ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 1536

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51

1.Сегодня в нашем Институте. 2. Состоялась экскурсия. 3. Посеще-

ние выставки. 4. Происшествие. 5. Праздник Института.

2.

 

Придумайте шуточные объявления по данным ниже случаям

.

1. О потере совести на трамвайной остановке. 2. О том, что вы нашли 

чье-то собственное мнение на дороге.

3. 

Придумайте рекламу:

1. открываемой вами фирмы по написанию курсовых и дипломных 

работ;

2.  спортплощадки при Институте ( призовите чаще пользоваться ею);
3.  любимой вами телевизионной передачи ( призовите регулярно ее 

смотреть);

4.  любимого вами предмета ( призовите его лучше изучать);
5.  нарисованной вами картины;
6.  предмету «Юридическая риторика».

4.

 Подготовьте публичное выступление — самопрезентацию. Тема 

выступления «Чем я интересен и опасен для окружающих». Длительность 
выступления — не более 2 мин.

5

. Прочитайте начальные фразы рассказов об увиденном. Продол-

жите от своего имени; рассказывайте о случившемся так, как будто это 
было с вами. Задание выполните письменно. 

1. Темнело. Я сидел в лодке посередине реки. Клевало отлично. Сняв 

с крючка очередную рыбешку, я собирался бросить ее в ведро и вдруг 
невольно обомлел. Из воды на борт лодки легли две женские руки с мани-
кюром...

2. Я сидел у окна и с упоением читал книжку, которую мне дали до 

завтрашнего дня. Вдруг кто-то настойчиво постучал в мое окно. Было уже 
половина одиннадцатого вечера. А живу я на пятом этаже...

3. Я зашел в комнату и увидел на подоконнике открытого окна кон-

верт. На конверте было написано мое имя, но не было обратного адреса. 
Не было и имени отправителя. Я взял конверт в руки и открыл его...

4. Я подошел к подъезду своего дома и увидел, что перед дверью 

сидит огромная лохматая собака. Она сидела спокойно, невозмутимо, но 
загораживала собой вход в подъезд. Обойти ее было невозможно...

6

.

 Подготовьте и произнесите похвальную речь а) в адрес вашего 

учебного заведения;  б) выдающегося адвоката.

7. 

Подготовьте тост с использованием афоризма

.

1. Говорят: кто не знает и не поет песен, тот должен жить в хлеву, а не 

в доме. 2. Один мудрый человек сказал: «Любое здание без фундамента 
быстро разрушится. Любой дом без доброго хозяина быстро разорится». 
3. Как сказал один мудрец: «Человек в жизни либо катится, либо карабка-
ется». 4. На Кавказе говорят: время, проведенное с друзьями не засчиты-


background image

52

вается в возраст. 5. «Спешите делать добро!» — восклицал, легендарный 
доктор Гааз. 6. Царь Соломон говорил: «Празднуй каждый день!». 7. Есть 
такая поговорка: «Своих друзей наживай, а отцовских не теряй». 8. Древ-
ние говорили: сорванный цветок должен быть подарен.

8.

 

Подготовьте и произнесите агитационную речь на одну из следу-

ющих тем: фильм, который надо посмотреть; книга, которую стоит прочи-
тать; вещь, которая должна быть в каждом доме;качества характера, кото-
рые должны  сформировать в себе будущие адвокаты.

9

Сформулируйте тезис для выступления на тему, выбранную из 

предложенных ниже:

1. Что дает человеку образование? 
2. Исправляет ли преступника тюрьма? 
3. Нужна ли нам цензура? 
4. Можно ли искоренить преступность?

10

Подберите 3-4 аргумента к следующим тезисам

: алкоголь сокра-

щает жизнь; отдыхать надо в России; мобильный телефон нужен каждому; 
все должны заниматься спортом.

11. 

Подготовьте выступление по данным афоризмам. Подтвердите 

или опровергните афоризм. Выступление должно носить убеждающий 
характер. Необходимо в процессе выступления не менее двух раз произ-
нести афоризм (обычно в начале и в конце), не менее трех аргументов, 
сделать вывод. Продолжительность выступления — от 1 до 2 мин, высту-
пления менее 1 мин не засчитываются.

1. Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам. 2. Наши 

неудачи поучительнее наших удач 

(Г.Форд)

. 3. Не стыдно учиться, стыдно 

не знать. 4. Образование есть то, что остается после того, когда забыва-
ется все, чему нас учили 

(А.Эйнштейн)

. 5. Если человек способен выслу-

шивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем 

(Н.Брацлав)

6. Случай — это единственный законный царь вселенной 

(Наполеон)

. 7. Само-

любие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские 

(А.П. Чехов)

. 8. Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои 

ошибки 

(Антисфен)

. 9. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем роди-

тели, ибо им несвойственна жалость 

(Андре Моруа)

. 10. Есть легионы 

сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казен-
ной начинкою 

(М.Е. Салтыков-Щедрин).

 11. Прежде чем высказать кому-

нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом (арабская 
пословица). 12. Политик думает о следующих выборах, государственный 
деятель — о следующем поколении 

(Дж.Ф.Кларк)

. 13. Прогресс есть не что 

иное, как осуществление утопий 

(О.Уайльд)

. 14. Обида — это самоотрав-

ление души среди неподвластного ей мира (В.Кротов). 15. Цель оправды-
вает средства

 (Макиавелли)


background image

53

 

3.5. Самостоятельная работа студентов

Виды самостоятельной работы:
1.  Изучение теории риторики.
2.  Анализ информации по риторической тематике в книгах, статьях, 

диссертациях, на веб-сайтах. 

3.  Написание текстов и произнесение речей.
4.  Анализ собственных и чужих выступлений и текстов.
5.  Подготовка докладов, рефератов и курсовых работ по риторике.
Особенностью самостоятельной работы студентов очной  формы обу-

чения является то, что чтение лекций дает знание теоретического матери-
ала, который может быть понят и привести к формированию практических 
навыков  при условии, что студентом самостоятельно и последовательно 
осуществляется поиск уместного образа оратора (личность, воля, настрой 
говорящего); делаются попытки в написании публичных выступлений и 
произнесении речей; анализируются собственные и чужие выступления и 
тексты; изучаются законы и правила риторики, как науки; осуществляется 
знакомство с литературным и ораторским творчеством разных эпох и сти-
лей; проводятся занятия по совершенствованию техники речи.


background image

54

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 

ТЕХНОЛОГИИ

Семестр Вид

 

занятий

Используемые

 

интерактивные

 

образовательные

 

технологии

 

Количество

 

часов

5

Лекции

Проблемная

 

лекция

 (

анализ

 

проблемных

 

вопросов

 

темы

 

лекции

).

Мини

-

лекция

 (

групповая

 

дискуссия

 

по

 

спорным

 

вопросам

 

темы

 

лекции

).

Лекция

-

презентация

10

Практиче

-

ские

 

занятия

Направляемая

 

дискуссия

 

по

 

вопросам

 

темы

.

Заслушивание

 

и

 

обсуждение

 

докладов

 

по

 

вопросам

 

темы

.

Практика

 

публичных

 

выступлений

.

Обсуждение

 

решений

 

практических

 

за

-

дач

связанных

 

с

 

риторическими

 

действи

-

ями

.

Работа

 

в

 

малых

 

группах

анализ

 

судебных

 

речей

анализ

 

конкретных

 

ситуаций

22

Всего

32 (80% 

ауди

-

торных

 

занятий

)


background image

55

5. 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО 
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, 
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 
ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Примерный перечень тем для докладов и сообщений

1.  Основные этапы  развития риторики от искусства к науке.
2.   Риторика и демократия.
3.   Софисты и их вклад в развитие риторики.
4.   Сократ и его риторический идеал.
5.   Риторический идеал Платона и Аристотеля.
6.   Платон и его диалоги «Софист», «Горгий», «Федр» и «Пир».
7.   Аристотель и его  «Риторика».
8.  Цицерон «Об ораторе». Вклад Цицерона в развитие риторики.
9.   Цицерон «Оратор». Основные идеи  работы.
10.  Трактат Цицерона «Брут». Значение этой работы в развитии рито-

рики.

11. Основные положения риторического учения Квинтилиана и его 

«Риторические наставления».

12.  Метафора и ее роль в современном гуманитарном знании.
13.  Средневековая риторика и ее особенности.
14.  Риторика Древней Руси.
15.  Русские традиции красноречия и современность.
16.  Судьба риторики в России.
17.  Первая русская «Риторика» 1620 г., ее основные положения.
18.  «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова.
19.  М.М. Сперанский и его «Правила высшего красноречия».
20.  Вклад А.Ф. Кони в развитие судебного красноречия.
21.  Этика в ораторском творчестве.
22.  Речевой  этикет и его значение в деятельности оратора.
23.  Аргументация: специфика понимания в рамках риторики.
24.  Юмор в ораторской речи.
25.  Особенности индивидуального стиля оратора.
26.  Основные средства выразительности в ораторской речи.
27.  Моральный кодекс оратора.
28.  Индивидуальный стиль выдающегося судебного оратора (Ф.Н. Пле-

вако, С.А. Андреевский, П.А. Александров, А.Ф. Кони и др.).

29. История мнемотехники: Михаил Псёлл, Петр Испанский, Рай-

монд Луллий, Джордано Бруно и др.

30.  Адвокат и аудитория: воздействие и взаимодействие.