Файл: Экономические методы государственного регулирования финансов организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетная политика государства направлена, прежде всего, на финансирование социальной сферы, образования, здравоохранения, на обеспечение обороны и безопасности страны. От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан. Ускорился процесс рассмотрения проекта федерального бюджета законодательными органами. У них появилась ответственность за своевременное принятие бюджета и реалистичность его показателей. Созданы основы казначейской системы, уже играющей положительную роль в процессе исполнения федерального бюджета. Решаются задачи, поставленные в Послании Федеральному собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2009-2011 год». Продолжается реализация Программы экономии государственных расходов. Завершаются выверка и урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета. Оздоровление федерального бюджета и бюджетов государственных социальных фондов благотворно сказывается на экономическом климате и настроениях в российском обществе. Таким образом, в основном завершен этап, связанный с формированием ядра новой бюджетной системы России. Появилась хорошая основа для проведения качественной бюджетной политики. Наиболее острой бюджетной проблемой, определяющей весь характер социально – экономических отношений между государством и обществом, является несбалансированность ресурсов и обязательств. Она присуща всем уровням бюджетной системы, и ответственность за сложившуюся ситуацию в значительной мере лежит именно на федеральных органах государственной власти. Определяя основные проблемы бюджетной политики, следует отметить, что они в большинстве своем известны уже не первый год. Было много обсуждений, резолюций, но мало хороших результатов и дел. Сейчас нужно перейти от констатации проблем к реальному продвижению в их решении. В этом - основной смысл бюджетной политики на перспективу.

Какими видятся главные цели? В среднесрочной перспективе - этоснижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. Сбалансированная бюджетная политика - это основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между государством и обществом, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств.


3.3 Кредитно-денежная (монетарная) политика

Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Более конкретно: кредитно-денежная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада дня поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении: операции на открытом рынке, т. е. на рынке казначейских ценных бумаг, политика учетной ставки (дисконтная политика), изменение норматива обязательных резервов. Основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Политика учетной ставки влияет на избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение или уменьшение количества денег в обращении. В основе действия такого инструмента денежно-кредитной политики, как изменение нормы обязательных резервов, устанавливаемой Центральным банком для коммерческих банков, лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский мультипликатор. Направления и конкретные тактические цели монетарной политики государства определяются состоянием национальной экономики в целом.

Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика - воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.

Из увеличения же денежной массы следует, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т.е. процентная ставка снижается. Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно - денежной политике как о едином целом.


В этой политике важнейшее значение имеет процентная ставка. Если она очень высока, обращаться за кредитом невыгодно. Поэтому, чтобы увеличить совокупный спрос, правительству хорошо бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, не подчиняющиеся правительству.

Тем не менее, у государственных органов есть возможность воздействовать на данный процесс. Например, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которые банки могут дать взаймы. Так, если в стране экономический спад, Центральный банк может снизить эту норму, тогда частные смогут увеличить выдачу займов. Предложение займов, значит, и цена их, возрастет, т. е. процентная ставка должна будет уменьшиться, что станет способствовать росту совокупного спроса и оживлению экономики.

Если же, напротив, в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается. А чем выше норма обязательных резервов, тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.

Есть и другие способы воздействия государства на частные банки. Иногда собственных вкладов банку не хватает, чтобы дать взаймы выгодным заемщикам. Тогда банки имеют право взять кредит Центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за этот кредит тоже надо платить. Поэтому Центральный банк может понизить или повысить процентную ставку по своим займы частным коммерческим банкам, и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.

Таким образом, с помощью экономического воздействия на экономическую конъюнктуру проводиться либо инфляционная политика - кредит расширяется путем снижения ставки и расширения выпуска государственных облигаций, либо дефляционная - кредит снижается путем повышения ставки и расширения выпуска облигаций. Например, руководство Федеральной резервной системы США (ФРС), которая выполняет функции Центрального банка, в 1994 году в порядке борьбы с инфляцией шесть раз повышало ставку учетного процента ФРС. [11]

Для балансирования рынка товаров и услуг национальной промышленности от иностранной конкуренции используются количественные квоты на импорт и экспорт, таможенные пошлины, экспортные субсидии, косвенные налоги и т. д.

Заключение

Спор о мере вмешательства государства в рыночные отношения идет уже почти два века. Говоря о расширении вмешательства государства в экономическую жизнь общества, чаще всего упоминают задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и возникновения спада производства. В некоторых странах такое государственное регулирование осуществляется достаточно активно и успешно. В других к нему относятся крайне осторожно, считая, что оно может привести к слишком серьезному нарушению нормального функционированию рыночных механизмов.


Сейчас в среде отечественных экономистов и политиков идут ожесточенные споры о том, что государство может и должно делать, чтобы помочь выходу хозяйства из кризиса и при этом не помешать укреплению рыночной системы. Поиск наилучшей модели государственной экономической политики затрудняется тем, что для решения даже минимального круга задач (компенсация несовершенств рынка и смягчение неравенства доходов и богатства) государство должно располагать огромными денежными средствами. А их сегодня российскому правительству получить крайне трудно.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов; деятельность в сфере распределения доходов; деятельность государства, как субъекта имущественных отношений; социальная защита.

Выполнение всех функции государственного регулирования экономики необходимых для государственного управления возможно лишь с применением экономических методов государственного управления, к которым относится бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование.

Подводя итоги сказанному, можно сформулировать очередной рецепт экономического благоразумия. Чтобы страна развивалась устойчиво и ее граждане жили все лучше, государство должно рационально использовать свой механизм влияния на экономику – а именно грамотно применять экономические методы государственного управления.

СПИСОК использованных источников и ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдашева, С., Шаститко А. Модернизация антимонопольной политики в России (экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) / С. Авдашева, А. Шаститко // Вопросы экономики. – 2005. - № 5. – С. 100-116.
  2. Агапова, И. И. История экономических учений: курс лекций /И. И. Агапова. – М. : Юристъ, 2000. - 285 с.
  3. Архипов, А. И. Экономика / А. И. Архипов – 3-е изд. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 840 с.
  4. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики / А. М. Бабашкина. – учеб. пособие. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 480 с.
  5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] :современная универсальная российская энциклопедия. – М. : 2006. – 3 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  6. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. / Н.И. Глазунова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под ред. В. И. Кушлина. - М. : РАГС, 2006. - 616 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)
  8. Грицюк, Т.В. Система государственного и муниципального управления: Учебник для вузов. / Т.В. Грицюк. – М.: Изд-во РДЛ, 2004.
  9. Розанова, Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы / Н. Розанова // экономики. – 2005. - № 5. – С. 117-131.
  10. Система государственного и муниципального управления / Под общ. ред. Г. В. Атаманчука. - учебник. – М. : РАГС, 2005. – 488 с.
  11. Шамхалов, Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф. Шамхалов. - 2-е изд., перераб.и доп. – М. : Экономика, 2005. – 714 с.
  12. Шамхалов, Ф. Основы теории государственного управления / Ф. Шамхалов. - учебник для вузов. – М. : Экономика, 2003. – 51