Файл: УМК Поддержание государственного обвинения в суде.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

доказательств, проверки их относимости и допустимости. 

6.

 

Проверка соблюдения требований закона при составлении обвинительного 
заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления).  

7.

 

Проблемы реализации института возвращения уголовного дела прокурору. 

8.

 

Участие государственного обвинителя в подготовительной части судебного 
разбирательства. 

9.

 

Участие государственного обвинителя в судебном следствии. 

10.

 

Подготовка государственного обвинителя к судебным прениям. 

11.

 

Отказ государственного обвинителя от обвинения: сущность и значение. 

12.

 

Анализ эффективности работы прокуратуры по поддержанию государственного 
обвинения в суде. 

13.

 

Дискуссионные вопросы участия прокурора в судебном рассмотрении 
уголовных дел при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. 

14.

 

Дискуссионные вопросы участия прокурора в судебном рассмотрении 
уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. 

15.

 

Подготовка государственного обвинителя к участию в судебном 
разбирательстве с участием присяжных заседателей. 

16.

 

Участие государственного обвинителя в судебном следствии в суде с участием 
присяжных заседателей.  

17.

 

Выступление прокурора с обвинительной речью в суде присяжных. 

18.

 

Порядок участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве в 
суде апелляционной инстанции.  

19.

 

Порядок участия государственного обвинителя в судебном разбирательстве в 
суде кассационной инстанции.  

20.

 

Участие прокурора при производстве в суде апелляционной и кассационной 
инстанции: общее и отличия. 

 

4. Образовательные технологии 

 

Программа  курса  «Поддержание  государственного  обвинения  в  суде»  построена 

таким  образом,  чтобы обучение  сопровождалось  не  столько  традиционными  методами, 
но в большей степени элементами активных форм усвоения учебного материала. 

К  активным  образовательным  технологиям,  которые  предлагается  применять, 

относятся: 

– подготовка письменных рефератов; 
–  подготовка  и  ознакомление  учебной  группы  с  приказами,  указаниями 

Генерального  прокурора  РФ,  прокуроров  субъектов  Российской  Федерации,  городов 
(районов), постановлений Пленума Верховного Суда РФ;  

– самостоятельное изучение дополнительной литературы; 
– участие в дискуссиях по проблемным вопросам, выносимым на обсуждение; 
–  участие  практических  работников,  ветеранов  прокуратуры  в  проведении 

учебных занятий; 

–  презентация проекта; 
– «кейс-стади»; 
– мозговой штурм. 

Мозговой  штурм  универсальный  интерактивный  метод,  так  как  может  быть 

использован при проведении различных видов занятий и по многим темам, имеющим 
спорные или проблемные вопросы.  

Содержание  интерактивного  метода  «мозговой  штурм»  состоит  в  активизации 


background image

12 

мыслительной  деятельности  студентов  путем  постановки  вопроса,  имеющего 
множество вариантов ответов и/или не имеющего единственно правильного ответа. В 
результате  его  использования  слушатели  получают  зафиксированную  на  плакате 
(доске) критическую информацию (ответы), которую впоследствии можно подвергнуть 
анализу, вычленить из всего объема информацию, не относящуюся к рассматриваемому 
вопросу, выявить проблемы,  узнать точку зрения своих товарищей, классифицировать 
информацию по различным основаниям и т.п. 
 

Цели  проведения  этого  интерактивного  метода  могут  быть  разными.    Анализ 

преподавательской  деятельности  свидетельствует  о  том,  что  наибольший  эффект  от 
использования «мозгового штурма» достигается при реализации следующих целей: 
 

а) генерирование идей для решения теоретической или практической задачи; 

 

б)  вовлечение  в  процесс  обучения  всех  слушателей  аудитории  и/или 

активизации их мыслительной деятельности; 
 

г) способствование общему восприятию темы; 

 

д)  структурирование  большого  объема  информации  (перечислений,  видов  и 

т.п.); 
 

е) диагностирование опыта и знаний слушателей. 
Указанные выше цели взаимосвязаны и, как правило, одна цель не может быть 

достигнута  без  другой.  Причем  их  постановка  и  достижение  не  зависит  от  формы 
занятия.  Учитывая  это,  «мозговой  штурм»  может  быть  использован  на  любых  этапах 
проведения занятия. 

В  начале  занятия  этот  интерактивный  метод  преподавания  может  применяться 

как для диагностирования опыта и знаний студентов, так и для вовлечения их в процесс 
обучения путем мотивации получения информации.  

В  середине  занятия  «мозговой  штурм»  может  быть  использован  для  перемены 

темпа  занятия,  своеобразного  отдыха  и  повышения  внимания  студентов,  которое 
начинает  снижаться  после  35-40  минут  с  момента  его  начала.  Результатом  его 
проведения будет активизация мыслительной деятельности студентов и, как следствие, 
повышение  эффективности  занятия.  На  этом  этапе  занятия  возможно  использование 
«мозгового штурма» в целях генерирования идей для решения практической задачи. 

В  конце  занятия  «мозговой  штурм»  может  являться  своеобразным  итогом, 

окончанием,  при  котором  систематизируется  большой  объем  информации  и 
полученные знания. 

При реализации различных видов учебной работы используются:

 

-

 

информационные, обобщающие, проблемные лекции, презентация проекта; 

-

 

наглядные, объяснительно-иллюстративные, видео- и компьютерные пособия; 

-

 

разбор практических ситуаций, имитационные игры; 

-

 

диспут, встречи с практическими работниками.

 

При  всей  значимости  интерактивных  методов  обучения  преподавателю  не 

следует забывать и о традиционных формах подачи  учебного материала. На практике 
хорошо зарекомендовали себя наглядные пособия.  

 

С

еме

стр

 

Вид занятия 

Используемые интерактивные 
образовательные технологии 

Количество 
часов 

Лекции

 Тема 1. 

Общетеоретические 
аспекты поддержания 
прокурором 

Участие  в  дискуссиях  по  проблемным 
вопросам, выносимым на обсуждение; 
мозговой штурм. 

2 часа

 


background image

13 

государственного 
обвинения. 

Лекции

 Тактическое 

значение и содержание 
подготовки прокурора к 
поддержанию 
государственного 
обвинения. 

Участие  в  дискуссиях  по  проблемным 
вопросам, выносимым на обсуждение; 
участие 

практических 

работников, 

ветеранов  прокуратуры  в  проведении 
учебных занятий; 
анализ  конкретных  ситуаций,  решение 
практических задач. 

2 часа

 

Лекции

 

Тема 

3. 

Деятельность  прокурора 
на 

предварительном 

слушании. 

Участие  в  дискуссиях  по  проблемным 
вопросам, выносимым на обсуждение; 
анализ  конкретных  ситуаций,  решение 
практических задач; 
мозговой штурм.

 

2 часа

 

Лекции

  Тема 4.

 

Участие 

прокурора 

в 

подготовительной  части 
судебного 
разбирательства 

и 

судебном следствии. 

Участие  в  дискуссиях  по  проблемным 
вопросам, выносимым на обсуждение; 
анализ  конкретных  ситуаций,  решение 
практических 

задач; 

участие 

практических  работников,  ветеранов 
прокуратуры  в  проведении  учебных 
занятий; 
мозговой штурм.

 

2 часа

 

Лекции 

Тема 5. Участие 

прокурора  в  судебных 
прениях. 

Участие  в  дискуссиях  по  проблемным 
вопросам, выносимым на обсуждение; 
анализ  конкретных  ситуаций,  решение 
практических задач; 
мозговой штурм.

 

2 часа

 

Лекции 

Тема 6. Участие 

прокурора 

при 

рассмотрении  уголовных 
дел  в  особом  порядке 
(главы  40  и  40.1  УПК 
РФ). 

Участие  в  дискуссиях  по  проблемным 
вопросам, выносимым на обсуждение; 
участие 

практических 

работников, 

ветеранов  прокуратуры  в  проведении 
учебных занятий; 
анализ  конкретных  ситуаций,  решение 
практических задач; 
мозговой штурм.

 

2 часа

 

Лекции

 Тема 7.  

Поддержание 
государственного 
обвинения в суде с 
участием присяжных 
заседателей. 

деловая игра; 
презентация проекта; 
мозговой штурм.

 

2 часа

 

Лекции

 Тема 8. Участие 

прокурора при 
производстве в суде 
апелляционной и 
кассационной 
инстанции. 

участие 

практических 

работников, 

ветеранов  прокуратуры  в  проведении 
учебных занятий.

 

2 часа

 

Итого:                                                                                                                                      16 

 


background image

14 

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, 

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-

методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 

 

а) Примерные вопросы для самоконтроля: 

1.

 

Поддержание прокурором государственного обвинения в суде - реализация 
функции обвинения в Российском уголовном процессе. 

2.

 

Процессуальные особенности деятельности государственного обвинителя, 
участвующего в особом порядке судебного разбирательства (глава 40 и 40-1). 

3.

 

Подготовка государственного обвинителя к судебному разбирательству. 
Решение вопроса о порядке исследования доказательств. 

4.

 

Процессуальный статус и полномочия государственного обвинителя в судебном 
разбирательстве. Соотношение полномочий стороны обвинения и стороны 
защиты. 

5.

 

Участие государственного обвинителя в разрешении вопросов в 
подготовительной части судебного разбирательства. Обеспечение явки 
участников уголовного процесса со стороны обвинения. 

6.

 

Публичность деятельности государственного обвинителя в суде.  

7.

 

Процессуальные и криминалистические аспекты представления 
государственным обвинителем доказательств в судебном следствии. 
Использование в доказывании данных, полученных в ходе оперативно-
розыскной деятельности. 

8.

 

Применение Международных стандартов обеспечения прав человека в 
деятельности государственного обвинителя. Право на своевременное судебное 
разбирательств.  Защита прав потерпевших. 

9.

 

Роль государственного обвинителя в обеспечении непосредственного 
исследования доказательств в судебном следствии. 

10.

 

Участие государственного обвинителя в предварительном слушании. 

11.

 

Взаимодействие государственного обвинителя с другими участниками процесса. 

12.

 

Правовые и тактические аспекты проведения государственным обвинителем 
шахматного допроса.  

13.

 

Правовые и тактические аспекты проведения государственным обвинителем 
прямого и перекрёстного допросов. Постановка уточняющих и наводящих, 
открытых и закрытых вопросов. 

14.

 

Роль прокурора в обеспечении справедливости судебного разбирательства (Ст. 6 
Конвенции о защите прав и основных свобод от 04.11.1950 г.). 

15.

 

Тактика допроса государственным обвинителем свидетелей и потерпевших.  

16.

 

Процессуальный порядок и этические правила взаимоотношений 
государственного обвинителя с защитой подсудимого, судом и другими 
участниками процесса. 

17.

 

Тактика допроса государственным обвинителем подсудимых в зависимости от 
типологии их личности, отношения к обвинению. 

18.

 

Поддержание государственного обвинения с учетом презумпции невиновности 
подсудимого. 

19.

 

Участие государственного обвинителя в постановке вопросов, подлежащих 
разрешению присяжными заседателями. 

20.

 

Правовые и тактические аспекты принятия государственным обвинителем 
решений об оглашении показаний лиц, допрошенных на предварительном 
следствии или в предыдущих судебных разбирательствах. 


background image

15 

21.

 

Изменение государственным обвинителем обвинения и отказ от обвинения. 
Правовые последствия отказа прокурора от обвинения. 

22.

 

Особенности представления государственным обвинителем вещественных 
доказательств в суде. 

23.

 

Использование при поддержании государственного обвинения Постановлений и 
Определений Конституционного Суда Российской Федерации и Постановлений 
Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 

24.

 

Исследование государственным обвинителем заключений эксперта и 
специалиста и их допрос в суде. Правовые и тактические вопросы принятия 
государственным обвинителем решений о проведении экспертизы в судебном 
следствии. 

25.

 

Риторика в речи государственного обвинителя. Использование в прениях 
художественной литературы, цитат из кино- и музыкальных произведений. 

26.

 

Участие государственного обвинителя в проведении судом следственного 
эксперимента и предъявлении для опознания. 

27.

 

Роль и задачи государственного обвинителя при отборе коллегии присяжных  

28.

 

Участие государственного обвинителя в исследовании материалов уголовного 
дела в ходе судебного следствия. 

29.

 

Роль и задачи государственного обвинителя в особом порядке уголовного 
судопроизводства по отдельным категориям уголовных дел и в отношении 
отдельных категорий лиц (Раздел ХУ1 УПК РФ). 

30.

 

Особенности участия государственного обвинителя в исследовании 
доказательств, связанных с демонстрацией материалов аудио-(видео) записей, 
киносъемки, диапозитивов и фотографий 

31.

 

Особенности деятельности государственного обвинителя в суде с участием 
присяжных заседателей. 

32.

 

Подготовка государственного обвинителя к выступлению в прениях сторон. 

33.

 

Участие государственного обвинителя в подготовительной части судебного 
разбирательства с участием присяжных заседателей. 

34.

 

Структура и содержание речи государственного обвинителя. 

35.

 

Процессуальные и тактические особенности деятельности государственного 
обвинителя в судебном следствии с участием присяжных заседателей. 

36.

 

Анализ доказательств в речи прокурора. 

37.

 

Речь прокурора в судебных прениях судебного разбирательства с участием 
присяжных заседателей. 

38.

 

Особенности допроса в суде государственным обвинителем 
несовершеннолетних подсудимых, свидетелей и потерпевших. Роль и значение 
участия в процессе педагогов и законных представителей несовершеннолетних 
участников процесса. 

39.

 

Деятельность государственного обвинителя при обсуждении последствий 
вердикта присяжных заседателей. 

40.

 

История становления института государственного обвинения в Российском 
уголовном процессе Х1Х-ХХ в.в. 

 

б) темы эссе:  

1.

 

Реализация принципа состязательности в суде первой инстанции  и роль в этом 
прокурора. 

2.

 

Публичность в деятельности государственного обвинителя в суде. 

3.

 

Отказ государственного обвинителя от обвинения (отечественный и зарубежный 
опыт).