ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2020
Просмотров: 258
Скачиваний: 1
5. по характеру своих полномочий ЕС выступает как организация политической власти, объем полномочий которой с течением времени все более увеличивается (за счет уступки государствами-членами новых суверенных прав).
Институты Союза издают нормативные акты, которые не требуют ратификации и носят общеобязательный характер. С введением единой валюты Союза — евро — в компетенцию этой организации (в лице Европейского центрального банка) от государств-членов перешли ключе-вые вопросы кредитно-денежной политики, включая денежную эмиссию.
2. В отличие от ЕС СЕ собственными правотворческими (и административными) полномочиями не обладает. Органы СЕ не издают нормативных актов. Они готовят проекты международных, конвенций, которые предлагаются (!) государствам-членам для подписания и ратификации, а также принимают резолюции и рекомендации — акты, не имеющие юридически обязательной силы.
Единственный случай частичного ограничения государственного суверенитета стран, входящих в СЕ, относится к системе гарантий основных прав по Европейской конвенции 1950 г. Каждое лицо, права которого из имеющегося в Конвенции перечня нарушены, может в конечном счете обратиться в Европейский суд по правам человека, учрежденный на базе данной Конвенции. В подобных случаях Суд уполномочен возложить на соответствующее государство обязанность произвести «выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне» (ст. 41 Конвенции).
6. в рамках своей компетенции органы ЕС приняли десятки тысяч документов — нормативных актов, судебных решений прецедентного характера… — которые вместе с учредительными договорами составляют источники ПЕС как самостоятельной правовой системы.
У СЕ такого нет.
СЕ и ЕС — интеграционные организации, различные по своей правовой природе.
СЕ — международная межправительственная организация, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласования воль суверенных государств. Это позволило обеспечить более широкий состав СЕ, но предполагает движение более медленными темпами.
В ЕС суверенитет государств-членов в существенной мере ограничен, созданы надгосударственные органы власти. Это дает возможность достигать более высоких результатов, более глубокой и масштабной интеграции, однако в более узком составе и в пределах меньшей территории.
Оба метода развития интеграции — международно-правовой и основанный на сочетании международных принципов с государственно-правовыми — не исключают, а удачно взаимодополняют друг друга.
Цели Совета Европы и Европейского Союза во многом совпадают, прежде всего, в таких областях как обеспечение прав и свобод человека, развитие культуры и межкультурного диалога, сотрудничество в области образования, решения проблем молодежи и многих других, поэтому на протяжении своего существования Совет Европы и Европейский Союз стремились к объединению усилий в формировании единого общеевропейского пространства — Европы без разделительных линий. При этом, как справедливо отмечает Ж.-К. Юнкер в своем докладе, партнерство Совета Европы и Европейского Союза должно «основываться на постоянном укреплении демократии, прав человека и законности в Европе»1.
В 2007 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Советом Европы и Европейским Союзом, который положил начало новому этапу в развитии отношений между двумя объединениями. В Меморандуме четко определены цели, задачи, принципы, уровни, формы и приоритетные направления сотрудничества Совета Европы и
1 Доклад премьер-министра Великого Герцогства Люксембург Жана-Клода Юнкера на тему «Совет Европы — Европейский Союз единая цель для европейского континента», подготовленный в соответствии с п. 10 Итоговой декларации, принятой на третьем саммите Совета Европы (Варшава, 16-17 мая 2005 г.), и представленный автором 11 апреля 2006 г. на 57-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. URL http //www сое mid ru/d2r doc
Европейского Союза. По убеждению специалистов, Меморандум должен стать переломным в преобразовании партнерства Совета Европы и Европейского Союза из вялого и фрагментарного (за исключением совместных программ) в конструктивное, структурированное, эффективное, многоплановое и взаимовыгодное. Действительно, итоги ряда совместных встреч, имевших место в последнее время между Советом Европы и Европейским Союзом, позволяют сделать предварительные выводы о влиянии Меморандума и других совместных актов на качество взаимодействия Совета Европы и Европейского Союза. Данный факт приобретает особое значение в условиях, когда взаимосвязь между правовой системой Европейского Союза и правом Совета Европы становится все более тесной. Лучшим доказательством этому являются учредительные договоры и правовые акты Европейского Союза, которые содержат значительное число бланкетных норм, отсылающих к таким источникам права Совета Европы, как Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г., Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 г. и другим. В ряде случаев право Совета Европы используется государствами-членами и органами Европейского Союза в качестве отправной точки для собственного правового регулирования.
Так, в Хартию Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. были включены многие положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза от 29 мая 2000 г. учитывает Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам Совета Европы от 20 апреля 1959 г.
В некоторых случаях правовые акты Европейского Союза специально издаются с целью обеспечения более эффективного применения актов Совета Европы. В частности, Рамочное решение Совета Европейского Союза об отмывании денег, идентификации, замораживании или изъятии и конфискации орудий совершения преступлений и доходов от преступной деятельности от 26 июня 2001 г. предписывает государствам — членам Европейского Союза отменить ряд оговорок, препятствующих применению Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.
В последние годы наметилась тенденция влияния правового регулирования Европейского Союза на право Совета Европы. В частности, Второй дополнительный протокол к Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 ноября 2001 г. во многом воспроизводит положения Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза 2000 г. В основе Конвенции об информации и правовом сотрудничестве в связи с предоставлением услуг информационного общества от 4 октября 2001 г. лежат принятые ранее директивы Европейского Союза.
В период с 2000 по 2009 г. как в рамках Совета Европы, так и в рамках Европейского Союза, а также двумя этими межгосударственными объединениями совместно были приняты акты, которые оказали существенное влияние на процесс взаимодействия между Советом Европы и Европейским Союзом, обусловливая актуальность исследования их партнерства на современном этапе. К числу таких актов относится не только Меморандум о взаимопонимании между Советом Европы и Европейским Союзом, но и Варшавская декларация и прилагаемый к ней План действий 2005 г., Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г., Протокол № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 2004 г., Соглашение о взаимодействии Агентства Европейского Союза по основным правам и Советом Европы 2008 г. и некоторые другие.
Одним из наиболее актуальных аспектов взаимодействия Совета Европы и Европейского Союза было и остается обеспечение и защита прав человека. В условиях высоких темпов интеграции в Европе права человека как высшая и всеобщая ценность стали важным и неотъемлемым элементом общеевропейского строительства. Сказанное обусловливает актуальность изучения международно-правовых основ, связанных с вопросами о правовых стандартах Совета Европы и Европейского Союза в области прав человека, взаимодействия Европейского Суда по правам человека и Суда ЕС, взаимосвязи полномочий Комиссара Совета Европы по правам человека и Агентства Европейского Союза по основным правам. Особо следует провести международно-правовой анализ вопроса о перспективах присоединения Европейского Союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в контексте вступления в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора, а 1 июня 2010 г. —Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Согласно п. 2 ст. 6 Договора о ЕС в редакции Лиссабонского договора: «Союз присоединится к Европейской конвенции о защите прав человек и основных свобод». В свою очередь, Протокол № 14 предоставляет Европейскому Союзу возможность присоединиться к Конвенции по правам человека.
1. В результате анализа истории сотрудничества между Советом Европы и Европейским Союзом, которое берет свое начало в 1957 г., диссертантом установлено, что изначально в течение пятидесяти лет партнерства этих двух межгосударственных образований партнёрство в основном сводилось к взаимодействию в отдельных узкоспециализированных сферах (например, осуществлялось в рамках совместных программ) и в целом отвечало интересам Совета Европы, Европейского Союза, а также государств — членов этих образований. Однако в начале нового тысячелетия традиционная форма сотрудничества перестала адекватно отвечать потребностям государств-членов, что потребовало их усовершенствования.
2. Диссертантом обосновано, что основной целью взаимодействия Совета Европы и Европейского Союза на современном этапе развития является создание Европы без разделительных линий, под которой, по мнению диссертанта, следует понимать общеевропейское политическое, правовое, социальное, культурное и образовательное пространство, основанное на трех ценностях, общих для Совета Европы и Европейского Союза и закрепленных в Уставе Совета Европы: демократии, уважении прав человека и верховенстве права.
3. Диссертантом концептуально доказано, что формирование общеевропейского пространства возможно только при условии конструктивного, многопланового сотрудничества Совета Европы и
Европейского Союза как на уровне органов и институтов этих двух международных образований, так и в рамках деятельности отдельных структур, например, Венецианской комиссии, Группы «ГРЕКО» и других, а также в формате совместных программ. По убеждению диссертанта, это позволит не только интенсифицировать процесс создания единой Большой Европы, но и избежать дублирования в деятельности этих двух образований, которое в настоящее время наблюдается по ряду направлений.
4. Диссертантом научно подтверждено, что Меморандум о взаимопонимании между Советом Европы и Европейским Союзом 2007 г. обеспечивает возможность государствам-членам перейти от деклараций и заявлений о намерениях к конкретным практическим действиям, направленным на применение лишь частично используемого в настоящее время потенциала сотрудничества между Советом Европы и Европейским Союзом.
5. Диссертантом концептуально обоснованы перспективы взаимодействия Совета Европы и Европейского Союза, прежде всего, в области права, формируя систему правовых стандартов на основе принципа взаимодополнения. Значение указанной сферы партнерства, по мнению диссертанта, обусловлено тем, что, как право Совета Европы, так и право Европейского Союза оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие законодательства и правоприменительной практики государств — членов этих двух межгосударственных образований. В свою очередь, коллизии в праве Совета Европы и Европейского Союза, по убеждению диссертанта, могут привести к правовой «дезориентации» государств, которые приняли на себя соответствующие обязательства как государства — члены Совета Европы и Европейского Союза.
6. Диссертантом установлено, что сотрудничество Совета Европы и
Европейского Союза охватывает шесть основных направлений: обеспечение демократической стабильности в Европе; право, включая права человека; культуру; образование; социальную сферу и работу с молодежью. В настоящее время в рамках каждой из перечисленных областей взаимодействия определены приоритеты для этих двух межгосударственных образований. (Например, в социальной сфере это борьба с насилием, бедностью и социальной изоляцией, а также защита социально незащищенных групп населения.) При этом такие основополагающие направления как обеспечение демократической стабильности в Европе и право являются многоплановыми и многоуровневыми. (Например, взаимодействие в области демократии включает не только общегосударственный, но и региональный уровень, а также уровень местного самоуправления.)
7. Диссертантом подтверждено, что права человека, являясь одной из основополагающих демократических ценностей, остаются направлением сотрудничества между Советом Европы и Европейским Союзом, которое осложняется рядом факторов. Среди них можно выделить вопрос о практической реализации намерения Европейского Союза присоединиться к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в том числе в контексте сосуществования в рамках единой Европы двух фундаментальных актов о правах человека: Конвенции Совета Европы о защите прав человека 1950 г. и Хартии Европейского Союза об основных правах человека 2000 г., а также развивающиеся правовые позиции Европейского суда по правам человека и Суда ЕС по вопросам прав человека — позиции, которые часто не совпадают, и, наконец, наличие двух институтов — Комиссара Совета Европы по правам человека и Агентства Европейского Союза по основным правам человека во многом выполняющих сходные функции. По убеждению диссертанта, однозначное взаимоприемлемое решение перечисленных проблем имеет принципиальное значение для трансформации сотрудничества Совета Европы и Европейского Союза из вялотекущего и отчасти «конкурирующего» в эффективное и взаимовыгодное, став примером успешного партнерства Совета Европы и Европейского Союза в решении проблем, важных как для этих двух межгосударственных образований, так и для государств — членов Совета Европы и Европейского Союза. Это, в свою очередь, послужило бы стимулом для интенсификации процесса разрешения других проблем во взаимоотношениях этих двух межгосударственных образований и, безусловно, повысило бы их авторитет.
8. На основе комплексного анализа деятельности Российской Федерации в качестве члена Совета Европы и партнера Европейского Союза, диссертантом научно обусловливается актуальность для России цели, форм, уровней и направлений сотрудничества Совета Европы и Европейского Союза. При этом диссертантом установлено, что Российская Федерация успешно сотрудничает с Советом Европы и Европейским Союзом в рамках трехсторонних совместных программ (в настоящее время это: борьба с отмыванием денег; повышение качества применения норм Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод в национальных судебных и иных органах адвокатами, юристами, общественными защитниками и соответствующими должностными лицами; повышение гарантий прав ребенка и реинтеграция детей группы риска в общество), Венецианской комиссии, проектах создания «еврорегионов» и ряде других, что, в свою очередь, обусловливает факт положительного влияния результатов такого сотрудничества на политику, право, культуру, образование и иные сферы жизни российского общества.