Файл: Особенности построения торговли в советской России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренняя торговля играет большую роль в повышении жизненного уровня населения СССР. Её развитие характеризуется высокими и устойчивыми темпами, соответствующими росту доходов и платёжеспособного спроса населения. В 1975 через внутреннюю торговлю реализовано около 4/5 всех материальных благ, поступающих в личное потребление. В торговле и общественном питании занято более 7% всех рабочих и служащих народного хозяйства.

В дореволюционной России преобладала частная торговля. В 1913 из всего товарооборота страны почти 3/4 приходилось на города, где проживало лишь 18% населения. Низкая покупательная способность сельского населения вынуждала русскую буржуазию искать внешние рынки сбыта. В годы 1-й мировой войны 1914--18 производство товаров сократилось. К 1917 цены на промышленные товары возросли по сравнению с 1913 в 4,3 раза (на одежду и обувь в 5 раз), на продовольственные товары - в 5,6 раза. С марта 1917 буржуазное Временное правительство ввело карточную систему. Развилась спекуляция. В стране возник продовольственный кризис.

В первые годы Советской власти особенно острой была проблема организации продовольственного снабжения трудящихся. Первыми мероприятиями Советского государства были введение рабочего контроля над производством и распределением, создание 26 октября (8 ноября) 1917 Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода) для обеспечения централизованного снабжения населения товарами и организации заготовок сельскохозяйственных продуктов. В мае -- июне 1918 в связи с обострением трудностей снабжения осуществлены чрезвычайные меры для решения продовольственного вопроса. Были приняты: Декрет о продовольственной диктатуре, предоставлявший народному комиссару продовольствия чрезвычайные полномочия по борьбе с деревенской буржуазией, укрывавшей хлеб и спекулировавшей им; декреты о реорганизации Наркомпрода и его местных органов и об организации комитетов деревенской бедноты (комбедов). Большое внимание уделялось потребительской кооперации, которая привлекалась к торговому обслуживанию всего населения. В 1918 установлена государственная монополия на торговлю важнейшими товарами народного потребления (хлеб, соль, сахар, ткани и др.). Запрещалась частная торговля. Торговая сеть и оптовые склады переданы Наркомпроду и его местным органам. Эти меры подорвали экономические позиции капиталистических элементов, усилилась борьба со спекуляцией, были созданы возможности улучшения снабжения трудящихся. В период Гражданской войны и иностранной интервенции 1918--20 установлено централизованное нормированное распределение предметов потребления (карточная система). Основной формой заготовок сельскохозяйственных продуктов стала введённая в 1919 продовольственная развёрстка, позволившая сосредоточить в руках государства необходимые ресурсы для снабжения рабочих промышленных центров и армии.


 С переходом к новой экономической политике (нэп) в 1921 продразвёрстка была заменена продовольственным налогом, разрешалась мелкая частная торговля под контролем государства, карточная система отменена. В 1924 частному сектору принадлежало 88% предприятий розничной торговли, доля его в розничном товарообороте составляла 53%. Организацию внутренней торговли и регулирование рыночных отношений в масштабах всего народного хозяйства Советское государство начало с оптовой торговли. Сбытом продукции крупной промышленности занимались её органы управления. С 1922 начал создаваться специальный аппарат: отраслевые синдикаты и другие государственные организации (товарные биржи и ярмарки). Крупную роль в оптовом товарообороте в этот период играла и кооперативная торговля. По мере укрепления социалистических форм хозяйства в экономике страны, развития государственной и кооперативной торговли происходило вытеснение частных посредников в первую очередь из оптовой, а затем из розничной торговли. Этому способствовала проводимая государством политика налогов, тарифов, кредита, снижения цен, оказания финансовой помощи кооперации и другие экономические меры.

Постепенное укрепление позиций обобществленной торговли позволило уже в 1925-26 перейти к планированию завоза важнейших потребительских товаров в основные экономические районы и усилить роль планового начала в рыночных связях. Одновременно шло вытеснение частного сектора из сферы заготовок. В результате к концу 1927 обобществленный сектор внутренней торговли составил в товарообороте свыше 65% . Заметное развитие получила Контрактация, применявшаяся в системе заготовок сельскохозяйственной продукции. В 1931 частная торговля перестала существовать; в 1932 она была запрещена законодательством. Если крупная оптовая торговля сосредоточилась в руках государственных организаций, то в области розничной торговли преобладающую роль начала играть потребительская кооперация, заменившая частных торговых посредников.

Переход к индустриализации, рост городского населения и денежных доходов значит, повысили спрос на товары, а мелкотоварное сельское хозяйство не могло обеспечить быстрого увеличения производства продовольствия и промышленного сырья. Это вызвало необходимость перейти в 1928 к нормированному снабжению населения основными товарами по карточкам. По мере возрастания государственных товарных ресурсов была введена «коммерческая» торговля по более высоким ценам. Наряду с развитием кооперативной торговли росла государственная розничная торговля. С 1928 создавались закрытые распределители, снабжавшие товарами рабочих и служащих, прикрепленных к ним предприятий, в 1932 они заменены отделами рабочего снабжения (ОРСАМИ). Организовывались показательные универмаги, магазины типа «гастроном», ряд специализированных магазинов по продаже товаров пищевой и лёгкой промышленности и др. Создавалась сеть оптово-сбытовых баз промышленности. Была разрешена колхозная торговля, не планируемая государством, где цены устанавливались под влиянием спроса и предложения. В результате увеличения товарных ресурсов и развития торговли в 1935 была отменена карточная система и установлена свободная открытая торговля. В 1935-1941 введены единые государственные розничные цены; организационно перестроен торговый аппарат. Предприятия ОРСОВ и кооперативная торговая сеть в городах были переданы государственным торговым организациям. Главной сферой деятельности потребительской кооперации стало развитие торговли на селе. Объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли за 1928-40 возрос в 2,3 раза; число предприятий розничной торговли и общественного питания увеличилось со 170 тыс. до 495 тыс. Оборот предприятий общественного питания в 1940 составлял 13% всего оборота государственной и кооперативной торговли. Возросла доля обобществленных форм торговли в общем объёме розничного товарооборота


В период Великой Отечественной войны 1941-45 системой государственного нормированного снабжения было охвачено до 77 млн. чел. Удельный вес общественного питания в розничном товарообороте почти удвоился. На промышленных предприятиях вновь были организованы ОРСЫ. Все годы войны на довоенном уровне сохранялись пайковые цены на основные продовольственные и промышленные товары. На колхозных рынках в начале войны цены выросли, но уже в 1944 уровень их заметно снизился благодаря «коммерческой» торговле продовольственными и промышленными товарами. Значительно сократившийся в 1942 по сравнению с 1940 розничный товарооборот с 1943 стал непрерывно нарастать, в 1945 он увеличился по сравнению с 1942 в 2 раза. При этом в восточных районах товарооборот рос быстрее, чем в целом по стране. Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, в конце 1947 была отменена карточная система (введена в 1941) и налажена открытая торговля. Большую роль в этом сыграли подготовка соответствующей технической базы, восстановление и расширение основных фондов внутренней торговли, подбор и обучение торговых кадров. К 1950 была восстановлена торговая сеть и превзойдён довоенный уровень розничного товарооборота. Его объём в 1950 достиг 107% к уровню 1940.

Основной формой советской торговли является государственная торговля, базирующаяся на общенародной собственности. Через неё реализуется преобладающая масса товаров, поступающих на внутренний рынок, ей принадлежит ведущая роль в розничном товарообороте страны. Государственная торговля обслуживает главным образом городское население, через её организации также закупается у колхозов и совхозов значительная часть картофеля, овощей, бахчевых культур и фруктов.

Кооперативная торговля обслуживает в основном сельское население через потребительскую кооперацию, которая также закупает сельскохозяйственные продукты (яйца, шерсть, меха и некоторые другие виды сырья, картофель, овощи, бахчевые, фрукты и др.) у колхозов, совхозов и сельского населения. Потребительская кооперация ведёт и комиссионную торговлю сельскохозяйственными продуктами, преимущественно в городах, по ценам, как правило, несколько выше государственных розничных, но ниже цен колхозного рынка.

Наряду с государственной и кооперативной торговлей ведётся колхозная торговля - продажа колхозами, колхозниками и другими гражданами излишков сельскохозяйственной продукции на колхозных рынках. Государственная и кооперативная розничная торговля воздействует на колхозный рынок: чем лучше и полнее удовлетворяется спрос через государственную торговлю, тем меньше спрос на продукцию колхозного рынка и ниже уровень рыночных цен. В соотношении между различными формами торговли предметами народного потребления обнаруживается определённая тенденция: роль государственной торговли растет, а колхозного рынка уменьшается при известной стабилизации доли кооперативной торговли в общем товарообороте страны.


Развитие внутренней торговли обусловлено расширением производства товаров и увеличением денежных доходов населения и характеризуется динамикой розничного товарооборота, для которого закономерны высокие темпы роста. Так, в 1975 розничный товарооборот в 8,5 раз превышал объём товарооборота 1940, а в расчёте на душу населения увеличился с 92 руб. до 827 руб. (в ценах соответствующих лет). Для розничного товарооборота характерны прогрессивные качеств, изменения товарной структуры, отражающие рост материального благосостояния и культурного уровня населения. Это выражается, прежде всего, в увеличении доли непродовольственных товаров в общем объёме товарооборота (см. табл. 4), а внутри этой группы - доли товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (радио-, электро-, спорттоваров, мебели, посуды и др.). В группе продовольственных товаров растет удельный вес более ценных в питательном отношении продуктов (мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц, овощей, фруктов) и снижается доля хлебопродуктов и картофеля.

Закономерность развития товарооборота - более высокий темп его роста в расчёте на душу населения в сельской местностях по сравнению с городами способствует постепенному сближению условий жизни городского и сельского населения (в 1940 товарооборот на душу городского населения был выше, чем в деревне, в 5,2 раза, в 1960 - в 3,2 раза, а в 1975 - в 2,3 раза). Быстрое развитие экономики и культуры союзных республик также ведёт к более высоким темпам роста товарооборота в этих республиках.

Крупную специфическую отрасль внутренней торговли, в которой сочетаются функции производства, реализации готовой пищи и организации её потребления населением, представляет собой Общественное питание. Оно является важным звеном в системе социальных и экономических мероприятий государства, оказывает существенное влияние на экономию времени, рост производительности труда, имеет большое значение в социалистическом переустройстве быта, способствует повышению роли женщин в общественном производстве, облегчая их домашний труд. Оборот общественного питания постоянно увеличивается. Важный экономический показатель эффективности внутренней торговли - издержки обращения, связанные с затратами по доведению товаров от производства до потребителя. Общий уровень издержек обращения ко всей сумме розничного товарооборота (включая общественное питание) снизился с 11% в 1940 до 9% в 1975.

Материально-техническая база розничной торговли включает разветвленную сеть магазинов, столовых, кафе, ресторанов и закусочных. С конца 50-х гг. расширилась и укрепилась материально-техническая база внутренней торговли (внедрены более производит,виды торгового оборудования, новые технологические процессы и методы продажи товаров). В розничной торговле преимущественно создаются универсамы, универмаги, магазины комплексного спроса («Всё для мужчин», «Всё для женщин», «Всё для дома» и т.п.), а также специализированные магазины по продаже разнообразного ассортимента товаров с прогрессивными методами торговли и обслуживания населения (самообслуживание, продажа товаров по образцам). Эти магазины оснащены современным торговым оборудованием, предназначенным для доставки и продажи товаров без дополнительной переукладки, холодильным и кассовым оборудованием, средствами комплексной механизации для перемещения товаров на всех стадиях торгового технологического процесса. В 60--70-е гг. создана современная торговая сеть и сеть общественного питания, крупные складские комплексы, холодильники, овоще-, картофеле -, фруктохранилища и др. В этот период появились крупные Торговые центры, как городские, так и сельские, началось создание специализированных торговых домов. Отрасль оснащается электронной техникой. За 1961--75 торговая площадь магазинов удвоилась, обеспеченность населения торговой сетью (в расчёте на 1000 жителей) увеличилась на 88%, возросли общие показатели развития внутренней торговли.


На 1 января 1976 товарооборот магазинов, применяющих прогрессивные методы продажи товаров, составил 58% общего товарооборота, в том числе продажа по методу самообслуживания - 48%. Кроме того, используются такие формы торговли, как продажа по предварительным заказам, в кредит, доставка товаров на дом; посылочная торговля и др. В оптовой торговле строятся крупные механизированные склады с высотным хранением товаров (площадь хранения до 25 тыс. м2), распределительные холодильники ёмкостью до 15 тыс. т, хранилища для картофеля, овощей и фруктов ёмкостью до 10 тыс. т с устройствами активной и общеобменной вентиляции применяются комплексная механизация и автоматизация основных технологических процессов транспортировки, хранения и товарной обработки, используются пакетные и контейнерные перевозки, внедряются методы централизованной доставки товаров предприятиям розничной торговли по рациональным схемам движения товаров; создаются автоматизированные системы управления (АСУ) технологическими и коммерческими операциями. В общественном питании внедряются индустриальные методы работы с использованием полуфабрикатов и прогрессивной технологии обработки сырья и приготовления пищи на основе механизации всех процессов труда; интенсифицируются производств, процессы на базе высокопроизводительного конвейерного оборудования на основе достижений науки и техники в технологии обработки пищевых продуктов (сверхвысокочастотным и инфракрасным нагревом и др.). Предприятия общественного питания переводятся и на обслуживание комплексными обедами, оснащаются секционным модулированным оборудованием, новейшими видами теплового и технологического оборудования, унифицированной функциональной тарой, механизированными линиями раздачи обедов типа «Эффект», «Славянка», «Прогресс», которые повышают производительность труда в 1,5--2 раза.

В развитии внутренней торговли важное значение имеет торговая реклама. Рекламные службы созданы в государственной и кооперативной торговле, в промышленных министерствах и ведомствах, предприятия которых выпускают товары массового потребления, в министерстве бытового обслуживания и т. п. В системе государственной торговли имеются специализированные рекламные организации. Междуведомственный Совет по рекламе при Министерстве торговли СССР координирует рекламную деятельность различных ведомств и организаций в стране. Организация внутренней торговли. Организационно высшим звеном государственного управления внутренней торговли и центром всей торговой системы является министерство торговли СССР, которое через главные управления, министерства торговли союзных и автономных республик, органы управления торговлей и общественным питанием исполкомов местных Советов координирует развитие оптовой, розничной торговли и общественного питания, регулирует торговую деятельность других министерств и ведомств. Отдельные торговые системы имеют свои центральные органы управления (Центросоюз СССР, Главурсы промышленных министерств, Главное управление книжной торговли и др.).