ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2020
Просмотров: 1538
Скачиваний: 7
6
высказывания); анализировать и создавать профессионально-значимые
типы высказываний; реализовывать созданное высказывание в речевой
юридической практике; определять свои коммуникативные неудачи.
3. Владеть:
навыками полемиста; навыками активного слушания;
коммуникативными качествами речи: убедительностью, эффективностью,
целесообразностью, уместностью, ясностью, точностью, чистотой; эти-
ческими нормами и правилами общения; юридической терминологией;
навыками работы с информацией и документами; навыками подготовки к
публичному выступлению и судебным прениям; риторическими приемами
аргументации; анализом правоприменительной и правоохранительной
практики; навыками сбора и обработки информации.
По итогам изучения учебной дисциплины «Риторика» студент должен
обладать следующими
общекультурными компетенциями (ОК):
— способностью действовать в соответствии с Конституцией Рос-
сийской Федерации, руководствуясь принципами законности и патрио-
тизма (ОК-1);
— способность понимать и анализировать мировоззренческие,
социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы цен-
ностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценно-
стей, свободы (ОК-2);
— способностью понимать движущие силы и закономерности исто-
рического процесса, — способностью уважительно и бережно относиться
к историческому наследию, культурным традициям, толерантно восприни-
мать социально-культурные различия (ОК-3);
— способностью ориентироваться в политических, социальных и
экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных,
экономических и социальных наук при решение социальных и профессио-
нальных задач (ОК-4);
— способностью понимать социальную значимость своей будущей
профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять граждан-
ский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нор-
мами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
— способностью проявлять непримиримость к коррупционному
поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
— способностью к толерантному поведению, социальному и про-
фессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и профес-
сиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к
предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций
в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
— способностью проявлять психологическую устойчивость в слож-
ных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и ког-
7
нитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психо-
логического состояния (ОК-8);
— способностью креативно мыслить и творчески решать професси-
ональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска,
принимать оптимальные организационно-управленческие решения в
повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них
ответственность (ОК-10);
— способностью анализировать свои возможности, самосовершен-
ствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной
деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать
новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультур-
ный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции,
изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11).
Также по итогам изучения учебной дисциплины «Риторика» студент
должен обладать следующими
профессиональными компетенциями
(ПК):
а) в области экспертной деятельности:
— способностью применять методики судебных экспертных иссле-
дований в профессиональной деятельности (ПК-2);
— способностью использовать естественно-научные методы при
исследовании вещественных доказательств (ПК-3);
— способностью применять технические средства при обнаружении,
фиксации и исследовании материальных объектов — вещественных дока-
зательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);
— способностью применять познания в области материального и
процессуального права (ПК-5);
б) в области технико-криминалистической деятельности:
— способностью применять при осмотре места происшествия тех-
нико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фик-
сации, изъятия и предварительного исследования материальных объек-
тов — вещественных доказательств (ПК-6);
— способностью участвовать в качестве специалиста в следствен-
ных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных дей-
ствиях (ПК-7);
в) в области информационной деятельности:
— способностью соблюдать в профессиональной деятельности
требования правовых актов в области защиты государственной тайны
и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима
секретности (ПК-9);
8
г) в области организационно-управленческой деятельности:
— способностью выявлять и устранять причины и условия, способ-
ствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);
— способностью составлять планы и отчеты по утвержденным фор-
мам (ПК-13);
— способностью к организации и осуществлению мероприятий
по технической эксплуатации, проверке и использованию технических
средств в экспертной практике (ПК-15);
— способностью выполнять профессиональные задачи в особых
условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в
условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать
первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и без-
опасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-16);
д) в области научно-исследовательской деятельности:
— способностью анализировать судебно-экспертную практику, науч-
ную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике иссле-
дования (ПК-19).
2.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В СТРУКТУРЕ ООП
Учебная дисциплина «Риторика» относится к вариативному циклу
ООП.
До изучения данной учебной дисциплины студенты должны изучить
дисциплины «Теория государства и права», «Судоустройство и правоохра-
нительные органы», «Профессиональная этика», «Конфликтология».
9
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Данная учебная дисциплина входит в учебный план второго семестра.
Общая трудоемкость в зачетных единицах — 2, в часах — 72.
3.1. Тематический план
№
п
/
п
Раздел
(
тема
)
учебной
дисциплины
Виды
образо
-
вательной
деятельно
-
сти
и
трудоемкость
(
в
часах
)
Образователь
-
ные
технологии
Формы
теку
-
щего
контроля
Л
екции
Прак
тиче
ские
занятия
СР
С
1
Предмет
риторики
как
науки
и
учебной
дисциплины
.
Юри
-
дическая
риторика
,
ее
предмет
и
задачи
2
2
4
Лекция
-
пре
-
зентация
;
практика
публичного
выступления
;
«
круглый
стол
»
Опрос
;
оценка
публичного
выступления
и
участия
в
кру
-
глом
столе
2
Риторический
идеал
антич
-
ности
и
традиции
русского
красноречия
2
4
3
Риторический
канон
.
Инвен
-
ция
2
2
4
Лекция
-
пре
-
зентация
;
ра
-
бота
в
парах
,
дерево
реше
-
ний
Опрос
;
оценка
работы
в
па
-
рах
;
контроль
-
ная
работа
4
Диспозиция
.
Элокуция
2
2
2
Лекция
-
пре
-
зентация
;
практика
пу
-
бличного
вы
-
ступления
Опрос
;
оценка
публичного
выступления
5
Меморио
.
Акцио
гипокризис
2
6
Лекция
-
пре
-
зентация
;
практика
публичного
выступления
;
речевые
тре
-
нинги
Опрос
;
оценка
публичного
выступления
10
6
Речевое
воздействие
2
4
2
Лекция
-
дис
-
куссия
;
анализ
речей
судеб
-
ных
ораторов
Опрос
;
оценка
анализа
речей
судебных
ора
-
торов
7
Общие
особенности
подготов
-
ки
публичного
выступления
2
4
8
Лекция
-
пре
-
зентация
;
практика
пу
-
бличного
вы
-
ступления
Опрос
;
оценка
публичного
выступления
8
Оратор
и
аудитория
2
2
2
Лекция
-
пре
-
зентация
;
пси
-
холого
-
рече
-
вой
тренинг
Тестирование
;
опрос
,
оценка
выступлений
9
Жанры
публичных
выступле
-
ний
2
2
4
Лекция
-
пре
-
зентация
;
практика
пу
-
бличного
вы
-
ступления
Опрос
;
оценка
публичного
выступления
Всего
14
22
36
3.2. Содержание дисциплины (программа курса)
РАЗДЕЛ I. История ораторского искусства
Тема 1. Предмет риторики как науки и учебной дисциплины.
Юридическая риторика как особая прикладная
дисциплина, ее предмет и задачи
Определение риторики и современной риторики как дисциплины.
Предмет и структура общей риторики. Понятие эффективной речи. Общая
и частная риторики. Юридическая риторика как вид частной риторики, ее
предмет и задачи.
Категории, закономерности и законы риторики.
Универсальный характер риторики. Использование в теории оратор-
ского искусства познавательных возможностей философии, логики, соци-
ологии, психологии, этики, теории коммуникации, языкознания, а также —
основ сценической речи.
Неориторика как продолжение традиций классической риторики.
Неориторика и психолингвистика.