ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2020

Просмотров: 1538

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

высказывания); анализировать и создавать профессионально-значимые 
типы высказываний; реализовывать созданное высказывание в речевой 
юридической  практике; определять свои коммуникативные неудачи.

3. Владеть:

 навыками полемиста; навыками активного слушания; 

коммуникативными качествами речи: убедительностью, эффективностью, 
целесообразностью, уместностью, ясностью, точностью, чистотой; эти-
ческими нормами и правилами общения; юридической терминологией; 
навыками работы с информацией и документами; навыками подготовки к 
публичному  выступлению и судебным прениям; риторическими приемами 
аргументации; анализом правоприменительной и правоохранительной 
практики; навыками сбора и обработки информации.

По итогам изучения учебной дисциплины «Риторика» студент должен  

обладать следующими 

общекультурными компетенциями (ОК):

—  способностью действовать в соответствии с Конституцией Рос-

сийской Федерации, руководствуясь принципами законности и патрио-
тизма (ОК-1);

— способность понимать и анализировать мировоззренческие, 

социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы цен-
ностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценно-
стей, свободы (ОК-2);

—  способностью понимать движущие силы и закономерности исто-

рического процесса, — способностью уважительно и бережно относиться 
к историческому наследию, культурным традициям, толерантно восприни-
мать социально-культурные различия (ОК-3);

— способностью ориентироваться в политических, социальных и 

экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, 
экономических и социальных наук при решение социальных и профессио-
нальных задач (ОК-4);

— способностью понимать социальную значимость своей будущей 

профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять граждан-
ский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нор-
мами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

— способностью проявлять непримиримость к коррупционному 

поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);

— способностью к толерантному поведению, социальному и про-

фессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и профес-
сиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к 
предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций 
в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

— способностью проявлять психологическую устойчивость в слож-

ных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и ког-


background image

7

нитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психо-
логического состояния (ОК-8);

—  способностью креативно мыслить и творчески решать професси-

ональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, 
принимать оптимальные организационно-управленческие решения в 
повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них 
ответственность (ОК-10);

—  способностью анализировать свои возможности, самосовершен-

ствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной 
деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать 
новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультур-
ный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, 
изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11).

Также по итогам изучения учебной дисциплины «Риторика» студент 

должен обладать следующими 

профессиональными компетенциями 

(ПК):

а) в области экспертной деятельности:

—  способностью применять методики судебных экспертных иссле-

дований в профессиональной деятельности (ПК-2);

— способностью использовать естественно-научные методы при 

исследовании вещественных доказательств (ПК-3);

—  способностью применять технические средства при обнаружении, 

фиксации и исследовании материальных объектов — вещественных дока-
зательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);

—  способностью применять познания в области материального и 

процессуального права (ПК-5);

б) в области технико-криминалистической деятельности:

—  способностью применять при осмотре места происшествия тех-

нико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фик-
сации, изъятия и предварительного исследования материальных объек-
тов — вещественных доказательств (ПК-6);

— способностью участвовать в качестве специалиста в следствен-

ных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных дей-
ствиях (ПК-7);

в) в области информационной деятельности:

 — способностью соблюдать в профессиональной деятельности 

требования правовых актов в области защиты государственной тайны 
и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима 
секретности (ПК-9);


background image

8

г) в области организационно-управленческой деятельности:

—  способностью выявлять и устранять причины и условия, способ-

ствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);

—  способностью составлять планы и отчеты по утвержденным фор-

мам (ПК-13);

— способностью к организации и осуществлению мероприятий 

по технической эксплуатации, проверке и использованию технических 
средств в экспертной практике (ПК-15);

— способностью выполнять профессиональные задачи в особых 

условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в 
условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать 
первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и без-
опасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-16);

д) в области научно-исследовательской деятельности:

—  способностью анализировать судебно-экспертную практику, науч-

ную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике иссле-
дования (ПК-19).

2. 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
В СТРУКТУРЕ ООП

Учебная дисциплина «Риторика» относится к вариативному циклу 

ООП.

До изучения данной учебной дисциплины студенты должны изучить 

дисциплины «Теория государства и права», «Судоустройство и правоохра-
нительные органы», «Профессиональная этика», «Конфликтология».


background image

9

3.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная учебная дисциплина входит в учебный план второго семестра. 

Общая трудоемкость в зачетных единицах — 2, в часах — 72.

3.1. Тематический план

п

/

п

 

Раздел

 (

тема

)

учебной

дисциплины

Виды

 

образо

-

вательной

 

деятельно

-

сти

 

и

 

трудоемкость

 

(

в

 

часах

)

Образователь

-

ные

 

технологии

Формы

 

теку

-

щего

 

контроля

Л

екции

Прак

тиче

ские

 

занятия

СР

С

1

Предмет

 

риторики

 

как

 

науки

 

и

 

учебной

 

дисциплины

Юри

-

дическая

 

риторика

ее

 

предмет

 

и

 

задачи

2

2

4

Лекция

-

пре

-

зентация

практика

 

публичного

 

выступления

«

круглый

 

стол

»

Опрос

;

оценка

 

публичного

 

выступления

 

и

  

участия

 

в

 

кру

-

глом

 

столе

2

Риторический

 

идеал

 

антич

-

ности

 

и

 

традиции

 

русского

 

красноречия

2

4

3

Риторический

 

канон

Инвен

-

ция

2

2

4

Лекция

-

пре

-

зентация

ра

-

бота

 

в

 

парах

дерево

 

реше

-

ний

Опрос

;

оценка

 

работы

 

в

 

па

-

рах

 ;

контроль

-

ная

 

работа

4

Диспозиция

Элокуция

2

2

2

Лекция

-

пре

-

зентация

практика

 

пу

-

бличного

 

вы

-

ступления

Опрос

оценка

 

публичного

 

выступления

5

Меморио

Акцио

 

гипокризис

2

6

Лекция

-

пре

-

зентация

практика

 

публичного

 

выступления

речевые

 

тре

-

нинги

Опрос

оценка

 

публичного

 

выступления


background image

10

6

Речевое

 

воздействие

2

4

2

Лекция

дис

-

куссия

анализ

 

речей

 

судеб

-

ных

 

ораторов

Опрос

оценка

 

анализа

 

речей

 

судебных

 

ора

-

торов

7

Общие

 

особенности

 

подготов

-

ки

 

публичного

 

выступления

2

4

8

Лекция

-

пре

-

зентация

;  

практика

 

пу

-

бличного

 

вы

-

ступления

Опрос

оценка

 

публичного

 

выступления

8

Оратор

 

и

 

аудитория

2

2

2

Лекция

-

пре

-

зентация

пси

-

холого

-

рече

-

вой

 

тренинг

Тестирование

опрос

оценка

 

выступлений

9

Жанры

 

публичных

 

выступле

-

ний

2

2

4

Лекция

-

пре

-

зентация

практика

 

пу

-

бличного

 

вы

-

ступления

Опрос

оценка

 

публичного

 

выступления

Всего

14

22

36

 

3.2. Содержание дисциплины (программа курса)

РАЗДЕЛ I. История ораторского искусства

Тема 1. Предмет риторики как науки и учебной дисциплины. 

Юридическая риторика как особая прикладная 
дисциплина, ее предмет и задачи

Определение риторики и современной риторики как дисциплины. 

Предмет и структура общей риторики. Понятие эффективной речи. Общая 
и частная риторики. Юридическая риторика как вид частной риторики, ее 
предмет и задачи.

Категории, закономерности и законы риторики.
Универсальный характер риторики. Использование в теории оратор-

ского искусства познавательных возможностей философии, логики, соци-
ологии, психологии, этики, теории коммуникации, языкознания, а также — 
основ сценической речи.

Неориторика как продолжение традиций классической риторики. 

Неориторика и психолингвистика.