Файл: Характерные отличия высококвалифицированного консультанта.pdf
Добавлен: 10.07.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
Консультант – специалист в конкретной области, приглашаемый клиентом на основе принятого решения для выполнения работы, тре- бующей специальных знаний и практических навыков. Консультант не только оценивает (как эксперт), но и выполняет функции объяснения, убеждения, обучения и в ряде случаев реализации рекомендаций.
Черты консультанта:
• имеет специфический статус;
• использует интеллект как товар;
• обладает методическим инструментарием;
• работает с информацией;
• осуществляет профессиональный подход к оказанию услуг.
Консультанты как профессионалы должны удовлетворять общим критериям профессионализма с позиций знаний и умений, этических норм и личностных качеств.
Критерии профессионализма консультантов
Требования к личности |
Требования к профессиональной компетенции |
|
Должен знать |
Должен уметь |
|
|
|
|
Перечисленные знания, умения и опыт являются основой специализации консультантов. В соответствии с этим выделяют консультантов-универсалов (дженералистов) и консультантов-специалистов. Универсалы имеют широкое образование и широкий круг интересов. Они готовят и координируют глобальные задания, осуществляют предварительную диагностику, ведут переговоры с клиентом, планируют и координируют выполнение проекта, вырабатывают заключение и представляют клиенту предложения по решению проблем.
Специалисты имеют знания и опыт в конкретной отрасли или области работ (аудитор, программист, юрист, инженер). Их деятельность осуществляется в соответствии со стандартными процедурами.
Как и во всем мире, ряды российских консультантов пополняются за счет научных работников, управленцев-практиков из организаций различного типа, выпускников университетов, бизнес-школ. Большое разнообразие видов консультационных услуг предполагает и разнообразие специализаций консультантов. По базовому образованию они могут быть управленцами, экономистами, юристами, математиками, психологами, социологами, инженерами. Одна из особенностей российского консультирования заключается в том, что среди консультантов и основателей консультационных организаций высок удельный вес научных работников (профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудники НИИ). Их лидирующее положение сложилось исторически. Традиционные связи науки с производством позволили им накопить большой опыт работы с предприятиями отрасли, завоевать хорошую репутацию в деловых и профессиональных кругах, накопить положительный опыт реализации проектов.
По отношению к клиентной организации консультанты подразде- ляются на внешних и внутренних. Внутренние – консультируют, используя свои знания, связи, будучи сотрудниками клиентной организации. Внешние – не являются членами клиентной организации.
Когда организации оказываются в кризисной, нетипичной, незнакомой для внутреннего консультанта ситуации, приглашают внешних консультантов.
Основные отличия внешнего консультанта от специалиста связаны с наличием у первого опыта решения аналогичных проблем на различных предприятиях; знанием методов диагностики, решения проблем и внедрения рекомендаций; соблюдением этики и профессиональным подходом к оказанию помощи (конфиденциальность получаемой от клиента информации, невозможность одновременного обслуживания конкурирующих компаний, коммуникативность).
Основные отличия внешних и внутренних консультантов
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Внутренние консультанты |
|
|
|
Внешние консультанты |
|
|
Большие затраты времени (нередко до 50%) на сбор и предварительную обработку информации |
Консультант – лицо, имеющее по своему положению определенное влияние на личность, группу или организацию, но не имеющее прямой власти, чтобы произвести изменения или реализовать программы совершенствования.
Советы и предложения консультанта носят рекомендательный характер и не имеют силы приказа или распоряжения по клиентной организации. Он предлагает различные варианты решения проблемы с обстоятельным анализом их положительных и отрицательных сторон. Руководителю следует помнить, что в отличие от специалистов клиентной организации консультант не является штатным работником, он нанимается для решения четко сформулированной проблемы; его функции, обязанность, ответственность определяются совместно с клиентом и фиксируются в контракте.
Еще одно отличие внутреннего консультанта от специалиста предприятия связано с его статусом. Деятельность внутреннего консультанта направлена на рационализацию управления, он занят этой работой постоянно, а не вовлекается в нее эпизодически, как все остальные работники, загруженные своими непосредственными должностными обязанностями.
Должность внутреннего консультанта появилась практически во всех отраслях экономики (в кредитно-финансовых учреждениях, коммерческих организациях, в органах власти и управления всех уровней), что вызвано рядом объективных причин. К их числу относят: проблемы государственной и коммерческой тайн; конкуренцию; конфиденциальность получаемой информации и отсутствие четкого законодательного регулирования этих вопросов. Все это побуждает российские предприятия вводить должность внутренних консультантов в качестве альтернативы привлечения внешних.
Специалисты на должность внутренних консультантов подбираются в соответствии с критериями профессионализма. Они способны оказать услуги по широкому спектру вопросов. Вместе с тем существует ряд обстоятельств, которые указывают на целесообразность одновременного использования и внутренних, и внешних консультантов. Среди них:
• потребность в специальных знаниях и навыках, которых нет в клиентной организации, или целесообразность иметь в штате внутреннего консультанта определенной специализации (экспертиза бизнес-планов, поиск рыночных возможностей, разработка рекламных кампаний);
• масштабы проекта, сложность, важность решаемых проблем (реструктуризация, создание филиалов, дочерних фирм);
• ограниченные сроки решения проблем (слияние, поглощение, разделение).
В случае необходимости совместной работы по проекту внешних и внутренних консультантов последние:
- оценивают обоснованность приглашения внешних консультантов;
- определяют объемы и характер работ, требуемых от внешних консультантов;
- координируют работу по проекту;
- выполняют задачи, находящиеся в их компетенции;
- занимаются внедрением рекомендаций.
Список литературы:
- Агиенко Д.М. Консалтинг: учебное пособие. – Омск: СибАДИ, 2010.
- Васильев, Г. А., Управленческое консультирование/Г.А. Васильев. -СПб.: Питер, 2017.
- Лапыгин, Ю. Н. Основы управленческого консультирования / Лапыгин Ю.Н., — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019