Файл: Lektsii_po_yuridicheskoy_psikhologii_Grachyova_Yu_V.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2020

Просмотров: 269

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА: ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ЕЁ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК.


I. Объект, предмет и задачи юридической психологии


Предметом юридической психологии выступает психологическая реальность (механизмы, закономерности, феномены) в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных, общественных организаций в их влияниях на правовую систему и в зависимостях от неё, а также юридически значимых сторон образа жизни, поведения и правоотношений граждан и их групп (по Столяренко А. М.).

Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности, или психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана нормотворчеством, нормоприменением и следование правовым нормам (или нарушение этих норм). (Позднякова В. М.)

Предмет юридической психологии – это психология людей в отношениях с системой права.

Объект юридической психологии – это человек с его психикой и группой людей в системе права, как системе общеобязательных норм охраняемой силой государства.

Цель юридической психологии – построение правового государства и общества.

Специфика: достижение этой цели возможно на раскрытие зависимостей и влияния психологической реальности.

Задачи юридической психологии :

  1. вооружение всех работников и граждан достоверными юридико-психологическими знаниями, которые позволят лучше понимать зависимости и пути влияния на них;

  2. способствование профессионально-психологическому развитию личности юридических работников и их профессионализму;

  3. разработка психологически обоснованных путей повышения эффективности в решении профессиональных задач и деятельности по укреплению правопорядка.


II. Структура предмета юридической психологии


I. Основы юридической психологии – исходные научные и прикладные положения, которые характеризуют её как отрасль научного знания.

1) методологические основы юридической психологии: знание о предмете, целях, задачах, системе и месте, значении, история методологических исследованиях;

2) психология правового общества и государства. Научно обоснована модель правового государства и общества;

3) криминальная психология (психология преступности);


II. Психология организации деятельности правоохранительных органов.

1) психология личности юриста. Подготовленность и готовность к выполнению обязанностей, психограммы профессиограммы юридических специальностей;

2) психология управления правоохранительных органов – изучает психологию личности руководителей, их стили деятельности и методы, управленческая деятельность, психологическая структура организации, взаимодействие правоохранительных органов с другими людьми;


3) психология работы с персоналом. Психология юридического образования, отбор;

4) психологическая служба в правоохранительных органах.


III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности:

  1. психологические действия в правоохранительной деятельности (составление психологического портрета, психологическое наблюдение, психологический анализ профессиональных ситуаций, психология проф. общения и установление контактов и доверительных отношений, как отличить ложь);

  2. психотехники в работе юристов;


VI. Психология видов правоохранительной деятельности.

  1. Психологические особенности решения разных правоохранительных задач (психология профилактики преступлений);

  2. Экстремально-юридическая психология. Психологические особенности экстремальных ситуаций и их взаимодействие на людей;

  3. психологические особенности деятельности разных правоохранительных органов;


III. Методологические основы юридической психологии


Методология – учение о принципах построения, формах и способов познания.

4 уровня методологии:

1) общенаучная методология – характерна для любого научного знания;

2) частичная методология психологической науки;

3) специальная методология юридической психологии;

4) уровень методики юридико-психологического исследования.


1\2 Общенаучный и психологический принцип:

- принцип объективности – по объективным факторам (реальным);

- принцип детерминизма – причинно-следственная связь, рассматриваются все явления;

- принцип взаимосвязи и взаимодействия;

- принцип системности;

- принцип развития – выражает динамизм и изменчивость;

- принцип взаимосвязи психики и деятельности;

3 специальные методологические принципы юридической психологии:

- принцип психологической специфичности вскрывать и изучать явления через психологическую составляющую (допросы следователя);

- принцип юридической специфичности;

- принцип психологической целостности – полное исследование мира (индивидуально – характерологических и юридических аспектах);

- принцип гуманности и законности;

4 методика и методы исследования:

а) метод сбора фактической информации:

- анкетирование – при исследовании преступного умысла, причин преступности;

- интервьюирование – получение объективной информации о событии преступления;

- психологическое наблюдение – используется оперативными работниками, должно вестись в рамках закона;

- эксперимент – чаще используется лабораторный, при проведении СПЭ (судебно психологическая экспертиза);

- тесты – САН (самочувствие-активность-настроение), Розенцвейга, методика Кеттела, пятна Роршеха;

б) метод составления психологического портрета преступления;

в) метод психологического анализа уголовного дела;

г) СПЭ;

д) следственный или розыскной гипноз;

е) использование полиграфа (детектор лжи).




ТЕМА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


I. Предпосылки и истоки возникновения юридической психологии


Античность: Аристотель, Платон, Демокрит – вопросы справедливости.

Эпоха просвещения: объяснение причин преступности, сбор эмпирического (психологического) материала по деятельности суда и мест лишения свободы.

Россия XIII века:

- Посошков – классификация преступников, по степени преступности;

- Тахищев считал, что законы нарушают по незнанию нужно изучать их с детства;

- Радищев – обосновывал мир и предубеждение преступности, учитывал личность и его мотивацию.

- Френологическая технология Ф. Галя: по форме черепа можно определить наклонности;

- Чезаре Абразо – итальянский тюремный психиатр. Концепция прирожденного преступника.

Во второй половине XIX века: судебная реформа: принципы независимости судей и несменяемости.

- развивается физиология и психиатрия;

- Сеченов, Мясищев, Лазурский: теория личности основана на отношении человека к окружающему миру;

- Бехтерев, Корсаков, Сербский: психологические экспертизы;

- дискуссия о мотивах преступления – Достоевский, Чернышевский.

Концепции психологии и права: В 1906 г. вводится термин юридическая психология Эдуардом Клапаре (Сонди).

Три основных направления:

- криминальная;

- судебная;

- исправительная.


II. Основные тенденции в развитии зарубежной юридической психологии в XX столетии


В XX веке в юридическую психологию активно стали внедряться: психоанализ (бессознательное), бихевиоризм, психотехника.

Роль бессознательной сферы личности исследуется в преступном поведении. Было сказано, что преступные наклонности являются следствием раннего психического травматизма.

Бихевиоризм: стимул – реакция.

Внедрял программы модификации поведения осужденных направленные на исправления.

Психотехника. Тейлор и Мюнстенберг. Разработка профессиограмм юридических специальностей. Психологическое обеспечение труда юриста. Проф. отбор. Психологический подход к изучению личности преступника.

Метод портретных выборок (3).

Розенцвейг – тест фрустрации.

Метод цветовых выборов Люшера.


III. Развитие отечественной юридической психологии


В 1925 году создан гос. институт по изучению преступности и преступника.

В 30-е годы – 1-ый съезд по изучению поведения человека.

В 60-е г.г. возобновились исследования.

Судебная психология начала изучаться в ВУЗах в 65-66 г.г.

В 68 г. в НИИ прокуратуры под руководством Ратинова начал работать психологический научный центр.

В 74 г. появилась кафедра психологии управления в академии МВД.

В 75 г. появился диссертационный совет по юридической психологии.

Исправительная трудовая психология.

В настоящее время бурно развивается правовая, превентивная – предупредительная психология, оперативно – розыскная психология, проблема совершенствования судебно – психологической экспертизы.




ТЕМА: ЗАРОЖДЕНИЯ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ


I. Влияние биологических факторов на формирование противоправного поведения. Психические аномалии


Личность преступника:

Совокупность психологических качеств присущих человеку, совершившему преступление, которое на ряду с другими факторами способствует общественно опасному поведению.

Что в психологическом преступлении выступило причиной совершения деяния и для прогнозирования для решения задач расследования преступлений для назначения справедливого достаточного наказания.

Никакие внешние обстоятельства не могут являться непосредственными причинами противоправного деяния, если они не стали побуждениями воли самого человека, обладающего способностями к волевому поведению.

Не существует и природной предрасположенности к преступлениям, но есть генетическая предрасположенность к тем влияниям среды, которые могут обусловить совершение преступления.

Аван Эсер выделил биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

- нервно-психические заболевания;

- наследственные заболевания;

- психофизиологические нагрузки;

- патология биологических потребностей.

Пограничные психические состояния, не патологические психические расстройства, не достигшие степени психоза, т.е. лицо с психическими аномалиями – вменяемое лицо.

- психопатии;

- акцентуация (заострение черт характера);

- олигофрения;

- неврозы;

- сексуальные перверсии (половые извращения).

Психопатия – это прирожденная или развивающая в ранние годы аномалия личности, выражающаяся в дисгармоничности эмоционально – волевой сферы при относительной сохранности интеллекта (затруднение адаптации):

- ядерные – врожденные;

- характерологические – в течение жизни.

4 типа психопатии:

- психастения – повышенная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, с трудом могут сделать выбор, тревога по пустякам, склонность к навязчивым ритуалам;

- возбудимый тип – взрывные реакции, раздражительность, упрямство, властность, придирчивость, конфликтность, склонны к побоям, насильственные бытовые преступления;

- Истеричный тип – привлечь к себе внимание, не важно какое;

- паранойяльный тип – со «сверх ценными» идеями, подозрительные, конфликтные, борьба с мнимыми врагами, фанатичны, упорны;

Наиболее распространена – возбудимая психопатия.

Олигофрения - врожденное или рано приобретенное недоразвитие психики, в основном интеллекта (изнасилование).

3 стадии:

1. дебильность – не патологическая психическая аномалия, легкая степень слабоумия (50-70 баллов);

2. имбицильность - патологическая психическая аномалия, исключающая вменяемость;

3. идиотия - патологическая психическая аномалия, исключающая вменяемость;

4. неврозы – временные переходящие нервно-психические расстройства.


Существуют 3 формы неврозов:

- неврастения – расстройство вегетативных функций;

- истерия – физические болевые ощущения, но физических заболеваний не обнаружены;

- невроз навязчивых состояний – после стресса, различные фобии, тревожность, различные предчувствия необоснованные.


Сексуальные расстройства:

Гиперлибидомия – усиление сексуального влечения;

Гиполибидомия – уменьшение сексуального влечения.


Социальные факторы. Их влияние на формирование противоправного преступного поведения


Характерен низкий уровень социальной адаптированости.

Дефекты социализации:

  1. дефекты в организации воспитания;

  2. дефекты в системе общения;

  3. дефекты социального контроля;

  4. дефекты в понимании и выполнении социальных ролей (уклонение, отрицание);

  5. дефекты индивидуального асоциального опыта (специфика общения в семье).


Деформация личности в социализации:

  1. изменение в ценностно-нормативной сфере;

  2. деформация правосознания;

  3. мотивационно – потребностная сфера (нет интереса к труду, учебе, интерес к праздности);

  4. эмоциональная сфера – эмоциональная тупость и не сострадание другим, агрессивность. Эмоционально – волевая сфера – нарушение контроля;

  5. познавательная сфера – изменение в восприятии - ригидность и как следствие снижение познавательных процессов.



ТЕМА: ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА


I. Классификация и типология


Классификация – это устойчивая группировка исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четкое и зафиксированное место. Выделяют два основания:

- по социально – демографическим (социологическим) признакам – возраст, пол, уровень образования, соц. происхождение, статус, род занятий, уровень материальной обеспеченности, место жительства.;

- по правовым признакам – характер и степень тяжести совершенных преступлений, форма вины, длительность преступной деятельности, совершенно преступление в группе или в одиночку, впервые или повторно. Т. Е. характеризуют состав преступления.

Типология преступников – специфика личности как типа заключается в том, что в ней имеются особенности, выступающие в виде внутренних психологических причин преступного поведения.

Типология выявляет причины преступления:

  1. предупреждение преступления;

  2. типология помогает расследовать преступление, правонарушение;

  3. воспитательное (карательное) воздействие.



II. Типологические схемы личности преступника


Типологии различаются по признакам антиобщественной направленности поведения. В основу типологии положены отношения личности к различным общественным ценностям.

  1. негативно – пренебрежительное отношение к личности и к важнейшим благам (жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство). Сюда входят преступления: хулиганство, убийство, изнасилование, оскорбления, телесные повреждения, разбой;

  2. корыстно – частно – собственнические тенденции связаны с игнорированием принципа распределения материальных благ, право государственной собственности и личной собственности граждан (хищения, кражи, мошенничество, взяточничество, разбой);

  3. индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям к общегражданским, служебным, семейным и т.д. обязанностям. Хозяйственные преступления, дезертирство.

  4. легкомысленное безответственное отношение к установленным социальным ценностями своим обязанностям по отношению к ним. Неосторожные преступления – халатность.