Файл: Понятие и виды административно-правовых отношений. (Кафедра «Административного и финансового права»).pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
Введение
Административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования.
Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.
Целью данной работой является подробно рассмотреть вопросы об административно-правовых отношениях, отличительные черты от других правовых отношений.
Административно-правовые отношения: понятие и виды
Понятие административно-правового отношения вытекает из понятий «государственное управление», «предмет административного права», «административно-правовая норма». Административно-правовому отношению свойственны черты, общие для правоотношений других отраслей права. В общем, виде его можно определить как общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах.
Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.
Особенности административно-правовых отношений:
- в качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, поделенное управленческими полномочиями;
- одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;
- многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;
- административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие или желание второй стороны не является обязательным;
- споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном несудебном порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;
- в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.
Сторонами административно-правовых отношений, обладающими взаимными правами и обязанностями, являются, как правило:
- органы исполнительной власти,
- органы местного самоуправления,
- государственные и муниципальные служащие,
- коммерческие и некоммерческие организации,
- общественные и религиозные объединения, граждане.
В отличие от гражданско-правового отношения в административно-правовом отношении одной из сторон является субъект, обладающий определенными государственно-властным и публично-властными полномочиями.
Виды административно-правовых отношений
В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:
- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);
- между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);
- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;
- между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их
организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);
- между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
- между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);
- между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
- между субъектами исполнительной власти и гражданами.
В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:
- между центральными органами федеральной исполнительной власти и
исполнительными органами субъектов Федерации (между Правительством РФ и правительствами республик);
- между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительствами двух республик);
- между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими
на разных уровнях (например, между администрацией Красноярского
края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).
В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют:
- внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих
структур, определением основ взаимодействия между ними и их под
разделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в
этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;
- внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на
объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на
граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).
По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения:
- порожденные правомерными действиями;
- порожденные неправомерными действиями.
По содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений:
- материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;
- процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в
связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.
Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве
Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим выделяют вертикальные и горизонтальные правоотношения.
Вертикальные административно-правовые отношения могут возникнуть между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, например:
- между федеральным министерством и его территориальным органом,
- между главным государственным инспектором РФ и подчиненным ему аппаратом или нижестоящим государственным инспектором.
Общие черты вертикальных административно-правовых отношений – это осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.
Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).
Но есть и другой вид административно-правовых отношений — горизонтальные, которые характерны для сторон административного договора, например, отношения между Министерством Юстиции РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, но вопросу разработки нормативного правового акта, в котором заинтересован данный орган. К таким горизонтальным правоотношениям, исключающим принцип «власть — подчинение», могут быть отнесены правоотношения, вытекающие из договоров между главами администрации субъектов РФ о взаимных действиях по развитию социальной структуры регионов, обмену культурными достижениями, эксплуатации водохозяйственных объектов и т.п.
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.
Эти отношения, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные. К их числу относятся:
- отношения, предшествующие непосредственно управленческому воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, служат для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. Это – связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами;
- отношения, возникающие после осуществления непосредственно управленческого воздействия с целью создания условий для эффективной реакции принятого в одностороннем порядке юридически властного решения.
Таким образом, следует рассматривать два вида административно-правовых отношений: вертикальные и горизонтальные.
Но общей их характерной особенностью является то, что одной из сторон такого правоотношения всегда является орган (должностное лицо), обладающий полномочиями публично-властного характера.
Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются:
- при реализации гражданами и их организациями предоставленных им конституционных прав и обязанностей в сфере государственного управления;
- при реализации субъектами публичной администрации (органа
ми исполнительной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов)
установленных законодательством РФ функций и полномочий в
сфере государственного управления;
- при возникновении административно-правовых споров граждан, их организаций с органами, осуществляющими функции государственного управления, и их должностными лицами, в том числе споров, связанных с нарушением прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
- при нарушении физическими и юридическими лицами установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и
требований, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.
Каждая сторона административно-правовых отношений обладает административной правоспособностью.
Административная правоспособность возникает с момента рождения человека, а в отношении организации — с момента ее учреждения и не может быть передана другому лицу, невозможен и отказ от нее.
В отличие от административной правоспособности, административная дееспособность означает способность лица своими собственными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления, т.е. своими самостоятельными действиями реализовывать свою административную правоспособность.