Файл: Понятие и виды административно-правовых отношений (Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Целью данной работой является подробно рассмотреть вопросы об административно-правовых отношениях, отличительные черты от других правовых отношений.

Административно-правовые отношения: понятие и виды

Понятие административно-правового отношения вытекает из по­нятий «государственное управление», «предмет административного права», «административно-правовая норма». Административно-пра­вовому отношению свойственны черты, общие для правоотношений других отраслей права. В общем, виде его можно определить как обще­ственное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах.

Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.


Особенности административно-правовых отношений:

- в качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает соот­ветствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, поделенное управленческими полномочиями;

- одна из сторон административно-правовых отношений принимает ре­шение (издает предписание) и может применить принуждение в отно­шении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

- многие органы исполнительной власти и их должностные лица облада­ют правом издания нормативных актов, действуя по поручению госу­дарства;

- административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие или желание второй стороны не является обязательным;

- споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном несудебном порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа испол­нительной власти;

- в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она не­сет ответственность перед государством в лице его органов.

Сторонами административно-правовых отношений, обладающими взаимными правами и обязанностями, являются, как правило:

- органы исполнительной власти,

- органы местного самоуправления,

- государственные и муниципальные служащие,

- коммерческие и некоммерческие организации,

- общественные и религиозные объединения, граждане.

В отличие от гражданско-правового отношения в административ­но-правовом отношении одной из сторон является субъект, обладаю­щий определенными государственно-властным и публично-властны­ми полномочиями.

Виды административно-правовых отношений

В зависимости от особенностей участников отношений существуют сле­дующие виды административно-правовых отношений:

- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находя­щимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

- между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, нахо­дящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);

- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их орга­низационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;


- между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их
организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);

- между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

- между субъектами исполнительной власти и негосударственными хо­зяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);

- между субъектами исполнительной власти и общественными объедине­ниями;

- между субъектами исполнительной власти и гражданами.

В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:

- между центральными органами федеральной исполнительной власти и
исполнительными органами субъектов Федерации (между Правительством РФ и правительствами республик);

- между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находя­щимися на одном уровне (между правительствами двух республик);

- между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими
на разных уровнях (например, между администрацией Красноярского
края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).

В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отно­шений выделяют:

- внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих
структур, определением основ взаимодействия между ними и их под­
разделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответ­ственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в
этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их струк­турные подразделения, должностные лица;

- внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на
объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на
граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).

По характеру юридических фактов административно-правовые отноше­ния делятся на отношения:

- порожденные правомерными действиями;

- порожденные неправомерными действиями.

По содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений:

- материальные - общественные отношения в сфере управления, кото­рые регулируются материальными нормами административного права;

- процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в
связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регули­руются административно-процессуальными нормами.


Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве

Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим выделяют вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения могут возник­нуть между вышестоящими и нижестоящими органами исполнитель­ной власти, например:

- между федеральным министерством и его тер­риториальным органом,

- между главным государственным инспекто­ром РФ и подчиненным ему аппаратом или нижестоящим государственным инспектором.

Общие черты вертикальных административно-правовых отношений – это осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.

Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).

Но есть и другой вид административно-правовых отношений — го­ризонтальные, которые характерны для сторон административного договора, например, отношения между Министерством Юстиции РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, но вопросу раз­работки нормативного правового акта, в котором заинтересован дан­ный орган. К таким горизонтальным правоотношениям, исключаю­щим принцип «власть — подчинение», могут быть отнесены правоот­ношения, вытекающие из договоров между главами администрации субъектов РФ о взаимных действиях по развитию социальной струк­туры регионов, обмену культурными достижениями, эксплуатации водохозяйственных объектов и т.п.

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.


Эти отношения, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные. К их числу относятся:

- отношения, предшествующие непосредственно управленческому воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, служат для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. Это – связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами;

- отношения, возникающие после осуществления непосредственно управленческого воздействия с целью создания условий для эффективной реакции принятого в одностороннем порядке юридически властного решения.

Таким образом, следует рассматривать два вида административно-правовых отношений: вертикальные и горизонтальные.

Но общей их характерной особенностью является то, что одной из сторон такого правоотношения всегда является орган (должностное лицо), обладаю­щий полномочиями публично-властного характера.

Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются:

- при реализации гражданами и их организациями предоставлен­ных им конституционных прав и обязанностей в сфере государствен­ного управления;

- при реализации субъектами публичной администрации (органа­
ми исполнительной власти, иными государственными органами, орга­нами местного самоуправления, должностными лицами этих органов)
установленных законодательством РФ функций и полномочий в
сфере государственного управления;

- при возникновении административно-правовых споров граж­дан, их организаций с органами, осуществляющими функции государ­ственного управления, и их должностными лицами, в том числе спо­ров, связанных с нарушением прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

- при нарушении физическими и юридическими лицами установ­ленных законом или иным нормативным правовым актом правил и
требований, влекущих применение мер административного принуж­дения, в том числе мер административной ответственности.

Каждая сторона административно-правовых отношений обладает административной правоспособностью.

Административная правоспособность возникает с момента рожде­ния человека, а в отношении организации — с момента ее учреждения и не может быть передана другому лицу, невозможен и отказ от нее.

В отличие от административной правоспособности, администра­тивная дееспособность означает способность лица своими собствен­ными действиями приобретать субъективные права и выполнять воз­ложенные на него обязанности в сфере государственного управления, т.е. своими самостоятельными действиями реализовывать свою адми­нистративную правоспособность.