Файл: Виды и роль рабства в Древнем мире.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рабовладельческих обществах древности деление на свободных и рабов проводилось с крайней резкостью и отчетливостью, В хозяйстве, в общественной жизни, в быту — всюду резко противостояли друг другу свободные граждане, т.е. настоящие и будущие рабовладельцы, и рабская масса производителей на полях, в ремесле, да домашнем обиходе. Так было и в древней Греции, и в древнем Риме.

По античным понятиям физический труд считался позорным явлением и свободный гражданин не должен был им заниматься: рабовладелец и каждый свободный человек, который мечтал стать рабовладельцем, полагали, что только война, политика и свободное времяпрепровождение, занятия наукой и искусством достойны их положения. Физический труд, по понятиям рабовладельческого класса, делал неспособным свободного человека к высшему знанию, к добродетели, к познанию наук и искусств. Греческие философы, а за ними и римские писатели настойчиво проводили эту точку зрения. Раньше и лучше всех выразил это греческий философ Платон, полагавший, что физический труд — не только позорное явление, но и затемняющее ум занятие. Такой взгляд Платона его ученик Аристотель возводил в целую теорию, согласно которой молодые люди из рабовладельческого класса, из числа свободных граждан государства не должны были изучать какие-либо ремесла, трудовые процессы в сельском хозяйстве и т. п.

Полная свобода от производственной, хозяйственной деятельности провозглашалась идеалом.

Любое производственное занятие может только принизить звание гражданина. Аристотель полагает, что свободному гражданину необходимо научиться лишь одному делу — участию в политиче¬ской жизни, до чего рабы и производители неспособны подняться, А чтобы уметь без смущения выступать, перед народом и руководить им, по мнению Аристотеля, надо было научиться ставить себя выше народа и презирать его. Только таким образом закаляется воля господина, укрепляется власть рабовладельца и властителя над массой народа, который считался «презренным стадом».

2. Источники и классификация рабства

Рабы в Древнем Риме были лишены собственных имён, прозвища, даваемые им, говорили об их национальности, либо стране, откуда они были вывезены. Раб был неодушевлённым предметом, вещью которую можно было продать или купить. Основными источниками рабства в Древнем Риме были:

  • Плен. Ведение Римом непрерывных завоевательных войн давало гигантский поток рабов на невольничьи рынки Римского государства.
  • Морской разбой или пиратство. Пираты активно торговали живым товаром, начиная с середины I века до н. э.
  • Рабство за невыплаченный долг. Кредитор мог обратить в раба человека, который не мог с ним расплатиться.
  • Наследственное рабство. Ребёнок рабыни мог быть только рабом.
  • Осуждённые за убийство и другие тяжкие преступления.

Не каждый раб был бывшим военнопленным или сыном рабыни, были люди, которые добровольно отдавали себя в рабство, не имея возможности себя прокормить. Им прокалывали уши раскалённым шилом и продевали туда верёвку.

В крупных имениях за рабов отвечали надсмотрщики – декурии. Под их началом служили мастеровые, которые присматривали за рабами и вели учёт в хозяйстве.

Рабы выполняли самые разные функции, всё зависело от их умений и навыков. Хозяин сам мог научить раба какому-либо искусству, например, игре на музыкальном инструменте, либо какой-нибудь профессии, например, ремеслу брадобрея или кулинара.

Кроме частных рабов, отличали общественных рабов, принадлежащих городу или военной части. Они занимались строительством водопроводов или возведением укреплений для римских легионеров.

Исключительными правами наделялись личные рабы императора в эпоху Римской Империи. Император мог назначить своего личного раба на любую высокую должность.

3. Роль рабства в обществе

Хотя в античной экономике ощутима была доля свободного труда (особенно в сельском хозяйстве), но все же в значительной степени она была основана на рабстве, которое пронизывало все сферы общественной жизни. В конечном счете, рабство повлияло на судьбу античной цивилизации. Возможность развивать производство сводилось к экстенсивному, количественному увеличению рабов. Как следствие: пренебрежениями к внедрению технических новинок, фактическое отсутствие прогресса в технологиях производства, зависимость от внешних условий – от войн, обеспечивающих приток невольников.

В поисках альтернативы, стимулирования искали новые формы социально-экономических отношений наподобие отпущенничества, римского пекулия или колоната. Был еще и моральный аспект, нравственное воздействие рабства на общество: рабство компрометировало физический труд, особенно тяжелый, ибо он ассоциировался с рабами (кроме труда на земле). Вместе с тем рабский труд обеспечивал гражданам полисов досуг – свободное время (греч. σχολή и лат. оtium), используемое для занятий, не связанных с экономикой.  Досуг (в греческом и подражавшем ему римском) понимании предназначался для интеллектуального и творческого времяпровождения, самосовершенствования, знакомства с прекрасным.

Таким образом, отчасти правы те, кто (как например, Фридрих Ницше) утверждал, что без античного рабства не было бы поразительной античной культуры, хотя, безусловно, были и другие предпосылки к ее развитию.


4. Заключение

Подводя итог, можно сказать, что рабство в древнем мире послужило огромных толчком не только в экономике различных государств, но и в культуре древних народов. Рабы выполняли все низшие услуги и работу по тем меркам, в то время как у остальных слоев населения было больше времени для совершенствования различных сфер таких как искусство, архитектура, философия, наука и т. д.

5. Список литературы

http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/spar/bunt02scl.htm

https://w.histrf.ru/articles/article/show/rabstvo_antichnoie

https://obrazovaka.ru/istoriya/rabstvo-v-drevnem-rime-kratko-5-klass.html

http://www.rivitalia.com/content/raby-rima

https://bigenc.ru/world_history/text/3488128