Файл: Kots_Ya_M_-_Sportivnaya_fiziologia_Uchebnik_dlya_institutov_fizicheskoy_kultury.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.11.2020

Просмотров: 4206

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Коц Я.М. - Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры.

Оглавление

Общая физиологическая классификация физических упражнений

Физиологическая классификация спортивных упражнений

Глава 2. Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности

Предстартовое состояние и разминка

Врабатывание, "мертвая точка", "второе дыхание"

Устойчивое состояние

Утомление

Восстановление

Глава 3. Физиологические основы мышечной силы и скоростно-силовых качеств (мощности)

Физиологические основы мышечной силы

Физиологические основы сноростно-силовых качеств (мощности)

Глава 4. Физиологические основы выносливости

Аэробные возможности организма и выносливость

Кислородтранспортная система и выносливость

Мышечный аппарат и выносливость

Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике

Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков

Роль афферентации (обратных связей) в формировании и сохранении двигательного навыка

Двигательная память

Автоматизация движений

Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений

Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике

Глава 6. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность

Физические механизмы теплоотдачи в условиях повышения температуры и влажности воздуха

Физиологические механизмы усиления теплоотдачи в условиях повышенных температуры и влажности воздуха

Тепловая адаптация (акклиматизация)

Питьевой режим

Спортивная деятельность в условиях пониженной температуры воздуха (холода)

Глава 7. Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления (среднегорья и при смене поясно-климатических условий

Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления

Горная акклиматизация (адаптация к высоте)

Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря

Смена поясно-климатических условий

Глава 8. Физиология плавания

Механические факторы

Максимальное потребление кислорода

Кислород транспортная система

Локальные (мышечные) факторы

Терморегуляция

Глава 9. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин

Зависимость функциональных возможностей организма от размеров тела

Силовые, скоростно-силовые и анаэробные возможности женщин

Аэробная работоспособность (выносливость) женщин

Менструальный цикл и физическая работоспособность

Глава 10. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста

Индивидуальное развитие и возрастная периодизация

Возрастньш особенности физиологических функций и систем

Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств

Физиологическая характеристика юных спортсменов

Глава 11. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом

Два основных функциональных эффекта тренировки

Пороговые тренирующие нагрузки

Специфичность тренировочных эффектов

Обратимость тренировочных эффектов

Тренируемость

Таблица 3. Энергетическая стоимость различных видов физкультурной и спортивной деятельности (по данным Е. М. Берковича, Н. В. Зимкина, Н. И. Волкова и др.)

Вид деятельности

Энерг.стоимость.(ккал/мин)

Покой: лежа

1,5

сидя

1,6

стоя

1,7

Ходьба:

 

3 км/ч

2

5 км/ч

4

7 км/ч

7

Бег:

 

8 км/ч*

9

18 км/ч (5,0м/с)**

25

23 км/ч (6,3 м/с)***

40

26 км/ч (7,2 м/с) ****

60

32 км/ч (8,8-м/с)*****

100

Плавание:

 

кроль 0,9 м/с

14

1,3 м/с

40

1,8 м/с

125

на спине 0,6 м/с

10

1,2 м/с

40

1,4 м/с

70

1,5 м/с

135

брасс 0,8 м/с

20

1,1 м/с

50

1,2 м/с

80

Ходьба на лыжах 13 км/ч

20

Бег на коньках

 

4 м/с

10

8 м/с

15

10 м/с

25

Езда на велосипеде

 

9 км/ч

5

15 км/ч

7

20 км/ч

10

более 30 км/ч

20

Гимнастика

 

сгибание туловища

4

обороты на перекладине,

 

прыжки

7

Танцы

3-8

Волейбол (развлек.)

3

Теннис

 

одиночный

8

парный

5

Борьба

14

Спортивные игры

 

(футбол, баскетбол, гандбол)

10-15

* Соответствует скорости бега трусцой.
** Соответствует скорости марафонского бега с результатом 2 час. 20 мин.
*** Соответствует скорости бега на 10 000 м с результатом около 28 мин.
**** Соответствует скорости бега иа 1500 м с результатом около 3 мин 40 с.
***** Соответствует скорости бега на 400 м с результатом 45 с.

С физиологической точки зрения, тяжесть одного и того же физического упражнения сильно изменяется в зависимости от условий его выполнения (например, в горах или при повышенных температуре и влажности воздуха), хотя энергетическая стоимость его остается почти или полностью такой же, что и в обычных условиях.

Таким образом, оценка тяжести упражнения только по энергетическим критериям недостаточна. Поэтому многие классификации физических упражнений наряду с энергетическими характеристиками' (отнесенными к весу или поверхности тела) учитывают также ряд других физиологических показателей (табл. 4): скорость потребления О2, частоту сердечных сокращений (ЧСС), легочную вентиляцию (ЛВ), температур'у тела, дыхательный коэффициент-(ДК), содержание молочной-кислоты в крови и др.

Таблица 4. Классификация физической работы по энергетическим и физиологическим показателям (по данным у нетренированных мужчин)

Тяжесть работы

Энергетическая мощность

Физиологические показатели

Вид деятельности (предельное время работы)

 

ккал/мин*

МЕТ**

VO2 МЛ/КГ*МИН

VO2***, л/мин

ЧСС, уд/мин

ЛВ, л/мин

ДК

Ректальная температура

Лактат крови, мг%

 

Покой

1,2

1

3,5

0,25

70

8'

0,83

37,0

10-20

 

Легкая работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

спокойная

3,5

3

10,5

0,75

100

20

0,85

37,0

10-20

Неопределенно долго

умеренная

7,5

6

21,0

1,50

120

35

0,85

37,5

20

Обычная трудовая деятельность (до 8 ч в день)

Средняя работа: оптимальная

10,0

8

28,0

2,00

140

50

0,90

38,0

20-30

Интенсивная трудовая деятельность (8 ч в день неск недель - сезонные работы)

Тяжелая работа: напряженная

12,5

10

35,0

2,50

160

60

0,95.

38,5

40

Занятия физкультурой (1 - 2 ч в день, 3 раза в неделю)

Очень тяжелая работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

максимальная

15,0

12

42,0

3,00

180

80

1,00

39,0

50-60

Интенсивная тренировка (до 1-2 ч в день)

истощающая

более 15,0

более 12

более 42,0

более 3,0

более 180

более 120

более 1,00

более 39,0

более 60

Соревновательное упражнение (неск. мин)


* 1 ккал/мин = 426,85 кгм/мин= 69,767 Ватт= 4,186 кДж/мин.
** 1 МЕТ = 3,5 мл, О2/кг*мин - 0,0175 ккал/кг = 0,0732 КДж/кг.
*** 1 л потребления О2 =-5,05 ккал = 21,237 кДж

Физиологическая классификация спортивных упражнений

Все спортивные упражнения можно разделить на две большие группы. Для упражнений первой группы характерны очень большие (на соревновании - предельные) физические нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие запросы к ведущим физиологическим системам и требуют предельного проявления таких двигательных физических качеств, как сила, быстрота или выносливость. К таким упражнениям относятся все виды легкой атлетики, плавание, лыжный и конькобежный спорт, гребля, спортивные игры, единоборства и т. д. Вторую, группу составляют технические упражнения: авто.мотоспорт, парусный, санный, парашютный, конный, авиа- и дельтапланеризм. Перемещение спортсмена в пространстве при выполнении упражнений первой, наиболее многочисленной группы осуществляется в основном за счет внутренних (мышечных) сил. При выполнении, технических упражнений перемещение спортсмена происходит главным образом за счет внешних (не мышечных) сил: тяги двигателя машины (в автоспорте), гравитационных сил (в санном, парашютном спорте), силы воздушного потока (в.парусном спорте, авиа- и дельтапланеризме). Успех в технических упражнениях в очень большой мере определяется техническим оборудованием (в конном спорте - качествами лошади) и степенью владения им. Эти спортивные упражнения требуют исключительно высокого развития у спортсменов специфических психофизиологических функций: внимания, быстроты реакции, тонкой координации движений и т. д. В то. же время упражнения в технических видах спорта" как правило, не предъявляют предельных требований к энергетической и мышечной системам, к системам вегетативного обеспечения, а также к физическим качествам: силе, мощности и выносливости.


Схема

В соответствии с.общей кинематической характеристикой упражнений, т. е. характером протекания во времени, упражнения первой группы делят на. циклические и ациклические* (см. схему на рис.)

К циклическим упражнениям локомоторного (переместительного) характера относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде. Для этих упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений. При этом относительно постоянны не только общий рисунок движений, но и средняя мощность нагрузки или скорость перемещения спортсмена (велосипеда, лодки) по дистанции. Исключение составляют очень короткие циклические упражнения (дистанции) и начальный отрезок любой дистанции, т. е. период разгона, на протяжении которых скорость перемещения изменяется очень значительно. Иначе говоря, циклические упражнения - это упражнения относительно по стоянных структуры и мощности.


К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и. прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и. горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их

Некоторые виды спорта включают разные упражнения - циклические и ациклические. Таковы, например.; многоборья в легкой атлетике, лыжное двоеборье, современное пятиборье. Поэтому понятие "соревновательное спортивное упражнение" и понятия "вид спорта" или "спортивная дисциплина" во многих случаях нетождественны. выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробе-гание отрезков с различной скоростью).

Важнейшую классификационную характеристику упражнений, кроме технических, составляет их мощность. Учитывая, что она относительно постоянна в циклических упражнениях, их можно классифицировать по средней мощности нагрузки на протяжении любого (достаточно длинного) отрезка времени выполнения упражнения.

На протяжении выполнения ациклических упражнений выделяют периоды наибольшей активности (мощности) - рабочие периоды, чередуемые с промежуточными периодами относительно невысокой активности (мощности), вплоть до полного отдыха (нулевой мощности). При классификации ациклических упражнений остается неясным, оценивать ли мощность основных рабочих периодов ("пиковую" мощность) или "среднюю" мощность за все время упражнения, включая основные рабочие периоды и промежуточные периоды относительного или полного отдыха. Физиологическая характеристика ациклических упражнений при использовании каждого из таких показателей будет различной.

Механическая, или физическая, мощность выполняемого упражнения измеряется физическими величинами - в ваттах, кгм/мин. Она определяет физическую нагрузку. В подавляющем большинстве случаев очень трудно достаточно точно измерить физическую мощность спортивных упражнений. В циклических упражнениях мощность (физическая нагрузка) и скорость перемещения (при неизменной технике выполнения движений) связаны линейной зависимостью: чем больше скорость, тем выше физическая нагрузка.

Совокупность физиологических (и психофизиологических) реакций организма на данную физическую нагрузку позволяет определить физиологическую мощность нагрузки или физиологическую нагрузку на организм работающего человека. "Физиологическая нагрузка" или "физиологическая мощность" - понятия близкие к термину "тяжесть работы". У каждого человека при выполнении упражнения одного и того же характера в одинаковых условиях внешней среды физиологическая мощность нагрузки находится в прямой зависимости от физической нагрузки. Например, чем выше скорость бега, тем больше физиологическая нагрузка.


Однако одинаковая физическая нагрузка вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, у людей с неодинаковой степенью функциональной подготовленности (тренированности), а также у одного и того же человека в разных условиях (например, при повышенных или пониженных температуре или давлении воздуха). Кроме того, различные физиологические реакции наблюдаются у одного и того же человека при одинаковой по мощности физической нагрузке, выполняемой разными мышечными группами (руками или ногами) или при разных положениях тела (лежа или стоя). Так, у гребцов на каноэ; пловцов или бегунов, выполняющих одинаковую по физической мощности работу (с одинаковой скоростью потребления О2), физиологические нагрузки (реакции) сильно различаются.

Следовательно, показатели физической мощности упражнения не могут быть использованы в качестве критерия для единой физиологической классификации различных спортивных упражнений, выполняемых людьми разного пола и возраста, с неодинаковыми функциональными возможностями и подготовленностью (тренированностью) или одним и тем же спортсменом в разных условиях. Поэтому в качестве классификационного признака чаще используются показатели физиологической мощности или физиологической нагрузки.

Одним из таких показателей служит предельное время выполнения данного упражнения. Действительно, чем выше физиологическая мощность ("тяжесть работы"), тем короче предельное время выполнения работы (см. рис. 2 и 3). Проанализировав по данным, мировых рекордов зависимость между скоростью преодоления разных дистанции и предельным (рекордным) временем (см. рис. 3), В. С. Фарфель разделил "кривую рекордов" на четыре зоны относительной мощности: с предельной продолжительностью упражнений до 20 с (зона максимальной мощности), от 20 с до 3-5 мин (зона субмаксимальной мощности), от 3-5 до 30-40 мин (зона большой мощности) и более 40 мин (зона умеренной мощности). Такая классификация спортивных циклических упражнении получила широкое распространение.

Другой подход к характеристике физиологической мощности состоит в определении относительных физиологических сдвигов. Характер и величина, ответных физиологических реакций на одну и ту же физическую нагрузку зависят прежде всего от предел ь н ых функциональных возможностей ведущих (для данного упражнения) физиологических систем. При выполнении одинаковой физической нагрузки у людей с более высокими функциональными возможностями ведущих систем величина реакций (физиологические сдвиги) меньше, и следовательно, физиологическая нагрузка на ведущие (и другие) системы и соответственно на организм в целом относительно меньше, чем у людей с более низкими функциональными возможностями. Одинаковая физическая нагрузка будет относительно труднее ("тяжелее") для.вторых, и, следовательно, предельное время ее выполнения у них будет короче, чем у первых. Соответственно первые способны выполнять такие большие физические нагрузки, которые недоступны вторым.


Например, два спортсмена выполняют одну и ту же абсолютную физическую Нагрузку с одинаковым рабочим потреблением О2 - 3 л/мин. Однако у одного из спортсменов МПК равно 6 л/мин, а у другого - 4,5 л/мин. Соответственно относительная физиологическая нагрузка на. кислородтранспортную систему у этих спортсменов далеко не одинакова, так как у первого выполняемая физическая работа "нагружает" эту систему лишь на 50% от ее предельных возможностей, а у второго - на 75%. Следовательно, относительная физиологическая нагрузка у первого спортсмена меньше, чем у второго.

Таким образом, для физиологической классификации спортивных упражнений, используются показатели относительной физиологической "мощности: физиологической н а-грузки, физиологической напряженности, тяжести работы. Такими показателями служат относительные физиологические сдвиги, которые возникают в ведущих функциональных системах в ответ на данную физическую нагрузку, выполняемую в определенных условиях внешней среды. Эти сдвиги выявляются путем сравнения текущих рабочих показателей деятельности ведущих физиологических, систем с предельными (максимальными) показателями.

Классификация циклических упражнений


Рис. 4. Примерный вклад (в процентах) аэробных и анаэробных энергетических источников на разных дистанциях легкоатлетического бега


Рис. 5. Относительный вклад (в процентах) трех энергетических систем (I - фосфагенной, II - лактацидной, III - кислородной) при выполнении упражнений разной предельной продолжительности

Энергетические запросы организма (работающих мышц) удовлетворяются, как известно, двумя основными путями: анаэробным и аэробным. Соотношение этих двух путей энергопродукции неодинаково в разных циклических упражнениях (рис. 4). При выполнении любого упражнения практически действуют все три энергетические системы: анаэробные фосфагенная (алактатная) и лакта-цидная (гликолитическая) и аэробная (кислородная, окислительная). "Зоны" их действия частично перекрываются (рис. 5). Поэтому трудно выделить "чистый" вклад каждой из энергетических систем, особенно при работе относительно небольшой предельной продолжительности. В этой связи часто объединяют в пары "соседние" по энергетической мощности (зоне действия) системы: фосфагенную с лактацидной, лактацидную с кислородной. Первой при этом указывается система, энергетический вклад которой больше.

В соответствии с относительной нагрузкой на анаэробные и аэробные энергетические системы все циклические упражнения можно разделить на анаэробные и аэробные (см. схему на стр. 14). Первые - с преобладанием анаэробного, вторые - аэробного компонента энергопродукции. Ведущим качеством при выполнении анаэробных упражнений служит мощность (скоростно-силовые возможности), при выполнении аэробных упражнений- выносливость.