Файл: "В чем проявляются основные принципы правоохранительной деятельности?".pdf
Добавлен: 12.07.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 3
Укрепление роли и значения права, его верховенства, политического и идеологического плюрализма и обеспечение прав человека являются неотъемлемыми компонентами демократии. Не может быть демократии без уважения прав человека. Очевидно также и обратное: становление демократии создает условия для гарантирования прав человека.
Наряду с приведением национального законодательства в соответствие с международными стандартами прав и свобод человека и гражданина в стране совершенствуются учреждения, отвечающие за их осуществление и защиту.
Конечно, нынешняя социально-экономическая ситуация в стране затрудняет полноценное развитие демократических институтов. В то же время защита и обеспечение прав человека является одним из ключевых факторов эффективного решения сложных задач переходного периода и обеспечения демократического развития. В этой ситуации правоохранительная деятельность государства имеет особое значение.
Правоохранительная деятельность является одним из направлений деятельности государства.
В зависимости от степени обобщения принципы работы правоохранительных органов можно разделить на две группы
1. общие принципы деятельности правоохранительных органов.
2. 2. Конкретные принципы деятельности отдельных правоохранительных органов.
Общими принципами являются :
Принцип законности нашел свое законодательное выражение в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения соответствуют Конституции Российской Федерации и законам". Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы общественной жизни, в том числе и на правовую сферу.
Принцип гласности (формальности) находит свое выражение главным образом в деятельности правоохранительных органов с момента обнаружения признаков преступления. Суть данного принципа заключается в том, что правоохранительные органы в силу своего служебного положения обязаны в пределах своей компетенции возбуждать уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принимать все предусмотренные законом меры для установления факта совершения преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказания. Из этого следует, что правоохранительные органы, действующие в интересах государства и общества (отсюда и название "принципа гласности"), обязаны быть активными и инициативными в деле выявления преступлений и сообщения о них лиц, совершивших их. С этой целью они обязаны принимать все правовые меры и совершать все необходимые действия, независимо от дискреционных полномочий заинтересованных лиц и организаций.
Принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации "Все равны перед законом и судом". Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, а также защиты частной жизни граждан и тайны телефонной и телеграфной связи. Истоки этого принципа заложены в Конституции Российской Федерации, в которой провозглашаются:
- право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22);
- право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (часть 1, статья 23);
- право на неприкосновенность переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23)
- неприкосновенность жилища (статья 25).
В деятельности правоохранительных органов эти основополагающие положения находят свое отражение в том, что правоохранительные органы могут арестовывать, задерживать или заключать под стражу подозреваемых только по решению суда (часть 2 статьи 22 Конституции) и только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый уклонится от дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства, либо воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, либо будет участвовать в преступной деятельности.
Принцип гарантирования права на защиту подозреваемого, обвиняемого и подсудимого. Правоохранительные органы при исполнении своих обязанностей могут в пределах своих полномочий и на законных основаниях задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления, и предъявить ему обвинение в совершении преступления. Поскольку деятельность правоохранительных органов в этом отношении носит оскорбительный, активный характер, направлена на то, чтобы подвергнуть гражданина опасности совершения преступления, было бы несправедливо не предоставить подозреваемому (обвиняемому, подсудимому) достаточные и необходимые права для защиты от выдвинутых против него обвинений.
Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности является международно признанным принципом, согласно которому "каждый обвиняемый в совершении преступления имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом в ходе публичного судебного разбирательства, на котором ему были предоставлены все необходимые гарантии защиты".
Принцип национального языка в деятельности правоохранительных органов. Суть этого принципа заключается в том, что каждый гражданин имеет право обращаться в любой правоохранительный орган для защиты своих законных прав и интересов на своем родном языке или на любом другом языке, который он знает. В свою очередь, правоохранительные органы не могут отказать гражданину в защите на том основании, что он не знает языка, на котором он обращался к ним. Такой вывод вытекает из содержания статьи 26 части 2 Конституции Российской Федерации, в которой закреплена норма о том, что "каждый имеет право пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения....".
Принцип гласности правоохранительной деятельности. Этот принцип заложен в Конституции Российской Федерации, которая устанавливает обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).
Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на участие в отправлении правосудия (пункт 5 статьи 32). В этом смысле принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве народных заседателей, присяжных, прокуроров, государственных защитников и других участников судебного процесса (представителей комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и т.д.).
Принцип гуманизма лежит в основе правоохранительной деятельности, такой как презумпция невиновности и гарантия права на защиту подозреваемого, обвиняемого и подсудимого.
Принцип гуманизма находит свое непосредственное выражение в деятельности правоохранительных органов в связи с введением мер пресечения. При принятии решения о применении меры пресечения органы уголовного процесса обязаны учитывать тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья и семейное положение (статья 91 УПК), а также принимать меры по уходу за несовершеннолетними детьми обвиняемого и охране его имущества (статья 98 УПК).
Принцип демократичности в деятельности правоохранительных органов проявляется прежде всего в том, что задачи, выполняемые этими органами по укреплению законности и правопорядка, защите интересов общества, прав и свобод граждан, отвечают интересам народа. Принцип демократии находит свое выражение и в других принципах правоохранительной деятельности. В частности, принцип демократии лежит в основе принципа участия общественности в деятельности правоохранительных органов (например, участие заседателей и присяжных заседателей народа в судебном разбирательстве и вынесении решений по гражданским и уголовным делам судами первой инстанции). Это выражается в принципе независимости судей и их подчинения только закону. Это связано с тем, что Основной закон (Конституция Российской Федерации) принимается непосредственно народом, а все остальные федеральные законы - его представителями.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек, его права и свободы имеют наивысшую ценность. Признание, уважение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В принципе, весь государственный аппарат призван признавать, защищать и отстаивать права человека.
Правоохранительные органы связаны с тем, что принято называть "властным блоком" государственного аппарата. Блок власти" государственного аппарата состоит из прокуратуры, полиции, ФСБ и органов оперативно-розыскной деятельности. В некоторой степени "репрессивная" часть государственного аппарата.
Правоохранительные органы - это специальные органы, созданные для обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и другими правонарушениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. "Российская газета", № 237, 25.12.1993.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 24.07.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.09.2007) // Консультант Плюс.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Консультант Плюс.
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. "О системе государственной службы Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46 (ч.1). Ст.4437).
5. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
6. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. М., Норма, 2001.
7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2005.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
9. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. М., Норма, 2005.
10. Радько Т.Н. Функции права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 2003.
11. Савюк Л.К. Правоохранительные органы: учебник / Л.К. Савюк. - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.