ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 1536
Скачиваний: 7
51
1.Сегодня в нашем Институте. 2. Состоялась экскурсия. 3. Посеще-
ние выставки. 4. Происшествие. 5. Праздник Института.
2.
Придумайте шуточные объявления по данным ниже случаям
.
1. О потере совести на трамвайной остановке. 2. О том, что вы нашли
чье-то собственное мнение на дороге.
3.
Придумайте рекламу:
1. открываемой вами фирмы по написанию курсовых и дипломных
работ;
2. спортплощадки при Институте ( призовите чаще пользоваться ею);
3. любимой вами телевизионной передачи ( призовите регулярно ее
смотреть);
4. любимого вами предмета ( призовите его лучше изучать);
5. нарисованной вами картины;
6. предмету «Юридическая риторика».
4.
Подготовьте публичное выступление — самопрезентацию. Тема
выступления «Чем я интересен и опасен для окружающих». Длительность
выступления — не более 2 мин.
5
. Прочитайте начальные фразы рассказов об увиденном. Продол-
жите от своего имени; рассказывайте о случившемся так, как будто это
было с вами. Задание выполните письменно.
1. Темнело. Я сидел в лодке посередине реки. Клевало отлично. Сняв
с крючка очередную рыбешку, я собирался бросить ее в ведро и вдруг
невольно обомлел. Из воды на борт лодки легли две женские руки с мани-
кюром...
2. Я сидел у окна и с упоением читал книжку, которую мне дали до
завтрашнего дня. Вдруг кто-то настойчиво постучал в мое окно. Было уже
половина одиннадцатого вечера. А живу я на пятом этаже...
3. Я зашел в комнату и увидел на подоконнике открытого окна кон-
верт. На конверте было написано мое имя, но не было обратного адреса.
Не было и имени отправителя. Я взял конверт в руки и открыл его...
4. Я подошел к подъезду своего дома и увидел, что перед дверью
сидит огромная лохматая собака. Она сидела спокойно, невозмутимо, но
загораживала собой вход в подъезд. Обойти ее было невозможно...
6
.
Подготовьте и произнесите похвальную речь а) в адрес вашего
учебного заведения; б) выдающегося адвоката.
7.
Подготовьте тост с использованием афоризма
.
1. Говорят: кто не знает и не поет песен, тот должен жить в хлеву, а не
в доме. 2. Один мудрый человек сказал: «Любое здание без фундамента
быстро разрушится. Любой дом без доброго хозяина быстро разорится».
3. Как сказал один мудрец: «Человек в жизни либо катится, либо карабка-
ется». 4. На Кавказе говорят: время, проведенное с друзьями не засчиты-
52
вается в возраст. 5. «Спешите делать добро!» — восклицал, легендарный
доктор Гааз. 6. Царь Соломон говорил: «Празднуй каждый день!». 7. Есть
такая поговорка: «Своих друзей наживай, а отцовских не теряй». 8. Древ-
ние говорили: сорванный цветок должен быть подарен.
8.
Подготовьте и произнесите агитационную речь на одну из следу-
ющих тем: фильм, который надо посмотреть; книга, которую стоит прочи-
тать; вещь, которая должна быть в каждом доме;качества характера, кото-
рые должны сформировать в себе будущие адвокаты.
9
.
Сформулируйте тезис для выступления на тему, выбранную из
предложенных ниже:
1. Что дает человеку образование?
2. Исправляет ли преступника тюрьма?
3. Нужна ли нам цензура?
4. Можно ли искоренить преступность?
10
.
Подберите 3-4 аргумента к следующим тезисам
: алкоголь сокра-
щает жизнь; отдыхать надо в России; мобильный телефон нужен каждому;
все должны заниматься спортом.
11.
Подготовьте выступление по данным афоризмам. Подтвердите
или опровергните афоризм. Выступление должно носить убеждающий
характер. Необходимо в процессе выступления не менее двух раз произ-
нести афоризм (обычно в начале и в конце), не менее трех аргументов,
сделать вывод. Продолжительность выступления — от 1 до 2 мин, высту-
пления менее 1 мин не засчитываются.
1. Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам. 2. Наши
неудачи поучительнее наших удач
(Г.Форд)
. 3. Не стыдно учиться, стыдно
не знать. 4. Образование есть то, что остается после того, когда забыва-
ется все, чему нас учили
(А.Эйнштейн)
. 5. Если человек способен выслу-
шивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем
(Н.Брацлав)
.
6. Случай — это единственный законный царь вселенной
(Наполеон)
. 7. Само-
любие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские
(А.П. Чехов)
. 8. Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои
ошибки
(Антисфен)
. 9. Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем роди-
тели, ибо им несвойственна жалость
(Андре Моруа)
. 10. Есть легионы
сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казен-
ной начинкою
(М.Е. Салтыков-Щедрин).
11. Прежде чем высказать кому-
нибудь горькую правду, помажь кончик своего языка медом (арабская
пословица). 12. Политик думает о следующих выборах, государственный
деятель — о следующем поколении
(Дж.Ф.Кларк)
. 13. Прогресс есть не что
иное, как осуществление утопий
(О.Уайльд)
. 14. Обида — это самоотрав-
ление души среди неподвластного ей мира (В.Кротов). 15. Цель оправды-
вает средства
(Макиавелли)
.
53
3.5. Самостоятельная работа студентов
Виды самостоятельной работы:
1. Изучение теории риторики.
2. Анализ информации по риторической тематике в книгах, статьях,
диссертациях, на веб-сайтах.
3. Написание текстов и произнесение речей.
4. Анализ собственных и чужих выступлений и текстов.
5. Подготовка докладов, рефератов и курсовых работ по риторике.
Особенностью самостоятельной работы студентов очной формы обу-
чения является то, что чтение лекций дает знание теоретического матери-
ала, который может быть понят и привести к формированию практических
навыков при условии, что студентом самостоятельно и последовательно
осуществляется поиск уместного образа оратора (личность, воля, настрой
говорящего); делаются попытки в написании публичных выступлений и
произнесении речей; анализируются собственные и чужие выступления и
тексты; изучаются законы и правила риторики, как науки; осуществляется
знакомство с литературным и ораторским творчеством разных эпох и сти-
лей; проводятся занятия по совершенствованию техники речи.
54
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Семестр Вид
занятий
Используемые
интерактивные
образовательные
технологии
Количество
часов
5
Лекции
Проблемная
лекция
(
анализ
проблемных
вопросов
темы
лекции
).
Мини
-
лекция
(
групповая
дискуссия
по
спорным
вопросам
темы
лекции
).
Лекция
-
презентация
10
Практиче
-
ские
занятия
Направляемая
дискуссия
по
вопросам
темы
.
Заслушивание
и
обсуждение
докладов
по
вопросам
темы
.
Практика
публичных
выступлений
.
Обсуждение
решений
практических
за
-
дач
,
связанных
с
риторическими
действи
-
ями
.
Работа
в
малых
группах
:
анализ
судебных
речей
;
анализ
конкретных
ситуаций
22
Всего
32 (80%
ауди
-
торных
занятий
)
55
5.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ,
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Примерный перечень тем для докладов и сообщений
1. Основные этапы развития риторики от искусства к науке.
2. Риторика и демократия.
3. Софисты и их вклад в развитие риторики.
4. Сократ и его риторический идеал.
5. Риторический идеал Платона и Аристотеля.
6. Платон и его диалоги «Софист», «Горгий», «Федр» и «Пир».
7. Аристотель и его «Риторика».
8. Цицерон «Об ораторе». Вклад Цицерона в развитие риторики.
9. Цицерон «Оратор». Основные идеи работы.
10. Трактат Цицерона «Брут». Значение этой работы в развитии рито-
рики.
11. Основные положения риторического учения Квинтилиана и его
«Риторические наставления».
12. Метафора и ее роль в современном гуманитарном знании.
13. Средневековая риторика и ее особенности.
14. Риторика Древней Руси.
15. Русские традиции красноречия и современность.
16. Судьба риторики в России.
17. Первая русская «Риторика» 1620 г., ее основные положения.
18. «Краткое руководство к красноречию» М.В. Ломоносова.
19. М.М. Сперанский и его «Правила высшего красноречия».
20. Вклад А.Ф. Кони в развитие судебного красноречия.
21. Этика в ораторском творчестве.
22. Речевой этикет и его значение в деятельности оратора.
23. Аргументация: специфика понимания в рамках риторики.
24. Юмор в ораторской речи.
25. Особенности индивидуального стиля оратора.
26. Основные средства выразительности в ораторской речи.
27. Моральный кодекс оратора.
28. Индивидуальный стиль выдающегося судебного оратора (Ф.Н. Пле-
вако, С.А. Андреевский, П.А. Александров, А.Ф. Кони и др.).
29. История мнемотехники: Михаил Псёлл, Петр Испанский, Рай-
монд Луллий, Джордано Бруно и др.
30. Адвокат и аудитория: воздействие и взаимодействие.