Файл: Роль главы государства в управлении Российской империей в начале XIX века.pdf
Добавлен: 12.07.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
По своему политическому устройству Россия в начале XIX в. Была самодержавной монархией. В руках императора была сосредоточена вся полнота власти в стране.
Император управлял страной с помощью чиновничества. Работа коллегий отраслевых органов управления уже не удовлетворяла государственным потребностям. Отсутствие персональной ответственности и неопределенность правового статуса коллегий в начале XIX в. Свидетельствовали о необходимости реорганизации системы управления.
Высшей властью в Российском государстве оставалась императорская, которая закреплялась законодательно: власть управления во всем пространстве Российской империи принадлежит государю; она является верховной, самодержавной и неограниченной, то есть все императорские распоряжения имеют безусловную юридическую силу. Верховная власть была наследственной, и правом наследования престола обладали только члены царствующего Дома Романовых в соответствии с определенным порядком престолонаследия. Члены императорского дома имели особые права и привилегии, и в соответствии со степенью родства с императором получали фамильные титулы, закреплявшие их иерархическое положение.
Органами высшего государственного управления страны являлись Государственный совет, Комитет министров и собственная его императорского величества канцелярия, действовавшие от имени и по повелениям российского императора. Государственный совет был учрежден законодательным актом императора Александра I от 1 января 1810 года. И являлся высшим законосовещательным учреждением империи. Его председателем являлся сам император, который утверждал одобренные членами Государственного совета законопроекты. Структурно Государственный совет состоял из общего собрания, пяти департаментов, двух комиссий (по составлению законов и принятию прошений) и государственной канцелярии. Для решения совместных по государственным интересам вопросов созывались объединенные заседания департаментов.
В первой половине XIX века Правительствующий Сенат постепенно был преобразован в высший судебный орган, состоящий из департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Во главе Сената стоял генерал-прокурор, одновременно являвшийся министром юстиции. Высшим законосовещательным и административным органом по делам Русской Православной церкви оставался Святейший Правительствующий Синод, возглавляемый обер-прокурором.
Во Второй половине XIX в. Российская империя оставалась унитарным государством с сильной и централизованной государственной властью, система органов власти и управления Российской империи не претерпела существенных изменений.
Система органов власти и управления Российской империи
Главой государства являлся неограниченный самодержавный монарх — Государь император Всероссийский. Император был наделен всей полнотой верховной власти — законодательной, административно-исполнительной и судебной. Нормативные акты, подписанные или санкционированные им, имели силу закона. Император определял внутриполитический и внешнеполитический курс империи, решал вопросы войны и мира. Назначал и увольнял глав министерств и ведомств, наместников, генерал-губернаторов, губернаторов, других высокопоставленных чиновников и военачальников. Именем императора осуществлялась судебная власть в государстве; монарх обладал исключительным правом помилования и «дарования милостей», непредусмотренных «общими законами».
Высшим законосовещательным органом Российской империи оставался Государственный совет. Председатель, вице-председатель, председатели департаментов и члены Государственного совета назначались императором. Членами Государственного совета по должности становились министры. С середины XIX в. До 1890 г. Число членов Государственного совета увеличилось с 45 до 60, а к началу XX в. — до 90 (т.е. выросло в 2 раза). Государственный совет ведал рассмотрением законопроектов и толкованием законов; в вопросах, касающихся государственного бюджета, Совет был наделен совещательными и контрольными функциями. Государственный совет состоял из общего собрания (объединяло всех членов Совета), Государственной канцелярии, департаментов и особых присутствий. Департаменты Государственного совета заведовали отдельными отраслями законодательства.