Файл: Виды лесопользования и правовые основания их возникновения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предпринимательская деятельность по использованию лесов возможна в двух основных направлениях: а) эксплуатация лесных ресурсов и б) эксплуатация территории, занятой лесом, для деятельности, не связанной с получением выгоды от эксплуатации лесных ресурсов. В любом случае предпринимательская деятельность подчиняется лесохозяйственному регламенту и проекту освоения лесов.

Лесохозяйственный регламент воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, – это основа осуществления использования, охраны, защиты леса. Лесохозяйственный регламент утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и составляется на срок до 10 лет. В регламенте устанавливаются виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов и требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Данные регламенты являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Вернемся к вопросу об особенностях предпринимательской деятельности в сфере эксплуатации лесов.

Виды предпринимательской деятельности в сфере эксплуатации лесных ресурсов как и виды лесопользования установлены частью 1 статьи 25 ЛК РФ: заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства.

Все виды предпринимательской деятельности оказывают серьезное воздействие на состояние лесов. Поэтому применительно к предпринимательской деятельности установлено требование неистощительного и рационального использования лесных богатств, которое могло бы обеспечить непрерывное удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах. Соблюдение установленных правил лесопользования создает условия для сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных и других социальных по своей природе функций леса. Нормы Кодекса призваны максимально возможно ограничить вред, наносимый лесам вторжением человека, особенно при осуществлении предпринимательской деятельности .

Использование лесов поставлено под контроль государственных органов и органов местного самоуправления.

Если проанализировать отношения, связанные с использованием лесов, то можно сделать вывод, что речь идет в основном об имущественных отношениях, объектом которых выступает лесной участок либо лесные насаждения. Исключение составляет использование лесов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и пребывание граждан в лесах.


Право общего пользования лесами возникает на основании статьи 11 Лесного кодекса РФ, закрепляющего право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется дополнительно законодательством о животном мире. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Если обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах регулируется правилами о пожарной и санитарной безопасности в лесах, установленных органами государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, то кто и как будет определять критерии безопасности граждан и при выполнении каких работ, законодателем не определено. Вероятно, что будет ограничено или запрещено пребывание граждан не только на тех лесных участках, которые будут находиться в частной собственности, но и на тех, которые будут предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду, что ставит под сомнение свободное и бесплатное пребывание граждан в лесах .

В заключении добавим, что Лесной кодекс 2006 г. помимо тех новелл, которые мы уже указали в работе, ввел еще одно новшество, касающееся пользования лесами. Это «лесная декларация».

Осуществление лесопользования ранее допускалось только при наличии лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые выдавались ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесной кодекс РФ 2006 г. не предусматривает выдачу лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов и вводит понятие «лесная декларация» – заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Лесная декларация подается ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, в результате такого нововведения разрешительный порядок использования лесов заменяется на заявительный. Однако согласно Федеральному закону «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие ЛК РФ, признаются действительными до истечения срока их действия.


Заключение

Поддержание лесного законодательства в состоянии, соответствующем меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям, является одной из задач государства в сфере природопользования. В числе насущных проблем, требующих своего решения, – значительные экологические и экономические потери от незаконных рубки и экспорта древесины, огромные потери лесного хозяйства от масштабных лесных пожаров, невысокая экономическая эффективность лесопользования,

Очевидно, что лесное законодательство должно быть направлено главным образом на решение актуальных задач: с одной стороны, создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба.

Отметим несколько наиболее важных новелл Лесного кодекса 2006 г., которые непосредственно связаны с видами лесопользования:

В перечень видов лесопользования законодателем включены не только традиционные, привычные виды использования, но и совершенно новые (осуществление религиозной деятельности, строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, дорог и пр.). К тому же указанный перечень не является исчерпывающим, поэтому возможно использование лесов и для других целей в соответствии с целевым назначением земель, на которых они располагаются.

Одним из наиболее значительных нововведений Лесного кодекса является переход от смешанных к договорным методам правового регулирования лесопользования.

Теперь осуществление всех видов лесопользования носит заявительный характер – подача лесопользователем ежегодной лесной декларации (заявления) об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. При этом система выдачи лесорубочных билетов и ордеров отменена.

Кроме того, законодатель сократил сроки действия договора аренды на все виды лесопользования – с 99 лет, до 49, по причине возрастающих рисков монополизации лесного хозяйства, невозможности установления виновных в причинении вреда лесному фонду из-за возникновения множества лиц, которым арендатор будет передавать свои права.

Вводится новый вид договоров – договор купли-продажи лесных насаждений. Основное его отличие от договоров аренды – в предмете договора, поскольку такое лесопользование осуществляется без предоставления лесного участка, вне территориально-земельного контекста