Добавлен: 10.07.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
На рынке ПО предлагается ряд продуктов, которые имеют принципиально разную функциональность, назначение, степень готовности к применению, однако все они позиционируются как Хранилища данных.
Продукты, которые относят к категории Хранилищ данных, можно разделить на следующие группы:
Специальная СУБД. Например, СУБД Sybase IQ, предназначенная для создания Хранилищ данных, или многомерные СУБД, такие как MS Analysis Services, Oracle Explorer.
Инструмент программиста. Это специальные CASE-средства, ориентированные на создание реляционных баз данных в идеологии Хранилищ: Data warehouse Architect (Sybase), Ascential DataStage (Ascential Software).
Отраслевые заготовки Хранилищ данных. Это набор заготовок отраслевых приложений, применение которых сокращает сроки разработки Хранилища данных: Industry Warehouse Studio (Sybase).
Конструктор. Эти системы обладают всеми свойствами конечных клиент-серверных продуктов, содержат готовые информационные объекты, свойственные всем деловым Хранилищам данных, позволяют создавать конечные управленческие приложения при помощи дизайнерских интерфейсов, ориентированных на аналитика: CFO Vision (SAS), Контур Корпорация (Intersoft Lab).
Специализированное приложение. Эти приложения реализуют одну или несколько задач на платформе Хранилищ данных. Они требуют лишь установки и кастомизации: Контур Корпорация. Бюджет холдинга (Intersoft Lab), Контур Корпорация. Финансовое управление банком. (Intersoft Lab).
Комплексная платформа разработки. К этой группе относятся наборы программных средств, предоставляющих возможности разработчикам софтверной компании создавать заказные или тиражные Хранилища данных, а программистам ИТ-подразделений разработать Хранилище собственными силами. Выделяют средства генерации Хранилищ (data warehouse generation — DWG) и средства управления Хранилищами (data warehouse management — DWM).
По данным компании Gartner на начало 2012 года лидерами рынка являются компании Teradata, Oracle, IBM/Netezza, EMC/Greenplum, SAP/Sybase, Microsoft.
Рынок средств интеграции приложений.
Комплексные системы интеграции для современных предприятий носят название интеграционных платформ. Ключевые понятия, на которые опираются интеграционные платформы на текущем этапе развития, это сервис-ориентированная архитектура (англ. Service-oriented Architecture, сокр. SOA), сервисная шина предприятия (англ. Enterprise Service Bus, сокр. ESB) и сервер приложений (англ. Application Server).
В основе сервис-ориентированной архитектуры лежит идея совокупности программных компонентов — сервисов, имеющих стандартные интерфейсы для использования этих компонентов и доступа к ним посредством сетевых протоколов.
Сервисная шина предприятия представляет собой инфраструктуру для реализации концепции SOA. Под ESB, как правило, подразумевается воплощение транспортного уровня, на котором происходит взаимодействие программных компонентов между собой.
Сервер приложений (также часто называется корпоративным сервером приложений (англ. Enterprise Application Server, сокр. EAS) – это системное программное обеспечение, которое служит контейнером, средой для выполнения всех остальных приложений. На базе этого контейнера строится сервисная шина ESB.
Основные поставщики интеграционных платформ.
Интеграционная платформа от компании IBM носит название WebSphere. Основой WebSphere является сервер приложений WebSphere Application Server (WAS), построенный на Java EE. Это масштабная платформа, которая включает в себя десятки компонент и средств мониторинга и администрирования, функциональность которых может быть существенно расширена за счет дополнительных пакетов (англ. Feature Packs).
Линейка продуктов корпорации Oracle представлена двумя семействами: перспективная Oracle WebLogic Server (развитие платформы поглощенной в 2008 году компании BEA Systems) и Oracle Application Sever (собственная разработка, которая поддерживается, но дальнейшее развитие не планируется). Семейство WLS включает в себя различные версии сервера приложений и пакет WebLogic Suite, расширяющий функциональные возможности сервера.
Red Hat (JBoss). JBoss EAS – это основанный на Java EE сервер приложений, который имеет свободно распространяемую версию с открытым исходным кодом. Платформу интеграции JBoss можно дополнительно расширить средствами построения ESB, инструментами управления бизнес-процессами и другими модулями.
Microsoft. Технология .Net Framework в совокупности с Internet Information Services (сокр. IIS, проприетарный набор серверов для нескольких служб Интернета от компании Microsoft) обеспечивают полное покрытие функционала серверов приложений, несмотря на то, что продукта с названием «сервер приложений» в линейки компании нет. Функцию сервисной шины предприятия выполняет Microsoft BizTalk Server, который включает в себя средства управления бизнес-процессами, интеграции приложений (EAI) и адаптеры ко всем основным протоколам и системам.
Развитие SAP на рынке EAS основано на двух ключевых технологиях. Java EE сервер приложений SAP NetWeaver Application Server является основой инфраструктуры приложений, в состав которой входят, в частности, средства построения порталов SAP NetWeaver Portal, инструменты управления и интеграции бизнес-процессов SAP NetWeaver BPM и SAP NetWeaver Process Integration.
Сферы применения OLAP-технологий.
OLAP - технологии применимы везде, где есть задача анализа многофакторных данных. Вообще, при наличии некоторой таблицы с данными, в которой есть хотя бы одна описательная колонка и одна колонка с цифрами OLAP-инструмент, как правило, будет эффективным средством анализа и генерации отчетов.
Рассмотрим некоторые сферы применения OLAP-технологий, взятые из реальной жизни. Этот набор идей при желании может быть расширен на другие сферы бизнеса.
Продажи. Основное направление анализа в этой сфере – это рассмотрение объемов продаж в различных разрезах: Время, Категория товара, Товар, Регион, Покупатель, Продавец и пр. Эта информация необходима для принятия управленческих решений: об изменении ассортимента, цен, закрытии и открытии магазинов, филиалов, расторжении и подписании договоров с дилерами, проведения или прекращения рекламных кампаний и т.д.
Закупки. Многие предприятия закупают комплектующие и материалы у поставщиков. Торговые предприятия закупают товары для перепродажи. Возможных задач при анализе закупок множество, от планирования денежных средств на основе прошлого опыта, до контроля за менеджерами, выбирающими поставщиков.
Маркетинг. Маркетинговый анализ необходим для планирования развития бизнеса в любой сфере. Например, задачей этого анализа в розничной торговле является правильное позиционирование товара, выявление групп покупателей для целевой рекламы, оптимизация ассортимента. Данные для такого анализа получить сложно. В тех случаях, когда покупатель анонимен, а это для розничной торговли правило, для получения данных используются социологические опросы, периодическая регистрация и прочие не прямые способы добывания информации. Фактами при этом служат объемы покупок, количество купленных товаров, количество самих покупателей или клиентов. Измерения - важные характеристики покупателей, Товар, Время.
Движение денежных средств. Это целая область анализа, имеющая множество школ и методик. OLAP-технология может служить инструментом реализации или усовершенствования этих методик, но никак не их заменой. Анализируются денежные обороты безналичных и наличных средств в разрезе бизнес-операций, контрагентов, валют и времени с целью оптимизации потоков, обеспечения ликвидности, и т.д. Состав измерений сильно зависит от особенностей бизнеса, отрасли, методики.
Бюджет. Одна из самых благодатных областей применения OLAP-технологий. Недаром ни одна современная система бюджетирования не считается завершенной без наличия в ее составе OLAP-инструментария для анализа бюджета. Большинство бюджетных отчетов легко строятся на основе OLAP-систем. При этом отчеты отвечают на очень широкую гамму вопросов: анализ структуры расходов и доходов, сравнение расходов по определенным статьям у разных подразделений, анализ динамики и тенденций расходов на определенные статьи, анализ себестоимости и прибыли. Большинство современных методик предлагают для крупных организаций вести бюджет в разрезе организационной структуры (по подразделениям) и в разрезе финансовой структуры (по центрам учета: центрам прибыли и центрам расходов). Самый мощный анализ можно провести, если бюджет ведется в разрезе всех аналитических признаков, интересующих руководство предприятия.
Посещаемость сайта. Лог-файл Интернет-сервера многомерен по природе, а значит подходит для OLAP-анализа. Фактами являются: количество посещений, количество хитов, время проведенное на странице и другая информация, имеющаяся в логе. Кроме того, анализ можно расширить за счет дополнительных справочников. Например: Хост, Ссылающийся сервер, Поисковая система, Посетитель.
Использование помещений. Еще один вид статистического анализа. Примеры: анализ загруженности учебных аудиторий, сдаваемых в аренду зданий и помещений, использования залов для конференций и пр.
Заработная плата. Анализ расходов на зарплату, сравнение расходов по специальностям, филиалам, людям, динамика заработной платы.
Текучесть кадров на предприятии. Анализ текучести кадров на предприятии в разрезе филиалов, отделов, профессий, уровня образования, пола, возраста, времени.
Грузовые перевозки. Анализ объемов перевозок, платы в разрезе сезонов, направлений, видов вагонов, грузов, грузоотправителей, грузополучателей, станций отправления, станций получения.
Рассмотрим более подробно проведение OLAP анализа в некоторых сферах бизнеса.
Анализ продаж. Представьте себе многофилиальную компанию с главным офисом в Москве. В состав компании входят филиалы, распределенные по регионам. В крупных городах этих регионов интересы компании представляют дилеры. С дилерами установлены давние тесные связи, позволяющие регулярно получать от них информацию по объемам реализации товаров в различных разрезах. Номенклатура товаров компании достаточно широка.
Анализ продаж такой компании может преследовать различные цели:
Подготовка стратегических управленческих решений в области продаж с перспективой на полугодие или год.
Формирование плана продаж на ближайший квартал и его анализ.
Ежемесячный мониторинг состояния продаж.
Еженедельная подготовка общих отчетов о деятельности компании и частных отчетов по отдельным товарным группам и филиалам, требующим более пристального контроля.
Основное различие между перечисленными задачами анализа продаж заключается в степени детализации исследуемых данных и размере анализируемых периодов времени.
Анализируя рынок с целью приобретения аналитических средств, специалисты руководствуются определенными требованиями. Одним из наиболее важных критериев является технология хранения данных. По этому признаку продукты можно разделить на следующие категории:
Клиентский OLAP.
ROLAP-сервер.
MOLAP-сервер.
Что же предлагают основные производители в этих секторах рынка.
Клиентский OLAP. При данной реализации OLAP-средства вычисления выполняются на клиентской станции.
PivotTable (Microsoft). Это самый распространенный в мире OLAP-продукт, поскольку он входит в состав MS Office. PivotTable или «Сводная таблица» может использоваться в Excel для отображения данных электронной таблицы или внешней БД, а также как клиент для MS Analysis Services. PivotTable может применяться на web-страницах для создания решений в Интернет\Интранет сетях. Достоинством продукта является его простота и удобство, недостатками – ограниченная производительность (без Analysis Services) и относительно небогатая функциональность
Сводная таблица Excel (PivotTable) представляет собой интерактивную таблицу, применяемую для суммирования или статистического анализа большого количества исходных данных, обычно содержащихся в одном из диапазонов ячеек Excel, либо являющихся результатом запроса к какой–либо базе данных.
При необходимости в Excel можно построить сводную диаграмму, синхронизированную со сводной таблицей.
Cognos Business Intelligence V10.1 (IBM). Cognos 10 – это единое решение, обеспечивающее полный спектр возможностей Business Intelligence (BI) в одном продукте. Позволяет легко и быстро анализировать любые тенденции развития бизнеса. Этот продукт работает в режиме MOLAP и позволяет получать отчеты, построенные на локальных многомерных кубах. Продукт отличают богатые вычислительные возможности.
BusinessObjects XI 3.0 (SAP). BusinessObjects XI 3.0 - это крупнейший основной выпуск продукта для бизнес-аналитики от Business Objects, подразделения компании SAP. Пакет BusinessObjects XI 3.0 основан на платформе BusinessObjects XI и предоставляет целостное, интерактивное и открытое решение для бизнес-аналитики в любой организации. BusinessObjects XI 3.0 - платформа для управления работой организации, создания отчетов, запросов и анализа, а также управления корпоративной информацией.
Contour Business Intelligence (Contour Components). Contour Business Intelligence (Contour BI) - это программная платформа для регулярного выпуска, актуализации и распространения отчетов, обеспечивающая интерактивное проектирование отчетов по данным разных информационных систем, и предоставляющая широкий набор инструментов для оперативного анализа данных Программные продукты Contour BI реализуют технологию оперативной аналитической обработки данных (OLAP) и могут быть рекомендованы в качестве базового инструмента для формирования отчетности по произвольным и регулярным запросам.