Файл: Анализ финансовых результатов на примере корпорации пищевой промышленности АО «СМАК».pdf
Добавлен: 10.07.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
Актуальность, выбранной мной темы исследования обусловлена тем, что пищевая промышленность России - крупнейшая жизнеобеспечивающая сфера народнохозяйственного комплекса, оказывающая значительное влияние на состояние всей экономики нашей страны, от эффективного функционирования которой зависит уровень продовольственной безопасности и благосостояние народа.
На современном этапе развития пищевая промышленность пока не может обеспечить решение этих сложных задач в полной мере, ввиду действия различных факторов и существующих барьеров, ограничивающих производственно-экономический потенциал перерабатывающих отраслей.
Второй фактор актуальности темы исследования - то, что финансовые результаты компании являются основным показателем успешной экономической деятельности, базой принятия решений по развитию и совершенствованию функционирования предприятия. Они также важны для экономических партнеров, сотрудничающих с данной компанией.
Финансовый результат несёт в себе всю необходимую информацию по деятельности организации и классифицируется по определённым категориям доходов и расходов, предоставленных за отчётный год. В зависимости от эффективности всей компании, объектом проверки финансового результата является бухгалтерские статьи доходов или расходов, которые являются финансовым итогом, определяемым за каждый отчётный промежуток времени на основании бухгалтерского учёта.
Проводя анализ финансовых результатов компании, можно выявить: финансово устойчиво ли предприятие; платежеспособно ли оно; если это так, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем лучше финансовые показатели компании, тем более она независима от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.
Все вышеизложенное мною, обуславливает актуальность темы анализа финансовых результатов предприятия в масштабах как отдельного предприятия.
Объект исследования - предприятие пищевой промышленности АО «СМАК» - российский хлебокомбинат СМАК. Объединивший накопленный опыт и современные технологии, чтобы выпекать вкусный и разнообразный хлеб. Сегодня АО «СМАК» является признанным лидером на рынке Екатеринбурга. Полное наименование - акционерное общество «СМАК».
Предмет исследования – отчет о финансовых результатов компании АО «СМАК». [5]
1.1 Понятие о финансовых результатах предприятия
Предлагаю рассмотреть, что же такое финансовые результаты деятельности компании.
Финансовый результат – обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования [5].
Финансовый результат от экономической деятельности, отражается в отчетности ф. № 2 «Отчет о финансовых результатах» [1,2].
Фин. результат может быть положительным (прибыль) и отрицательным (убыток).
В целом в понятие «финансовый результат» вкладывается определенный экономический смысл:
- либо превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство;
- либо превышение стоимости реализованной продукции над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и реализацией;
- либо превышение чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала организации.
Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует также об эффективном и целесообразном использовании активов организации, ее основного и оборотного капитала. Таким образом, конечный финансовый результат деятельности организации выражается так называемой бухгалтерской прибылью или (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса [6].
1.2. Теоретические основы финансового состояния предприятия пищевой промышленности
Пищевая промышленность страны представляет собой одну из крупных отраслей промышленности, включает десятки подотраслей, объединенных в четыре блока: пищевкусовая, мясомолочная, рыбная и мукомольно-крупяная промышленность.
Эти отрасли насчитывают в своем составе более 5 тысяч крупных предприятий и 15 тысяч предприятий малого предпринимательства, специализирующихся на производстве продовольственных товаров путем переработки как первичного сырья (сахарная, плодоовощная, мясомолочная, мукомольно-крупяная, табачная), так и вторичного (хлебопекарная, макаронная, кондитерская, ликероводочная, пивоваренная и др.) [7].
За счет продукции пищевой промышленности на 80-85 % формируются продовольственные фонды и создаются стратегические запасы продовольствия в стране (консервы, сухие смеси и т.п.). Качественная оценка отечественного продовольственного рынка зависит от удельного веса в его структуре продукции глубокой переработки. И, в конечном счете, от объема производства продуктов питания, их ассортимента, качества и цены зависит не только уровень жизни населения, но и его физическое выживание. Поэтому пищевую промышленность в системе народнохозяйственного комплекса страны по праву относят, к числу особых стратегических социально-значимых отраслей, обеспечивающих совместно с сельским хозяйством продовольственную безопасность, а через нее - экономическую и национальную независимость, в конечном счете - государственность страны. В связи с этим обеспечение продовольственной безопасности во всех странах является одной из приоритетных задач государственной политики, даже по сравнению с военной. Исходя из этой основополагающей цели, исторически сложилось, что во всех странах идет постоянный поиск новых путей ее обеспечения, совершенствования механизма взаимоотношений между сельским хозяйством и пищевой промышленностью на основе формирования различных региональных объединений, комплексов. Объективной основой развития региональных комплексов является разделение и кооперация труда, в результате чего различные виды деятельности обособляются в качестве отраслей и подотраслей, что приводит к сосредоточению на территории каждого региона определенного количества предприятий [7].
1.3. О деятельности компании АО «СМАК»
Хлебокомбинат СМАК – это первый хлебопекарный завод в области Екатеринбурга. Мы объединили накопленный опыт и современные технологии, чтобы выпекать вкусный и разнообразный хлеб. Сегодня АО «СМАК» является признанным лидером на рынке Екатеринбурга. Как и много лет назад, наш хлеб выпекается из высококачественных ингредиентов по технологиям длительного цикла.
В 2000 году комбинат «СМАК» вошел в Агропромышленное объединение «МАКФА». Благодаря надежному плечу стали налаживать производство, менять оборудование, вводить новые стандарты качества работы [1,3].
К началу нового века изменился и сам рынок в регионе. Хлебная «революция» назрела. Обилие и разнообразие товаров на полках магазинов приучил покупателей к наличию выбора. Из товара первой необходимости и хлеб стал превращаться в самодостаточный продукт, продукт для удовольствия, для здоровья. Как результат - потребление массовых сортов хлеба из года в год стало сокращаться, требовались совершенно новые рецептуры, другой хлеб.
Стратегией развития «СМАК» выбрал сочетание высоких технологий с традициями хлебопечения, ориентирование на разнообразный по вкусам хлеб. Приоритетом является и обязательный контроль качества каждого этапа выпечки, - в 2007 году, первым среди хлебопеков, комбинат прошел сертификацию по системе менеджмента качества ISO, чуть позднее – по системе ХАССП.
В 2014 г. на Хлебокомбинате «СМАК» был запущен уникальный для российского рынка цех с автоматизированной поточной линией по выпечке настоящей французской сдобы. Нежные булочки, которые производятся по французским рецептурам в лучших хлебопекарных традициях, быстро полюбились покупателям.
В 2016 г. «СМАК» нарастил объем производства за счет присоединения кондитерского цеха в г.Раменское (Московская область). Современная площадка оснащена автоматизированными линиями по выпуску разнообразной кондитерской продукции. Новинка от «СМАК»: «Французские рогалики» с различными начинками на основе натурального пюре или с кремовыми начинками.
В настоящее время свежий хлеб и булочки «СМАК» доставляются не только по родному Екатеринбургу и Свердловской области, но и в соседние регионы: г.Тюмень, г.Челябинск, в Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО. Сейчас активно налаживается дистрибьютерская сеть в Москве и Московской области.
В 2015 и 2016 г. «СМАК» стал победителем общегородского конкурса «Лучший налогоплательщик Екатеринбурга» в категории: малый и средний бизнес.
Ежегодно продукция «СМАК» удостаивается высоких наград на отраслевых конкурсах и выставках.
На протяжении уже многих лет в Екатеринбурге Хлебокомбинат «СМАК» является безусловным лидером отрасли, а в масштабах России, - одним из самых интересных и эффективных хлебозаводов. Ежегодно под брендом «СМАК» выходят новые хлебобулочные изделия, которые соответствуют современным трендам и опережают желания даже самых взыскательных покупателей [3].
1.4. Анализ отчета о финансовых результатах.
Мною был проанализирован отчет о финансовых результатах АО «СМАК» [1,2] за 2018 год в сравнении с 2017 год. Рассмотрены следующие финансовые показатели:
Первый показатель: Выручка – это доход от деятельности компании, совокупность полученных средств за исполнение услуг или продажу товаров. Высчитывается за заданный период времени.
Наименование показателя |
За январь-декабрь 2018 |
За январь –декабрь 2017 г. |
Относительный прирост |
Выручка |
2952900 |
2704341 |
248559 |
Проанализировав полученный объем выручки за 2018год, который составил 2952900 тыс.руб., мы можем сделать вывод о том, что компания улучшила свой финансовый показатель по отношению к 2017 (2704341 руб.). Увеличилась прибыль за счет реализации продуктов собственного производства и реализации услуг, а вот реализация покупных товаров в 2018 году снизилась 960397 тыс.руб.) по отношению к 2017 году (77674 тыс.руб). Следовательно, в 2018 году компания сделала усиленный уклон на реализацию собственной хлебобулочной продукции со своего производства.
Далее, мною была проанализирована себестоимость продаж. Себестоимость реализованной продукции, кроме производственных затрат, также включает в себя величину сопутствующих платежей: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств; плата за землю; акцизный сбор и т.д.
Наименование показателя |
За январь-декабрь 2018 |
За январь –декабрь 2017 г. |
Относительный прирост |
Себестоимость продаж |
2138254 |
1945949 |
192305 |
Себестоимость продаж увеличилась в 2018 году на 192305 тыс.руб. и составила 2138254 тыс.руб., это связано с тем, что к 2018 значительно увеличилась реализация продукции собственного производства (2014170 тыс.руб.) и реализация услуг (6356 тыс.руб.), а реализация покупных товаров снизилась (117729 тыс.руб.) по отношению к 2017 году (139443 тыс.руб.).
Следующий показатель прибыль – конечный, положительный фин. результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия [2].
Валовая прибыль = Выручка от реализации товаров, работ, услуг – полная себестоимость реализованной продукции.
Наименование показателя |
За январь-декабрь 2018 |
За январь –декабрь 2017 г. |
Относительный прирост |
Валовая прибыль |
814646 |
758392 |
56254 |
Как мы видим, валовая прибыль (убыток) за 2018 год увеличилась на 56254 тыс. руб. и составила 814646 тыс.руб., увеличилась она за счет активной реализации продукции собственного производства, уменьшилась реализация покупных товаров, уменьшились затраты на реализацию услуг, но при всем при этом по отношению к 2017 году увеличились коммерческие расходы и составили 403626 тыс.руб.
Рассмотрим прибыль от продаж. Прибыль от продаж = Валовая прибыль – коммерческие и управленческие расходы.
Наименование показателя |
За январь-декабрь 2018 |
За январь –декабрь 2017 г. |
Относительный прирост |
Прибыль (убыток) от продаж |
411020 |
429832 |
-18812 |
В 2018 году прибыль снизилась и составила 411020 тыс.руб, что является ниже на 18812 тыс.руб, чем в 2017 году. Это связано с тем, что в 2018 году увеличились проценты к уплате и составили 5900 тыс.руб., прочие доходы повысились (24174 тыс.руб. на 2018 год), а прочие расходы снизились (84120 тыс.руб).
Далее, мы рассматриваем прибыль (убыток) до налогообложения. Прибыль до налогообложения = разность между доходами и расходами от основной производственной, финансовой или инвестиционной деятельности (Балансовая прибыль ± корректировки прибыли) [2].
Наименование показателя |
За январь-декабрь 2018 |
За январь –декабрь 2017 г. |
Относительный прирост |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
356551 |
356709 |
-158 |
Прибыль (убыток) до налогообложения на протяжении двух лет (2018 год и 2017 год) остается практически неизменной, хотя текущий налог на прибыль в 2018 годы вырос и составил 79867тыс.руб. а в 2017 году он был ниже (76808тыс.руб.), но в 2018 снизились постоянные налоговые обязательства – 6298 тыс.руб, а в 2017 году были 9673тыс.руб. Выросли отложенные налоговые обязательства: в 2017 выплатили по ним 4207 тыс.руб., а в 2018 было получено 2259 тыс.руб.