Файл: Работа с художником-иллюстратором и с дизайнером книги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как говорил Сэмюэл Антупит, художественный редактор знаменитого издательства Herry N. Abrams, специализирующегося на книгах по искусству: «Оформление книги как из источника рождается из содержания текста. Не бывает предопределенных решений. …Некоторые книги получаются красивыми и элегантными, другие — веселыми или раздражающими». Однако книжный дизайн состоит из двух подходов. Первый можно было бы назвать «прозрачным»— это дизайн, который себя не навязывает. Задача его — свести к минимуму прилагаемые при чтении усилия. Второй подход призван создавать настроение. Прибегая к нему, дизайнер как бы выстраивает для читателя сцену. Когда оформитель работает над созданием настроения, ему приходится принимать в расчет не только суть предмета, но и характер аудитории. К примеру, некоторые гарнитуры более подходят для детей. Характер используемых иллюстраций, несомненно, тоже в большой степени зависит от характера читателя, которому книга адресована. Примеры наилучшего полиграфического дизайна — и, несомненно, лучших иллюстраций — могут быть найдены в детских книгах.

Несомненно, что иллюстрации и текст должны быть интегрированы, причем в качестве объединяющей силы предпочтительна именно позиция автора. В идеале не должно существовать разделения на автора, иллюстратора и дизайнера. Коммуникация посредством слова, иллюстрации и дизайна должна стать единым и неразрывным творческим процессом. В этом залог появления наилучшим образом сделанных книг.

При всей важности разнообразия элементы оформления в первую очередь все же призваны обслуживать задачу объединения материала. Информационные графики в специальной литературе, например, вполне могут быть выполнены в едином стиле и приведены, так сказать, к общему знаменателю. Таким образом, они будут нести двойную нагрузку: правильно информировать читателя и вносить свой вклад в общее оформление книги. Конечно, не в каждой книге иллюстрации способны представлять собой связанный ряд. Это ставит более сложную, чем обычно, задачу дизайнерского решения с точки зрения оформления издания в качестве единого целого.

Дизайнер книги

История дизайна книги.

Оформление книги неразрывно связано с техникой её изготовления. Каждое новое изобретение (книгопечатание, различные его способы от ручного станка до цифровой печати) влекло за собой изменение внешнего облика книги. Поэтому невозможно историю оформления книги рассматривать отдельно от истории книгопечатания.


О теории книжного оформления можно говорить начиная с XVI века, когда выходят первые труды о построении шрифтов и пропорциях, такие как «Луг цветущий» Жоффруа Тори или «Руководство к измерению циркулем и линейкой» Альбрехта Дюрера.

Деятельность движения искусств и ремесел оказали влияние на немецкую школу Баухауса. Её участники, преодолевая декоративность рубежа веков, создают новые предметы быта и искусства — простые и функциональные. Художественное ремесло уступает место промышленному дизайну. В книжном оформлении тоже намечается перелом. Новые типографы, такие как Ян Чихольд и Пауль Реннер, в соответствии с изменившимися условиями жизни, ставили во главу угла экономичность и функциональность книги. Большое внимание уделялось удобочитаемости, научному подходу к разработке шрифта.

В России уже после Второй мировой войны начинает проявляться новое всеобъемлющее художественное течение, названное в 1960-е гг. постмодернизмом. Классические приемы оформления, симметричный набор, шрифты с засечками, нарисованные по образцам эпохи Возрождения вновь начинают интересовать книжных дизайнеров всего мира.

Авангардные, модернистские приемы новой типографики, впрочем, не уходят со сцены. В 1940—1950-е гг. они особенно активно разрабатываются швейцарскими книжными дизайнерами. Их деятельность получила название швейцарского стиля. Одной из характернейших книг времени стала «Новая архитектура» Альфреда Рота (1940). Макс Билл, конструктор этой книги, одним из первых применил модульную сетку, которая и сейчас используется во всех областях дизайна.

Сегодня дизайнер книги получает саму книгу уже практически готовой со всеми внесёнными в неё правками. Основная работа дизайнера теперь – это выбрать правильный шрифт, разработать обложку книги, разработать оглавление, если такое есть. К тому же дизайнер выбирает и формат книги. При необходимости учитываются и пожелания заказчика. Например, это может быть надпись оглавления в том или ином стиле или что-то особое в оформлении обложки книги. Также дизайнер должен разработать и суперобложку книги, если, конечно, она предусмотрена.

Дизайнер книги. Роль и задачи

Дизайнер книги отвечает за процесс художественного оформления обложки и некоторых внутренних элементов книги - форзаца, нахзаца, шмуцтитулов, авантитула, колонтитулов и др. Современный дизайн неразрывно связан с компьютерными технологиями.


Художественное оформление книги имеет определенные отличия в сравнении с дизайном, скажем, автомобилей. Даже технологии дизайна разных видов полиграфической продукции имеют некоторые отличия.

Книга - это, прежде всего, классический и пока что самый распространенный носитель информации. Задача книги - предоставить мысли автора на суд читателей или чему-то научить читателя, если речь идет об издании книг-учебников. Поэтому одной из главных задач дизайна книги в этом аспекте можно назвать передачу содержания книги в краткой и емкой форме художественной графики.

В отличие от буклетов, открыток, визиток, издание книги является значительно более емким и информативным. Однако количество изданий книг очень велико, поэтому перед книжными дизайнерами порой стоит на порядок более сложная задача, чем перед специалистами по промышленном дизайну или по дизайну упаковки. Задача оформителя книжного издания - раскрыть суть книги в ее художественном исполнении.

С точки зрения технологии и подхода к разработке художественного оформления книги (или дизайна книги, если говорить короче) сложно назвать какой-то универсальный рецепт, которым пользуются дизайнеры. Каждый дизайнер, как правило, является творческим человеком и в процессе создания дизайна книги пользуется собственными алгоритмами и художественными приемами. Авторам книг будет интересно узнать, что далеко не все дизайнеры и, тем более, художники-оформители первым и самым важным шагом считают ознакомление с содержанием издания книги. Действительно, если бы дизайнеру нужно было вникать в суть книги, пытаться понять, о чем она, а затем стараться выразить это графически, то издание книг в издательствах Москвы занимало было годы. Профессиональный дизайнер, полагаясь на свой опыт, художественный вкус и, конечно, используя техническое задание автора, в самые краткие сроки сможет предложить варианты оформления издания книг. Несомненно, художественное оформление книги будет ярким, узнаваемым, лаконичным, информативным, при взгляде на книгу читатель заинтересуется и захочет ее прочесть.

Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Но профессиональный дизайнер издательства книги обязательно знает, что в XX веке не существует единого учения о композиции, обобщающего современную художественную практику во всём её многообразии. Понятие композиции охватывает множество отдельных стилевых направлений и техник, включая как традиционное тонально-тематическое письмо, так и методы композиции, исходящие из принципиально нетрадиционных её трактовок.


Самый значительный элемент оформления книги - это обложка книги. Оформление обложки книги требует от дизайнера по-настоящему профессиональным владением приемами построения композиции, а также умения создавать стилистически выдержанные, информативные и привлекательные визуально макеты обложек.

Другие элементы издания книги, расположенные под обложкой, относятся к дизайн-шаблону верстки внутреннего блока. Некоторые из них - форзац, титульный лист - оформляются в соответствии с требованиями издательских стандартов, поэтому в данном случае полет дизайнерской мысли должен соответствовать строгим рамкам требований оформления библиографических карточек.

Зачастую дизайнеры, работая с издателями книг, склонны перегружать порученные им работы. Однако большинство книг не рассчитаны на применение авангардных подходов. Основная проблема в книжном дизайне сегодня связана не с недостатком творческого потенциала — собственно творчества мы получаем больше, чем можем использовать. Скорее, мы нуждаемся в высоком качестве исполнения, и задача дизайнеров — научиться дисциплине тщательного исполнения рутинной работы, когда творческий потенциал получает передышку. Именно от рутины зависит итоговое качество работы книжного дизайнера.

В идеале дизайнер должен участвовать в процессе планирования книги. В некоторых крупных западных издательствах художественный редактор является членом совета, в компетенцию которого входит принятие решений о том, какую книгу следует издавать, а какую нет. Бывают случаи, когда сначала разрабатывается дизайн книги, и только потом пишется текст — «под дизайн». Однако чаще всего дизайнер начинает свою работу, когда пишется текст книги. На первых шагах лучше не думать о бюджетных ограничениях, а пытаться найти идеальное решение, пусть бюджет и не способен его поддержать. Затем можно модифицировать решение так, чтобы уложиться в бюджет. Предмет книги может определить выбор необычного формата. Книга о винах, например, может быть оформлена в виде винной бутылки, книга о том, как бросить курить — в виде пачки сигарет, детская книга — в виде домика. В некоторых случаях книги имеют «нагрузку» — некоторый предмет по теме, вложенный в книгу. Вырубка или специальная упаковка весьма дороги, но достаточно необычны, чтобы привлечь внимание пресыщенного читателя.

Коммерческая сторона дизайна


Если книга продается преимущественно через книжные магазины, ей требуется привлекательная обложка. Желательно, чтобы книга была толще (благодаря плотности бумаги) или большего формата, и, если возможно, имела бы большое количество иллюстраций. Если это подарочное издание, желательно, чтобы оно выглядело внушительным и дорогим, даже если на деле таковым не является. Если предполагается продавать книгу с помощью почтовой рассылки, издание должно быть отпечатано на легкой бумаге, чтобы цена почтовых услуг оказалась ниже. Если основной предполагаемый покупатель книги — библиотеки (чего у нас сегодня практически не бывает), она должна быть надежно переплетена. Это же относится и к справочным изданиям.

Практические книги, которые условно можно было бы назвать «Как …(разбогатеть, похудеть, продать и т.д.)» — весьма популярная категория, бросающая дизайнерам серьезный вызов. Обычно на полках книжного магазина можно найти несколько таких книг, посвященных одной и той же теме. У потенциальных читателей совсем немного времени, чтобы сделать свой выбор. И имя автора, похоже, вряд ли послужит тут критерием. Именно внешний вид может оказаться тем фактором, с помощью которого потенциальный читатель сможет предпочесть одну книгу ряду других. Очевидно, богато иллюстрированная книга «Как…» будет выглядеть более привлекательной, чем та, что имеет меньшее количество иллюстраций. И цветность книги может играть решающую роль.

Художник иллюстратор

Современная иллюстрация

Современная иллюстрация — это нечто более сложное и серьезное, чем просто рисование. Просто хорошее, технически правильное или красивое рисование — это не иллюстрация, к сожалению, а, по сути, декоративное искусство.

Иллюстратор. Этапы работы.

«Любой иллюстратор — художник, но не каждый художник — иллюстратор».

Иллюстратор должен быть очень хорошим рассказчиком. Сегодня неважно, как вы рисуете, умеете вы это делать или нет, каким образом вы хотите передать изображение. Порой даже фотография, сделанная определенным образом, может быть иллюстрацией. Если вы нарисовали что-то пальцем на запотевшем окне, это тоже может быть иллюстрацией. Зависит от того, какую идею и какой посыл вы передаете.