Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3906

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 339 —

Ш .  Н а с л е д с т в о   въ  К и т а е   и  въ  И н д ш . —^Въ  Китае 

женщина  устранена  отъ  наследованы.—Первородство  въ  К и­
т а е .—Право  наследованы,  принадлежащее  родственникамъ  по 
матери,  у  тамиловъ.—Нераздельность  семейныхъ  общинъ  въ 
И н д ы .—Право  старшинства  въ  И нды.—Дочери  устранены  отъ 

наследовашя.—Ихъ  приданое,  ихъ  собственность.

IV.  Н а с л е д с т в о   у  древнихъ  г р ек о в ъ   и  р и м л я н ъ .— 

По  законамъ  Солона  дочери  устранены  отъ  наследовашя.— 
Законъ  Двенадцати  Таблицъ  и  право  наследовашя  принадле­
жащее  гентиламъ.—Наследники  изъ  с в о и х ъ .—Способъ  насле­

довашя  у  плебеевъ.

V.  Н а с л е д с т в о   въ  Е в р о п е   пер1ода  в а р в а р с т в а .—У 

кантабровъ.—ИрландскШ  Гавелькиндъ.  Танисти  ирландскихъ 
вождей.

VI.  Г ер м ан ц ы   и  ф еод ал и зм ъ .—Общинная  м а р к а .—Са- 

личесшя  земли  переходятъ  по  наследству  по  мужской  линш.— 
Право  старшинства.—Способъ  наследовашя  въ  ало  и  акве- 

товъ.—Лень  и  право старшицства.—Право  наследовашя  у  кре- 

постныхъ.—Завещашя  въ  пользу  церкви.

VII.  О  з а в е щ а ш и .—Завещаше  на  островахъ  Таити.—З а ­

вещаше  по  Корану.—Евреямъ  завещаше  было  неизвестно.— 
Въ  Кабилы  завещаше  обставлено  строгой  регламентащей.— 

Завещаше  по  законамъ  Солона.—Завещаше  въ  Риме.—Его 

регламентащя.—Завещаше  въ  средше  века.

VIII. 

PasBHTie  п р а в а   н а с л е д о в а ш я .

I.  Наследство у республнванскихъ и у монархическихъ  племенъ.

Моя  задача  какъ  сощолога-эволющониста—проникать  по 

возможности  до  самыхъ  источниковъ  во  всехъ  главныхъ  во- 

просахъ  избранной  мною  отрасли  сощологш,  и  потому  мое  ив- 

слбдоваше  о  наследстве  и  равличныхъ  способахъ  наследова­

л а   я   начну  съ  дикарей,  стоящихъ  на  самой  низшей  ступени 
развитая.

Изъ  множества  фактовъ,  которые  были  приведены  выше 

по  поводу  собственности  и  ея  развитая,  мы  уже  можемъ  сде­
лать  некоторые  обпце  выводы  относительно  положешя  права 
наследоваы1я  въ  странахъ  дикарей.  Племена,  совсемъ  не  яани- 
маюпцяся  земледел1емъ  или  для  которыхъ  кочевое  первобыт­

ное  земледел1е  составляетъ  только  подспорье  къ  скотоводству,


background image

 

340

  —

не  им*ютъ  земельной  собственности  въ  томъ  смысл*,  какъ  она 
понимается  въ  нашихъ  цивилизованныхъ  'обществахъ.  Охот­

ничьи  территорш  составляютъ  у  нихъ  общественную  собствен­
ность  и  не  дробятся.  Въ  охотничьей  территорш  весь  смыслъ 

существовашя  племени;  это— его  кладовая,  его  отечество  по 
преимуществу.  Вн*  этой  территорш  н*тъ  спасетя,  ибо  сос*д- 
ш я  враждебный  племена  не  терпятъ  вторжешй  въ  свои  вла- 

д*н1я;  каждое  племя  оберегаетъ  свою  землю  unguibus  et  rostro. 
Вс*  они  проникнуты  живымъ  чувствомъ  коллективной  собствен­

ности  и  браконьерство  для  нихъ  страшное  преступлеше.

Мы  уже  вид*ли,  что  на  этой  стадш  сощальной  эволюцш 

личная  собственность,  могущая  переходить  по  насл*дству,  мо­
жетъ  заключаться  только  въ  принадлежавшихъ  умершему  пред- 
метахъ  движимости,  потому  что  чаще  всего  эти  предметы  были 

сд*ланы  имъ  самимъ.  Къ  этимъ  предметамъ,  составляющимъ 

личную  собственность  по  преимуществу,  надо  прибавить людей, 
которыми  влад*ютъ  наравн*  съ  вещами:  невольниковъ,  когда 
они  есть,  часто  д*тей  и  женщинъ.  Такимъ  образомъ  смерть 
кого  нибудь  изъ  членовъ  клана  ничего  не  м*няетъ  въ  спосо- 
бахъ  влад*шя  охотничьей  территор1ей,  принадлежащей  всему 
клану;  охотничья  территор1я  не  наследуется.  Что-же  касается 
мелкой  личной  собственности,  какъ  одушевленной,  такъ  и  не­

одушевленной,  то  эта  собственность  часто  переходитъ  къ  т*ни 

умершаго:  его  opysie  и  движимость  пэгребаютъ  или  сжигаютъ 
вм*ст*  съ  нимъ,  причемъ  иногда  у б и в а ю т ъ   ихъ,  т.  е.  ло- 

маютъ  ]),  а  его  невольниковъ  и  женщинъ  приносятъ  въ  жертву 

на  его  могил*.

Но  скоро  любовь  къ  собственности,  инстинктъ  сбережешя 

начинаетъ  ограничивать  эту  погребальную  щедрость.  Хорошев 
оруж1е  вещь  ц*нная,  въ  особенности  когда покойный  при  жизни 

пользовался  имъ  со  славой,  и  его  стоить  сохранить.  Неволь­

ники,  даже  женщины,  если  он*  молоды,  тоже  им*ютъ  свою 
ц*нность.  Кончается  т*мъ,  что  все  имущество  умершаго  остав- 
ляютъ  въ  ц*лости,  и  тогда-то  поднимается  важный  вопросъ  о 
наследован in.  Для  умилостивлешя  т*ней  умершихъ,  которымъ 
вообще  охотно  приписываютъ  недоброжелательный  нам*решя 
и  которыя  могутъ  счесть  себя  обиженными  такими  эгоистиче-

1) 

Williams.  F i j i   a n d   t h e   F i j i a n  в,  I .—Mariner.  T o n d a   J в e a a d e r

 

II,  137.—M.  Radiguet.  Derniers  Sauvagee,  226.


background image

— 341 —

скими  поступками  со  стороны  своихъ  родственниковъ,  часта 

приб*гаютъ  къ  подоб1ю  возвращетя  имъ  ихъ  собственности: 

отсюда  ггриношенш  по  об*ту,  не  им*ющш  никакой  ценности. 

Такъ,  въ  могилахъ  неолитическаго  перюда  между  погребаль­
ными  предметами  часто  попадаются  ни  ня  что  негодные  об*т- 
ные  топорики;  по  той-же  причин*  въ  С*верномъ  Кита*  подл* 

могилъ  жгутъ  бумажные  домики,  вырезанную  ивъ  бумаги 
одежду,  мишатюрныя  равмалеванныя  модели  пововокъ  съ  за­
пряженными  въ  нихъ  мулами,  носилокъ  и  пр.  (М.  Paleologue. 
S e p u lt.  c h in o ises.  R e v u e   des  D eux  M ondes,  1887).

Эта  первая  стад1я  насл*довашя  и  до  сихъ  поръ  встр*чается 

въ  Австралш  у  т*хъ  племенъ,  гд*  лучше  всего  сохранилась 

первобытная  общинная  организащя  клана,  наприм*ръ,  у  ка- 
милароевъ  и  у  курнаевъ.  У  этихъ  племенъ  вся  личная  соб­
ственность  заключается  въ  оружш,  рабочихъ  инструментахъ, 

одежд*  и  украшешяхъ,  и  обыкновенно  эти  предметы  погре­

баются  или  сжигаются  съ  умершимъ,  которому  они  принадле­

жали  при  его  жизни  1).  Земля  составляешь  общественную  не­
отчуждаемую  собственность,  состоящую  въ  пожизненномъ  поль- 
зованш  каждаго  покол*шя  -).  Въ  томъ  с луча*,  когда  мелкая 

движимая  собственность  не  уничтожается,  она  обыкновенно  пе- 

реходитъ  къ  родственникамъ  по  матери.  Кланы  экзогамичны  и 

д*ти  кумита  (камилароя)  не  могутъ  насл*довать  своему  отцу: 

они  не  принадлежать  къ  его  клану:  такъ  что  движимая  соб­

ственность  челов*ка,  принадлежащая  къ  клану  кумитовъ,  пе­

реходить  къ  д*тямъ  его  сестры  3).  Но  большинство  австра- 
лШскихъ  племенъ  уже  разстадось  съ  тою,  въ  н*которомъ  род* 

археологической,  организащей  собственности,  какую  мы  нахо­

димъ  у  камилароевъ;  обыкновенно  у  нихъ  женщины  устранены 

отъ  насл*довашя  и  движимая  собственность  переходить  по 
мужской  лиши.  У  нарриньеровъ  отцу  уже  насл*дуютъ  сыновья. 

Бели  челов*къ  умираеть  безд*тнымъ,  его  движимая  собствен­

ность  переходить  къ  сыновьямъ  его  брата 

У  н*которыхъ 

племенъ  существуетъ  какъ-бы  компромиссъ  между  родствомъ 

по  отцу  и  родствомъ  по  матери,  но  всегда  съ  устранетемъ 

отъ  насл*довашя  женщинъ,  которыя  впрочемъ  не  могли  бы  и

4)  Fison  and  Howitt.  Kamilaroi  and  Karnai,  249.

a)  I b i d ,   129.
3)  I b i d . ,   129.

*)

  N a t i f e   R a c e s   o f   S o u t h   A u s t r a l i a ,   51.


background image

 

342

  —

воспользоваться  оруж1емъ  или  рабочими  инструментами  год­
ными  только  для  мужчинъ.  Такъ,  въ  племени  Уаллзру  со

 

смертью  человека  его  баумеранги,  дротики  и  пр.  делятся  между

 

его  сыновьями  и  братьями  ').  Есть  впрочемъ  племена,  где  на­
следство  делится  между  женой  и  детьми  покойнаго  2).  Нако­
нецъ  у  некоторыхъ  племенъ,  а  именно,  у  татааровъ  и  другихъ

 

юго-восточныхъ  племенъ  проявляется  уже  право  старшинства  3).

 

Вообще  можно  сказать,  что  въ  Австралш  встречаются  въ  за-

 

чаточномъ  состоянш  все  главные  способы  наследовашя.

Те-же  виды  наследовашя,  за  исключешемъ  права  старшин­

ства,  мы  находимъ  и  у  краснокожихъ.  У  краснокожихъ  наи­
более  ценные  изъ  предметовъ  личной  собственности  сопровож­

дали  покойника  въ  могилу,  а  раньше  мы  видели,  что  иногда

 

краснокож1е  подобно  виийцамъ  и  полинезцамъ  убивали  эти

 

предметы.  Все  остальное  изъ  движимаго  наследства  (другого

 

у  нихъ  не  могло  быть)  делилось  между  членами  клана,  преи­
мущественно  между  ближайшими  родственниками  4).  У  ироке-

 

зовъ  уже  выделилась  материнская  семья,  и  большая  часть  дви­
жимой  собственности  умершаго  переходила  къ  его  сестрамъ

 

или  къ  ихъ  детямъ  и  къ  его  дядямъ  съ  материнской  стороны.

 

Женщине  наследовали  ея  мать  и  сестры,  хотя-бы  после  нея

 

остались  мужъ  и  дети  5).  У  селичей  Коломбш!,  где  богатство

 

заключается  главнымъ  образомъ  въ  конскихъ  табунахъ,  наслед­
ство  идетъ  еще  въ  боковую  лишю  или,  вернее,  въ  родъ  умер­
шаго:  родственники,  члены  единокровнаго  клана,  завладеваютъ

 

его  собственностью,  нисколько  не  заботясь  объ  его  дфтяхъ  6).

Везде,  где  изъ  клана  выделилась  материнская  семья,  на­

следство  вначале  переходитъ  по  материнской  и  по  боковой  ли­
нш.  По  словамъ  Шарльвуа  такъ  было  у   гуроновъ,  где  зваше

 

кацика  переходило  къ  сыну  сестры  или  къ  ближайшему  род­
ственнику  по  матери  7).  У  наважосовъ  мужъ и  жена  имеютъ—

 

каждый— отдельную  собственность,  которая  съ  ихъ  смертью

 

переходитъ  къ  племянникамъ  и  племянницамъ  8).  Несколько

*)  Folklore.  M a n n e r s   etc.,  62.

s)

  I b i d ,   51.

3)   I bi d. ,   58.

*)  Morgan.  A n c i e n t   S o c i e t i e s ,   528.
s)  I b i  d.,  530.
®)  Bancroft.  N a t .   R a c e s   ets.,  I,  273.
7)  Charlevoix.  Journ.  d’un  voyage  ets.,  fc.  V,  395.

*)

  Bancroft.  L o c .   ci t . ,   I,  505.


background image

летъ  тому  наяадъ  одинъ  индеецъ  изъ  племени  чоктаусовъ  выра-

 

жалъ  желаше  быть  гражданиномъ  Соединенныхъ  Штатовъ,

 

чтобъ  иметь возможность  оставить  свое  имущество  д’Ьтямъ,  такъ

 

какъ  по  обычаямъ  его  племени  оно  должно  было  перейти  къ

 

его  сестрамъ  и  братьямъ  или  къ  ихъ  д-Ьтямъ  ').  Въ  пуэбло

 

Орайбы  мужъ  не  имеетъ  никакихъ  правъ  ни  на  своихъ  детей,

 

ни  на  имущество  жены.  Тамъ,  когда  женщина  умираетъ,  ея

 

детей  и  имущество  берутъ  ея  родственники,  а  мужу  оставля-

 

ютъ  только  его  лошадь,  одежду  и  opymie 2).  Но  у  дикихъ пле­
менъ  Мексики  право  насл’Ьдовашя  сделало  шагъ  впередъ:  жен­
щины  устранены отъ  насл'Ьдоватя  и,  за  неиметемъ  прямыхъ

 

наследниковъ  мужескаго  пола,  наследство  переходить  къ  брать­

ямъ  или  ближайшимъ  родственникамъ-мужчинамъ  3).

Въ  негритянской  Африке,  где  организащя  клана  почти  по­

всеместно  более  или  менее  разрушена,  но  где  еще  сильно  рас­
пространена  материнская  еемья,  въ  болыпомъ  ходу  способъ  на-

 

следовашя,  который  можно  назвать  н епотическимъ.   Въ  об­
ласти Болыпихъ  Оверъ,  у  племенъ  Вуамрима,  Вуазегура  и  дру­

гихъ,  сыновья  сестеръ  считаются  какъ-бы  самыми  несомнен­
ными  представителями  рода;  поэтому  дядямъ  принадлежитъ

 

право  patria  potestas  во  всей  его  суровости:  дядя  можетъ  про­

дать,  даже  убить  племянника-,  поэтому  также  въ  этой  области

 

сыновья  сестры  умершаго  часто  предъявляютъ  притязашя  на

 

его  наследство  4).  Въ  племени  Вуашамуэзи  если  у   женщины

 

есть  дети,  они  наследуютъ  ту  сумму,  которую  заплатилъ  за

 

нее  мужъ  въ  виде  выкупа,  но  если  она  умираетъ  бездетной,

 

мужъ  требуетъ  выкупъ  обратно  съ  тестя  5).  Въ  Габуне  дети

 

не  наследуютъ  родителямъ;  все,  что  можетъ  переходить  по  на­
следству,  переходить  къ  братьямъ,  а  за  неимешемъ  братьевъ

 

къ  дядьямъ  или  двоюроднымъ  братьямъ,  сыновья  же  стоять

 

последними.  Женщины  въ  Габуне  не  только  не  наследуютъ,

 

но  сами  составляютъ  часть  наследства.  Действительно,  тамъ

 

оне  наравне  съ  невольниками  составляютъ  одну  изъ  важней-

 

шихъ  ценностей,  могущихъ  переходить по  наследству.  Осталь­
ное  не  идетъ  въ  счетъ:  хижина  умершаго  уничтожается  или

Giraud-Teulon,  O r i g .   m a r i a g e ,   444.
Morgan.  At i c .   S o c i e t i e s ,   535.

3)  Bancroft.  Lo c .   ci t , .   664.
4)  Burton.  Y o y .   a u x   G r a n d s   L a c s ,   377.
s)  I bi d,   377.