Файл: Характерные отличия высококвалифицированного консультанта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Консультант – специалист в конкретной области, приглашаемый клиентом на основе принятого решения для выполнения работы, тре- бующей специальных знаний и практических навыков. Консультант не только оценивает (как эксперт), но и выполняет функции объяснения, убеждения, обучения и в ряде случаев реализации рекомендаций.

Черты консультанта:

•  имеет специфический статус;

•  использует интеллект как товар;

•  обладает методическим инструментарием;

•  работает с информацией;

•  осуществляет профессиональный подход к оказанию услуг.

Консультанты как профессионалы должны удовлетворять общим критериям профессионализма с позиций знаний и умений, этических норм и личностных качеств.

Критерии профессионализма консультантов

Требования к личности

Требования к профессиональной компетенции

Должен знать

Должен уметь

  • Творческое мышление
  • Развитые навыки делового общения
  • Психологическая зрелость
  • Хорошее физическое и духовное здоровье
  • Стабильности в поведении, уверенность в себе
  • Способность к самосовершенствованию, самодисциплина, самоорганизованность
  • Самокритичность
  • Профессиональная этика
  • Проблемы теории и практики управления
  • Методы управления
  • Процедуры ведения отчетности
  • Системы обработки информации
  • Основы вычислительной техники
  • Организационные ос- новы консультирования
  • Методические основы консультирования
  • Факторы, влияющие на результативность консультирования
  • Определять и решать проблемы
  • Принимать нестандартные управленческие решения
  • Обучать, передавать знания
  • Побуждать работников к творческой деятельности
  • Формировать и развивать эффективные рабочие группы
  • Применять ранее накопленный опыт консультирования в различных областях при решении различных проблем
  • Непрерывно пополнять и обновлять знания
  • Участвовать в разработке и реализации стратегии консультационной организации

Перечисленные знания, умения и опыт являются основой специализации консультантов. В соответствии с этим выделяют консультантов-универсалов (дженералистов) и консультантов-специалистов. Универсалы имеют широкое образование и широкий круг интересов. Они готовят и координируют глобальные задания, осуществляют предварительную диагностику, ведут переговоры с клиентом, планируют и координируют выполнение проекта, вырабатывают заключение и представляют клиенту предложения по решению проблем.


Специалисты имеют знания и опыт в конкретной отрасли или области работ (аудитор, программист, юрист, инженер). Их деятельность осуществляется в соответствии со стандартными процедурами.

Как и во всем мире, ряды российских консультантов пополняются за счет научных работников, управленцев-практиков из организаций различного типа, выпускников университетов, бизнес-школ. Большое разнообразие видов консультационных услуг предполагает и разнообразие специализаций консультантов. По базовому образованию они могут быть управленцами, экономистами, юристами, математиками, психологами, социологами, инженерами. Одна из особенностей российского консультирования заключается в том, что среди консультантов и основателей консультационных организаций высок удельный вес научных работников (профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудники НИИ). Их лидирующее положение сложилось исторически. Традиционные связи науки с производством позволили им накопить большой опыт работы с предприятиями отрасли, завоевать хорошую репутацию в деловых и профессиональных кругах, накопить положительный опыт реализации проектов.

По отношению к клиентной организации консультанты подразде- ляются на внешних и внутренних. Внутренние – консультируют, используя свои знания, связи, будучи сотрудниками клиентной организации. Внешние – не являются членами клиентной организации.

Когда организации оказываются в кризисной, нетипичной, незнакомой для внутреннего консультанта ситуации, приглашают внешних консультантов.

Основные отличия внешнего консультанта от специалиста связаны с наличием у первого опыта решения аналогичных проблем на различных предприятиях; знанием методов диагностики, решения проблем и внедрения рекомендаций; соблюдением этики и профессиональным подходом к оказанию помощи (конфиденциальность получаемой от клиента информации, невозможность одновременного обслуживания конкурирующих компаний, коммуникативность).

Основные отличия внешних и внутренних консультантов

Сильные стороны

Слабые стороны

Внутренние консультанты

  • Имеют полную информацию и знание своей организации
  • Осведомлены о человеческих и профессиональных качествах персонала в своей организации
  • Незамедлительно приступают к решению проблем, не тратя время на вхождение в организацию и обработку информации
  • Затраты на их услуги на 1/3–1/2 ниже по сравнению с внешними консультантами. Соотношение затрат и результата 1:3–1:7
  • Доступность – приступают к работе по мере возникновения необходимости
  • Непрерывность
  • Конфиденциальная информация не выходит за пределы организации
  • Внутренние консультанты – резерв на руководящие должности и «институт» повышения квалификации для руководителей и специалистов
    Выше степень ответственности за результаты деятельности, так как они являются сотрудниками клиентной организации
    Доверие персонала клиентной организации
  • Зависимость от руководства
  • Статус, определенная позиция в иерархии управления ограничивают в масштабах и глубине действий по решению проблем
  • Испытывают влияние различных групп и личностей в организации

Внешние консультанты

  • Объективность и независимость (экономическая, политическая, организационная, эмоциональная)
  • Знания и опыт решения проблем в разных организациях и отраслях
  • Имидж эксперта
  • Консультационная фирма имеет возможность содержать в своем штате высокопрофессиональных и вы- сокооплачиваемых консультантов

Большие затраты времени (нередко до 50%) на сбор и предварительную обработку информации


Консультант – лицо, имеющее по своему положению определенное влияние на личность, группу или организацию, но не имеющее прямой власти, чтобы произвести изменения или реализовать программы совершенствования.

Советы и предложения консультанта носят рекомендательный характер и не имеют силы приказа или распоряжения по клиентной организации. Он предлагает различные варианты решения проблемы с обстоятельным анализом их положительных и отрицательных сторон. Руководителю следует помнить, что в отличие от специалистов клиентной организации консультант не является штатным работником, он нанимается для решения четко сформулированной проблемы; его функции, обязанность, ответственность определяются совместно с клиентом и фиксируются в контракте.

Еще одно отличие внутреннего консультанта от специалиста предприятия связано с его статусом. Деятельность внутреннего консультанта направлена на рационализацию управления, он занят этой работой постоянно, а не вовлекается в нее эпизодически, как все остальные работники, загруженные своими непосредственными должностными обязанностями.

Должность внутреннего консультанта появилась практически во всех отраслях экономики (в кредитно-финансовых учреждениях, коммерческих организациях, в органах власти и управления всех уровней), что вызвано рядом объективных причин. К их числу относят: проблемы государственной и коммерческой тайн; конкуренцию; конфиденциальность получаемой информации и отсутствие четкого законодательного регулирования этих вопросов. Все это побуждает российские предприятия вводить должность внутренних консультантов в качестве альтернативы привлечения внешних.

Специалисты на должность внутренних консультантов подбираются в соответствии с критериями профессионализма. Они способны оказать услуги по широкому спектру вопросов. Вместе с тем существует ряд обстоятельств, которые указывают на целесообразность одновременного использования и внутренних, и внешних консультантов. Среди них:

• потребность в специальных знаниях и навыках, которых нет в клиентной организации, или целесообразность иметь в штате внутреннего консультанта определенной специализации (экспертиза бизнес-планов, поиск рыночных возможностей, разработка рекламных кампаний);

• масштабы проекта, сложность, важность решаемых проблем (реструктуризация, создание филиалов, дочерних фирм);

• ограниченные сроки решения проблем (слияние, поглощение, разделение).


В случае необходимости совместной работы по проекту внешних и внутренних консультантов последние:

  • оценивают обоснованность приглашения внешних консультантов;
  • определяют объемы и характер работ, требуемых от внешних консультантов;
  • координируют работу по проекту;
  • выполняют задачи, находящиеся в их компетенции;
  • занимаются внедрением рекомендаций.

Список литературы:

  1. Агиенко Д.М. Консалтинг: учебное пособие. – Омск: СибАДИ, 2010.
  2. Васильев, Г. А., Управленческое консультирование/Г.А. Васильев. -СПб.: Питер, 2017. 
  3. Лапыгин, Ю. Н. Основы управленческого консультирования / Лапыгин Ю.Н., — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019