РФ); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).
Объективная сторона коррупционных преступлений выражается, как правило, в действиях, т.е. активным способом. Путем бездействия могут быть совершены только некоторые виды злоупотребления должностными полномочиями и халатность (ст. 293 УК РФ).
Таблица 8.
Объективная сторона основных коррупционных преступлений
Коррупционное преступление |
Объективная сторона |
Коммерческий подкуп |
Складывается из: передачи денег, ценных бумаг, иного имущества, либо оказания услуг за совершение действий (бездействия) в интересах дающего; условий незаконности передачи имущества или оказания услуг; связи действий (бездействия) и ожидаемых от подкупаемого лица деяний, основанных на его служебном положении |
Злоупотребление должностными полномочиями |
Состоит из: 1.использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; 2. наступивших последствий в виде нарушенных прав и интересов граждан, организаций, общества или государства; 3. причинной связи между деянием и последствиями |
Злоупотребление полномочиями |
Деяние с использованием лицом своих полномочий; несоответствие деяния законным интересам организации; преступные последствия в виде существенного вреда |
Получение взятки |
Состоит из: 1. получения должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера; 2. получения взятки за выполнение определенных действий (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых ими лиц |
Незаконное участие в предпринимательской деятельности |
Учреждение организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, лично должностным лицом или через подставное лицо; участие в управлении такого рода организациями. |
Служебный подлог |
Состоит во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений либо исправлений, искажающих их действительное содержание |
Исходя из положений как естественного, так и позитивного права, можно сделать вывод, что среди наиболее опасных коррупционных преступлений особо выделяется деяние в виде получения взятки (ст. 290 УК РФ), которая, как известно, может быть получена должностным лицом лично или через посредника.
Получение взятки лично предусматривает не только получение ее должностным лицом непосредственно, но и получение ее иными, близкими виновному лицами с его согласия. В п.6 вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ отмечается, что «…если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя[6], действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки».
Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо использовало при ее получении посреднические услуги с тем, чтобы надежнее скрыть совершение преступного деяния. В п.8. указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняется, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении должностным лицом взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 УК РФ, т.е. когда посредник являлся соучастником должностного лица в совершении рассматриваемого преступления.
Получение взятки должностным лицом обусловлено четырьмя возможными вариантами его действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц:
1.совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, т. е. прямо предусмотрены его компетенцией;
2. способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия иного лица;
3. общее покровительство, т. е. действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью;
4. попустительство по службе, т. е. непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю[7].
Стоит отметить, что при получении взятки речь идет о действиях должностного лица не только в пользу взяткодателя, но и представляемых им лиц. Такими лицами могут быть родственники взяткодателя, иные граждане или организации, по поручению которых он действует и которых он представляет перед должностным лицом.
Согласно данным одного исследования, передача взятки может носить как открытый (33%), так и замаскированный (67%) характер. Например, замаскированные взятки – это получение ее под видом гонорара за лекции (11%), консультирования (32%), предоставления займа (13%), премирования (15%) и др.[8]
Среди наиболее распространенных видов взяток можно выделить следующие:
- взятка-подкуп - взятка, которая получена (передана) до совершения (уклонения от совершения) в интересах взяткодателя того или иного действия;
-взятка-вознаграждение - взятка, полученная (переданная) после совершения в пользу взяткодателя определенных действий (бездействия).
Субъективная сторона коррупционных преступлений характеризуется умышленной виной (прямой или косвенный умысел). Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемых противоправных деяний является мотив: корыстная или иная личная заинтересованность.
Исходя из анализа составов коррупционных преступлений, субъектами данных деяний могут быть признаны следующие категории лиц:
-должностные лица, не занимающие государственные должности РФ и государственных должностей субъектов РФ, а равно главы органа местного самоуправления;
- должностные лица, занимающие государственные должности РФ;
- должностные лица, занимающие государственные должности субъектов РФ;
- должностные лица, занимающие должность субъектов главы органа местного самоуправления;
-государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц;
- лица, не являющиеся государственными служащими и служащими органов местного самоуправления.
В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностным лицом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющее:
-организационно-распорядительные;
- административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В п.3. вышеупомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняются понятия организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
Так, под организационно-распорядительными функциями понимается руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.