Файл: В чем на ваш взгляд значение Реформации для Европы?.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50 годы также ознаменовались распространением реформаторских настроений на территории Прибалтики, в частности в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой. На какое-то время эти страны стали протестантскими, однако деятельность контрреформации, в частности ордена иезуитов, вернула их в «лоно Католической Церкви». В конце 1550-х гг. отдельные лютеранские деятели попадали и на территорию России, где образовались т.н. «немецкие слободы» - поселения протестантов. В целом в России реформация и протестантство не нашли особо отклика. Православная Церковь позитивно оценивали критику католиков со стороны Мартина Лютера (например, о нем писал Максим Грек), но все же считала, их отступниками.

Иногда под воздействием неблагоприятных обстоятельств протестанты объединялись для борьбы. Так в 1531 г. лютеране, кальвинисты, цвинглиане и часть анабаптистов образовали Шмалькальденский союз, просуществовавший до 1555 г., пока длилась война протестантов с императором Священной Римской империи. Около 1580 г. был составлен договор - «Формула согласия», который навсегда разделил Католическую и Протестантскую церкви.

Окончание Реформации связывают с Вестфальским миром 1648 г., когда на карте Европы появились новые государства, чей религией стал протестантизм. Таким образом, религиозная борьба перешла в политическую, изменив ход европейской истории.

Заключение

В результате Реформации католичество сохранило свои позиции в Италии, Испании, Франции, на юге Германии и Швейцарии, в странах Восточной Европы, например в Польше. Другая же половина Европы стала частично или полностью протестантской. С одной стороны Европа оказалась более слабой, духовно, политически и культурно разобщённой. Но с другой стороны, начался рост национального самосознания, и многие народы получили право на самоопределение. При этом наиболее выиграли от реформации Скандинавские страны, которые благодаря переводу Библии и пр. литературы на родные языки значительно повысили свой культурный уровень.

Благодаря Реформации Европе удалось решить многие наболевшие вопросы: действительно реформировать Католическую Церковь и сократить число злоупотреблений среди духовенства, перейти к новым демократическим формам общественного строя, развивать принципы выборности и равноправия, ставшие основной социально-экономического прогресса Западной Европы. Одновременно с этим был ускорен переход от феодализма к капитализму. Предприниматели и правители - протестанты отказались от роскоши и разумная экономия помогла им накопить значительные средства, которые были вложены в промышленность и финансовый сектор и послужили основой их экономического роста и процветания.


Среди негативных последствий можно указать как многочисленные человеческие потери и экономический упадок во время Реформации, так и раскол среди христиан, наступивший после ее завершения и породивший много новых церквей и конфессий. При этом большинство новоявленных церквей попали под неограниченную власть монархов и стали политическим орудием в новых религиозных войнах, когда под видом защиты веры осуществлялся захват и раздел территорий. Однако, в целом Реформация имела скорее положительное значение для истории Европы и мира, заложив основы не только современной религии, но и демократии.

Список литературы

  1. Зудов Ю.В. Государство и церковь в Дании : история и современность // Новая и новейшая история. 2010. № 4. С. 63-76.
  2. Иванов И.Д. Анатомия европейских ценностей // Современная Европа. 2012. № 2. С. 13-23.
  3. Карпов А.О. Познавательная культура реформации // Философия образования. 2012. № 5 (44). С. 207-215.
  4. Лакомб П., Белоусов А. История Франции. - М.: Крафт+, 2009. - 464 с.
  5. Леопольд фон Ранке. Римские папы, их церковь и государство в в XVI и XVII столетиях. Том 1. - М.: Либроком, 2012. - 560 с.
  6. Филппсон М. Религиозная контрреволюция в XVI веке. Триентский собор. - М.: Либроком, 2011. - 424 с.
  7. Херманн У. и др. Краткая история Германии. - М.: Евразия, 2008. - 544 с.
  8. Чэдвик О. Реформация. Противостояние католиков и протестантов в Западной Европе XVI-XVII вв. - М.: Цетнрполиграф, 201. - 480 с.
  9. Шатохина-Мордвинцева Г.А. Соединённые провинции Нидерландов в 1650-72 гг. и политика Йохана де Витта // Средние века. 2010. Т. 71. № 1-2. С. 281-3112.
  10. Шафф Ф. История христианской церкви. Том 7. Современное христианство. Реформация в Германии. Перевод О. Рыбаковой. - М.: Библия для всех, 2009.. - 464 с.
  11. Шафф Ф. История христианской церкви. Том 8. Современное христианство. Реформация в Швейцарии. Перевод О. Рыбаковой. - М.: Библия для всех, 2009.. - 560 с.
  12. Щеглов А.Д. Вестеросский риксдаг 1527 года и начало реформации в Швеции. - М.: Наука, 2008. - 288 с.