Добавлен: 12.07.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
Существует ещё одна характеристика внешнего окружения, которую следует выделить- это её неопределённость. Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоконадёжной. Поскольку бизнес всё более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в её точности снижается. Таким образом, чем неопределённее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Глава 2. Внутренняя среда организации
Изучение внутренней среды организации является важным и значимым условием, определения внутренних возможностей и потенциала, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.
«Внутренняя среда - это все то, что находится внутри организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации».
«Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды».
Все вышеперечисленное составляет среду, в которой осуществляется функционирование фирмы. Среда воздействует на это функционирование. Для эффективного управления фирмой нужно понимать действие факторов среды, уметь не только определять влияние на организацию множества факторов, но и предвидеть это влияние. Факторы среды принято называть переменными. Эти факторы действуют как внутри организации, так и вне её.
Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.
Внутренние переменные в большинстве своем являются результатом деятельности менеджеров и находятся под их влиянием. Внутренние переменные - это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, состав и взаимосвязи сложной системы - организации.
«Состав представляет собой совокупность элементов, образующих систему. В него включаются только элементы данной системы, являющиеся компонентами первого уровня. Однако обстоятельное исследование системы предполагает также и углубленное изучение составляющих ее элементов. Этим объясняется использование понятия состава в широком смысле, т.е. в него входят и составляющие самих элементов системы - компоненты второго, а затем третьего и других уровней. В этом смысле состав предприятия может включать и цехи, и участки, и бригады».
Таким образом, состав заключает в себе декомпозицию системы, расчленение единого целого на составляющие элементы.
«Очевидно, что определенный состав организации предопределяет возможные варианты формирования ее структуры. В свою очередь определенной структуре соответствуют и конкретные варианты компонентного состава организации».
Однако соответствие между составом и структурой организации не является полным, отсутствует жесткая закрепленность конкретной структуры за определенным составом организации. При одном и том же составе могут быть разные, иногда значительно различающиеся структуры.
Структура является одной из важнейших, но не единственной, характеристикой организационной системы. Поэтому выделяют различные факторы внутренней среды организации: структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и некоторые другие параметры.
«Одним из подходов к группировке факторов внутренней среды может быть определение их через те или иные стороны общих характеристик, параметров - это наличие общих целей, преобразование ресурсов, зависимость организации от внешней среды, разделение труда, образование подразделений, необходимость и наличие управляющего органа». В этом смысле данные факторы можно сгруппировать следующим образом (табл. 1.).
Таблица 1. Группировка факторов внутренней среды организации
Критерий классификации |
Наименование фактора |
|
1. Наличие общих целей |
Цели, совместные ценности |
|
2. Преобразование ресурсов |
Персонал, технология, финансовая система, информационная система, бизнес-процессы |
|
3. Зависимость организации от внешней среды |
Стиль организации, стратегия |
|
4. Разделение труда |
Навыки персонала, задачи |
|
5. Образование подразделений |
Структура |
|
6. Необходимость и наличие управляющего органа |
Власть |
|
7. Прочие |
Культура организации |
|
Анализ табл. 1 позволяет сделать вывод, что исследователи делают акцент в основном на один критерий - преобразование ресурсов. Это связано с тем, что организация и создается для преобразования ресурсов в конечный результат. Кроме того, необходимо отметить определенную взаимосвязь и взаимообусловленность факторов, что не позволяет каждый из них жестко отнести только к одной группе. Показанная в табл. 1. группировка факторов внутренней среды основана на системном и ситуационном подходах и характеристике организации как единого целого, имеющего свои общие со всеми организациями специфические черты.
Глава 3. Миссия, стратегия, цели и структура организации
Для того чтобы, понять какое, положение в организации занимают цель и миссия, необходимо иметь представление о природе и характеристиках организации, как она возникает и как живет и развивается.
Так что же такое организация? Можно ли указать на какие- либо общие черты, характернее для всякой организации независимо оттого, какого она размера, в какой сфере она функционирует, и какие задачи она решает?
Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, на решение которых направлена деятельность данной организации, цели, на достижение которых направлена деятельность организации, миссия, раскрывающая смысл существования организации, управление, которое формулирует задачи и приводит в движение потенциал организации для решения этих задач. Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, её можно определить, как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих посредством решения задач, стоящих перед организацией, достижение определенных целей. Организация возникает и продолжает своё существование потому, что она позволяет отдельным людям решать свои проблемы, достигать свои личные цели.
Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.
Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
Получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;
Изготовление продукта;
Передача продукта во внешний мир.
Все эти три процесса являются жизненно важными для организации. Если хотя бы один из процессов прекращается, организация далее не может существовать
В реальной жизни существуют различные организации. Эти организации обладают различными свойствами. Одно из таких свойств - сохранение цельности организации и установление взаимодействия организации с внешней средой. Все организации имеют общие характеристики, знание которых помогает понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять:
Наличие цели;
Территориальная обособленность;
Саморегулирование;
Наличие внутри организации одного центра;
Организационная культура.
Организация - это система, т. е. некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любую организацию можно представить в виде трех взаимосвязанных подсистем: экономической, социальной, технической.
Экономическая подсистема - это экономический смысл создания и существования организации, её предназначение, причина существования.
Техническая подсистема - это все « неодушевленные» ресурсы и системы в организации: здания, сооружения, системы бухгалтерского учета, стимулирования, принятие решений, подбор кадров, организационная и технологическая структуры.
Социальная подсистема включает в себя взаимодействие и сотрудничество людей в организации. Это «двигающая» подсистема. Именно в этой среде работает руководитель, главной задачей которого становится интегрирование экономической и технической подсистем внутри конкретной организации для достижения её целей.
Никакая организация не может выживать в конкурентной среде. Если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что её нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация - это объединение людей, преследующих определенные личные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации присуща, определенная целевая ориентация. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придет организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т. п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают её существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Когда речь идет о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых, направлена её деятельность. Основная общая цель организации - четко выраженная причина её существования описывается как миссия. Цели вырабатываются для достижения миссии. Миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл её существования, а конкретное конечное состояние, к которому должна стремится организация, фиксируется в виде её целей.
Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией поставленных перед ней целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет важную часть стратегического управления.
Управление организацией предстает в виде процесса, осуществления определенного типа взаимодействия действий по установлению целей, а также по формированию и использованию ресурсов организации для решения, стоящих передней задач.
Определение миссии и цели, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, её предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессов определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и на достижение каких результатов ориентирована её деятельность. И зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения. В определение стратегии как плана управления деятельностью организации раскрывается сущность концепции стратегии. Рассматриваются четыре ключевых элемента для понимания концепции стратегии:
1) определение миссии как сердцевины стратегии;
2) выработка долгосрочных и краткосрочных целей;
3) выделение различных уровней стратегии;
4) учет факторов (внешних и внутренних), влияющих на стратегию. Для этого проводится анализ всех перечисленных элементов.
Миссия определяется как совокупность ответы на вопросы: кто мы? что мы делаем? В каком направлении двигаемся? Разработка миссии компании включает три аспекта: формулирование вида деятельности организации; принятие решения, когда это необходимо, об изменении миссии и стратегического курса; доведение миссии до каждого сотрудника компании. При определении вида деятельности учитываются три фактора: потребности клиентов, групп потребителей и технологическое исполнение. Рассматривается трехмерная модель Абеля для установления связи между этими факторами и определения бизнеса организации. Модель Абеля позволяет определить нишу компании на рынке оптимальным образом.
Существуют различные уровни стратегии: корпоративный, бизнес - уровень, функциональный, оперативный. Корпоративная стратегия связана с общей позицией компании в различных отраслях промышленности. Она вырабатывает стратегический план по различным направлениям деятельности компании. Бизнес - стратегия формируется менеджерами, подразделение по производству какой - либо одной продуктовой линии. Бизнес - стратегия состоит из набора функциональных различных стратегий (например, маркетинга, производства, организации финансовой деятельности). Функциональная стратегия поддерживает бизнес - стратегию и формулируется менеджерами функциональных различных отделов, относящихся к данной продуктовой линии. Оперативная стратегия представляет собой узкий и наиболее детализированный план, касающийся закупок материалов и комплектующих, организацией складов, технического обслуживания, рекламных компаний и формируется самостоятельными организационными единицами.