Файл: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ СЕТКИ В ИЗДАТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
Модуль дает постоянную величину для измерения пространства. При этом количество модульных клеток почти неограниченно. При тщательном изучении задачи, которая стоит перед дизайнером, для создания любого макета необходимо создать именно ей подходящую модульную сетку.
Быстро и грамотно сконструировать размер и расположение всех элементов возможно тогда, когда дизайнер знает объем и свойства текстовой и изобразительной информации, которую ему надо оформить. Необходимо иметь представление о том, как решение задачи будет выглядеть в макете целиком и в деталях. Эскиз нужно довести до такого состояния, чтобы ясно были определены принципы построения текста и размещения иллюстраций.
Гармония и удобочитаемость напечатанной страницы достигаются благодаря ясности шрифтовых форм, подходящему кеглю шрифта, длине строки, интерлиньяжу и величине полей. Формат страницы и размеры полей определяют величину полосы набора.
Пропорциональность формата страницы, полосы набора и кегля шрифта задает общее эстетическое впечатление.
Для каждого нового проекта должна разрабатываться новая сетка, наиболее подходящая для выполнения специфических задач. От дизайнера требуется быть непредвзятым и объективно анализировать каждую новую задачу. Работая над большими объёмами информации, дизайнеру необходимо иметь способности логически организовывать постоянно изменяющуюся информацию и композиционно правильно расставлять элементы макета.
ПОРЯДОК РАБОТЫ С МОДУЛЬНЫМИ СЕТКАМИ
В начале работы дизайнер должен определить вид издания, формат, текстовый и иллюстративный материалы, подписи, способ печати и тип бумаги. Затем дизайнер в поисках оптимальных решений задачи делает эскизы, точно пропорциональных окончательному формату, чтобы избежать сложностей при перенесении их в формат оригинала. Далее эскизы просматриваются и выбирается самый оптимальный для решения задач макета.
От ширины колонки зависит кегль применяемого шрифта. Чем уже колонка, тем обычно меньше кегль шрифта. При узкой колонке и крупном шрифте на строке помещается слишком мало слов, поэтому оптимальное количество слов в строке должно быть не меньше
Поиски композиции с двумя, тремя и четырьмя колонками, с меньшим и большим кеглем шрифта продолжаются до тех пор, пока не появится возможное решение. Только тогда стоит сравнить эскизы друг с другом. Явно неподходящие варианты отбрасываются и, наконец, остаются два или три эскиза. Их нужно увеличить до размера 1:1, потом опять сравнить друг с другом, пока не останется один эскиз. На этом эскизе рисуются в колонках строки шрифта, который будет использован. Потом на него накладывают модульную сетку со шкалой и проверяют, сколько строчек текста помещается в одну модульную клетку. При этом первая строчка должна точно совпадать с верхней границей модульной клетки, а последняя стоять на линии нижней границы клетки.
В сложной мелкой модульной сетке должны совпадать не только линии шрифта и края иллюстраций, но и подписи к иллюстрациям, заголовки и подзаголовки. Чтобы подписи читались как информация дополнительная, подчиненная по отношению к основному тексту, они могут быть набраны курсивом или меньшим кеглем. Чтобы шрифт подписей совпадал со строчками текста, нужно делать подписи вместе с интерлиньяжем той же высоты, что и строки основного шрифта. Это значит, что основной текст десятого кегля с интерлиньяжем 2 пункта равен 12 пунктам в высоту, соответственно две строки подписи в 6 пунктов равны 12 пунктам. При этом соотношении все строки основного текста совпадают со строками подписей. Когда строки заголовка, подписи соотнесены со строками основного текста, такой же расчет проводится с модульными клетками. Иллюстрации, таблицы, статистические данные и так далее рассчитываются как модульные клетки, то есть проектируются в размере модуля. Несколько модульных шагов могут любым образом объединяться в большие модульные клетки, причем верхние и нижние края клетки должны совпадать со строками шрифта. После того, как строки и модульные клетки-шаги приведены в соответствие, надо проверить пропорциональное соотношение полосы набора и формата страницы — удалось ли создать гармоническую пропорцию. Для этого проверяются пропорции полей друг к другу и к полосе набора. Если результат неудовлетворительный, нужно начать все сначала. Такая работа может занять много времени. Но она вознаграждается, потому что от результата этого труда зависит успех издания.
Для соблюдения единства в дизайне печатного издания внешнее оформление, то есть разворот обложки, должно делаться по той же модульной системе и с применением шрифтов тех же размеров, что и внутреннее оформление. Такая форма последовательного, логичного оформления требует, чтобы концепция дизайна обложки с самого начала разрабатывалась вместе с внутренним оформлением. Для этого должна быть найдена такая модульная структура, с помощью которой можно сделать красивую и броскую обложку и в то же время объективно и функционально представить внутренние материалы издания. Такая задача ставит перед дизайнером множество вопросов, которые он должен как следует обдумать, чтобы найти функциональное и эстетически убедительное решение.
Поэтому неудивительно, что нам встречается множество изданий, в которых обложка сделана без всякой связи с принципами внутреннего оформления. Без оглядки на формы внутреннего оформления книги открывается большое поле для работы фантазии, можно проектировать формы с меньшими ограничениями, свободнее выбирать число красок и сами цвета. Большинство дизайнеров выбирают этот путь как более простой.