Файл: Евросоюз все лекции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2020

Просмотров: 335

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Источники права ЕС.

Источники – внешние формы выражения права. Модно выделять нормативные договоры, нормативные акты, судебные прецеденты, и даже правовые обычаи, но с большими оговорками.

Очень часто к источникам относят документы программного характера.

Все источники права ЕС образуют систему которая построена на принципах иерархии.

  • Источники первичного права – обладают высшей юридической силой, это учредительные договоры и акты к ним приравненные

  • Источники вторичного права – документы изданные органами европейского союза на основании учредительных договоров, это основной массив нормативных актов

  • Источники прецедентного права – решения судов, которые обязательны для исполнения.


  • Характеристика источников первичного права

это основополагающие документы учредительного характера, на основе которых действует ЕС.

Можно рассмотреть в узком и широком смысле.

В узком – договор о функционировании ЕС 1957 года в редакции лиссабонского договора 2007 года; договор о ЕС 1992 года в редакции лиссабонского договора; договор об учреждении европейского сообщества по атомной энергии.

В широком – ревизионные договоры, международные договоры которые вносили поправки в договоры. Единый европейский акт 1986 года; амстердамский договор 1997; Ниццкий договор 2001 года; Лиссабонский договор 2007 года. Относятся договоры о присоединении государств к евро союзу. Протоколы к договорам – в них содержаться переходные положения, которые нецелесообразно включать в текст договора, но являются важными для исполнения договора. Бюджетный договор 70 и 75 года.

Ряд актов органов ЕС – решения совета, которые проходили процедуру ратификации (акт об избрании членов Европейского парламента всеобщим голосованием.)

Хартия ЕС об основных правах – лиссабонский договор приравнял статус хартии к учредительным документам

Особенность актов первичного права:

- это документы, которые имеют международно-правовую природу и при вступлении в силу подлежат ратификации

- это основное начало права ЕС, на которых основывается вторичное право.


  • Характеристика источников вторичного права.

Это акты, которые изданы на основе учредительных документов, и акты которые созданы не самими государствами, а органами ЕС. Все источники делим на группы:

  • Нормативные правовые акты – издаются институтами ЕС на основании учредительных документов. Все акты д иметь определенную структуру (название, преамбула, основная часть, заключительные положения), несоблюдение структуры могут привести к аннулированию акта. К ним отнесем: регламенты и директивы.


Юр свойства регламента:

Регламенты – ст. 288

  • Регламенты имеют общеобязательную силу на территории всех государств-членов ЕС

  • Регламент является нормативным актом прямого действия – напрямую наделяет правами юр и физ лиц и заставляет все публичные органы выполнять предписания

  • Для вступления в силу регламент не нуждается в ратификации

  • Вступает в силу с момента опубликования

  • Из всех источников вторичного права обладает высшей юр силой. Является актом унификации.



Директива – ст. 288

  • не нуждается в ратификации.

  • содержит в себе нормы, является источником права

  • обязательна для исполнения на всей территории. Обязательность установлена в отношении результата. Установлена цель, которую нужно достичь, и срок. Способы достижения государство может выбирать самостоятельно. Имплементация – приведение национального законодательства в соответствие с директивой. Директива – акт сближения.


Директива имеет прямое действие, если:

Положения директивы должны быть точны и безусловны

Необходимо, чтобы истек срок имплементации

Директива должна быть не исполнена в срок

Директива должна регулировать только вертикальные правоотношения – если одним из участников являются гос органы


  • акты ненормативного характера – решения и акты мягкого права

Решения – являются формой индивидуальных актов. Являются обязательными в полном объеме.

  • акты мягкого права – рекомендации и заключения, не имеют общеобязательной силы.

  • акты особого рода – те правовые акты, формы которых не предусмотрены. Нормативные договоры – договоры ЕС с третьими странами



ЕС регламент ЕС директивы



Физ лица юр лица гос-во Гос-во Закон

Физические лица Юридические лица


Акты законодательные и незаконодательные.


Вступают в силу на 20 день после опубликования. Индивидуальные решения – при уведомлении адресата.


  • характеристика источников прецедентного права

по юридической силе являются посредником между первичным и вторичным правом. развивает и дополняет положения учредительных договоров. Суды имеют право отменить нормы вторичного права, если они противоречат учредительным договорам.

Решения суда являются обязательными для национальных судов.



3. система права ЕС

  • предметный подход, по предмету выделяются отрасли. Публичного, частного и комплексного права.

  • функциональный подход, главный критерий – причины принятия норм, их назначение. Институциональное и материальное право. Институциональное – нормы, регулирующие устройство, компетенцию, статус органов ЕС. Материальное право – группы отраслевых норм, определяющих реализацию ЕС стоящих перед ним задач.







4 Лекция: Компетенция и сферы деятельности ЕС.



  • Общие вопросы компетенции.

  • Внутренняя компетенция ЕС.

  • Внешняя компетенция ЕС.

  • Дополнительная компетенция ЕС.

НПА: договор о функционировании ЕС договор о ЕС

1.Общие вопросы концепции.

Компетенция – добиваюсь, соответсвую подхожу. Это юр границы деятельности любого органа либо организации в том числе ЕС. Сама компетенция состоит из 2х составляющих: предметов ведения (сфера общественной жизни в отношении, кот ЕС м принимать НА) и полномочий (права и обязанности в подведомственных сферах).


Особенности компетенции ЕС:

  • По происхождению компетенция ЕС делегирована (носит делегированный характер) в части своих суверенных прав.

  • По своей сущности компетенция ЕС властная компетенция, т.е. предоставлет органами ЕС издание правовых норм

  • Постоянно возрастание компетенции ЕС

  • Компетенция носит комплексный характер (? экон, внешней политики, защиты прав граждан в сфере безопасности)

  • Вся компетенция м поделиться в зависимости от категории компетенции: ст. 2

  • исключительная компетенции (? Изъятые из ведения государств (таможенный союз, установление правил конкуренции, денежная политика в рамках зоны евро, сохранение морских ресурсов в рамках политики рыболовства, общая торговая политика) (сравнить с К РФ!!!!)

  • Совместная компетенция (круг ? как членов союза, так и гос-ва м принимать НА).

  • Сверхсовместная (внутренний рынок, соц политика, эк сплочение, с\х и рыболовство, окружающая среда, транспорт, энергия, проблемы безопасности в сфере здравоохранения)

  • Компетенция по осуществлению мер координации (программы, стандарты и финансовая поддержка)

  • Компетенция по определению и осуществлению общей внешней политики и политики безопасности

Принципы компетенции!!!! (самостоятельно) Дополнительная компетенция м возникнуть в 2х случаях:

  • Статьи лазейки, нормы, кот позволяют ЕС издавать ПА по ? прямо не отнесенным к его ведению.

  • Механизм продвинутого сотрудничества (предусмотрено договором 8 государств подписывать к-л соглашения и делегировать союзу дополнительные задачи и компетенции, кот раньше не было предусмотрено)

Содержание компетенции – учение о функциях. Функции делятся на внутреннее и внешние функции.

2.Внутренняя компетенция ЕС.

О функционировании еятельности ЕС (раздел 1). Предметы ведения – сфера общественной жизни м объединить в 3 гр:

  • Внутренний рынок (ч.3 со ст. 26) – это пространсво, кот действуют. Все внутренние таможенные препятсвия ликвидированы, т.е. нет количественных оганичей, но между третьмими госуд есть таможенный тариф. Метод негативной интеграции – отсутсвие препятсвий (установление на препятсвий)

  • Сферы политики (секторная политика) – это комплекс мер, проводимый ЕС в отноешнии определенных сфер общественных отношений.

  • Экономическая и денежная политика – связана с эмиссией Евро и поддержания Евро на определенном уровне.

Законодательнаяе оплномочия

Финансовые полномочия

Исполнительно-распорядительные полномочия – текщее управление, реализуется в форме решений

Юрисдикционные – по разрешению споров

Контрольные

Рекомендательных и поощрительных мер

3.Внешняя компетенция

1 направление ВК – ст. 198 (д о функционировании)

2 – отношение с 3ми странами, в тч с торговыми (общеторговая политика) с внешними странами


Отношения с международными организациями

Общая оборонная политика





5 Лекция: Институты, органы и учреждения ЕС.

  • Организационный механизм ЕС.

  • Европейский парламент

  • Совет ЕС.

  • Европейский Совет.

  • Европейская Комиссия.

  • Суд ЕС.

  • Контрольные органы ЕС.

  • Финансовые учреждения ЕС.

Основные источники:

  • Договор о ЕС (раздел 3 – положения об институтах)

  • Договор о функционировании ЕС (часть 6 раздел 1)

  • Внутренний регламент (порядок процедуры)

  • НА, принятые Советами и Парламентами

  • Сайт ЕС, Европейской Комиссии и т.д. (рекомендация!!!!)

  • Московкий журнал международного права (МГИМО)

  • Международное и публичное частное право



1.Организационный механизм ЕС.

Организационный механизм ЕС – система институтов и др органов ЕС, посредством кот организация осуществляет свою компетенцию. Институты – руководящие, наиболее важные органы ЕС. Институтов всего 7: (европейский Совет, Совет ЕС, европейский парламент, Е Комиссия, суд ЕС, счетная палата, Европейский Центральный банк). Другие органы выполняют какие-то другие функции (Европол (орган, кот заниается с предупреждением преступлений и т.д.), евроюст (прокуратура), экономические и социальные комитеты, комитет регионов, генеральный секретариат, комитет постоянных представителей). Европол, евроюст, эк и соц комитеты, комитет регионов явл учреждениями.



Проклассифицировать:

  • Политические

  • Неполитические

3. По порядку формирования

1). В результате выборов

2). Назначаемые

4. формируемые на поритетной основе

1).поритетные

2).непоритетные

1. Элементы разделения властей

  • Законодательная власть (Совет, Европейский парламент)

  • Исполнительная власть ( Европейская комиссия)

  • Судебная власть (Суд европейского Совета)



2.Теория сбалансированного распределения полномочий (полномочия институтов распространяются сбалансировано (каждый орган выполняет полномочия как законодательные, так и в сфере исполнительной власти в том Vкот подписывают договор)). Во Франкфурте (Европейский Центральный Банк (ЕЦБ)



2.Европейский Парламент.

Источником – ДоЕС (ст. 223 – ст. 234 ДЕС). Акт об избрании членов ЕП всеобщим прямым голосованием (1972г.). Из истории: ЕП самый старый орган. Ранее он назывался Ассамблеей. Входило туда 72 депутата. В 1958г. вступает в силу 2 договора и ассамблея становится больше, как по организационной основе, так и по полномочиям. Понятие было изменено из Ассамблеи в ЕП в 1986г. Здание ЕП находится в Страсбурге, также еть здание ЕП в Брюсселе. Еще одно здание находится в Люксембурге.



Состав ЕП (состоит из представителя гр-н ЕС) не должно превышать 751, но это будет с 2014 года, когда пройдут следующие выборы в депутаты:



751 депутат:

  • Германия – 96

  • Франция – 74

  • Италия, Великобритания – по 73

  • Испания – 54

  • Польша – 51

  • ………………………..

  • Кипр, Эстония, Мальта, Люксембург – по 6 депутатов


Теория убывающей

Срок – 5 лет. Последние выборы проходили в 2009г., до вступления в силу Лиссабонского договора. Нет единого акта, кот регламентировал бы четко порядок, но существуют рамки (принципы) – акт об избрании членов ЕП всеобщим прямым голосованием (1971г.).

Принципы:

  • Проходят путем выборов. Выборы осуществляются посредством всеобщего, прямого и тайного голосования

  • Члены ЕП избираются в каждом государстве по пропорциональной системе (к семинару!!! Какие сущ полит партии, сколько получили голосов). Этот порок на национальном уровне не д превышать 5 % голосов.

  • Выборы в ЕП проходит в день и часы. Устанавливаемый каждым гос-ом, при чем для каждых государств начинается в один период (с утра четверга по воскресенье).

  • Членство ЕП несовместимо с должностями ЕС, а с 2002г несовместимо с членством национального парламента.

Что касаемо возрастного ценза, то устанавливается каждым государством отдельно (н-р: в Люксембурге с 21 года, германия и Испания с 18 лет). Особенность, т.к. депутаты представляют интересы всего ЕС, то в депутаты можно балатироваться не только от своей страны, но и от другой, но проблема заключается в том, что у нас в ЕС существует ценз оседлости.

Внутренняя организация ЕП:

  • Политическая структура – фракции

  • Административная структура:

  • Председатель (избирается на 2,5 года. Функция руководить ЕП(в настоящее время Мартин Шульц))

  • Бюро (коллегиальный орган, на кот возложены решения технических и финансовых вопросов. Входят как председатель, так и его заместители).

  • Конференция председателей ( возглавляют политические фракции, полит орган руководства)

  • Парламентские комиссии и комитеты (внутренние органы, кот работают по конкретным сферам (соц развития и здравоохранения и т.д.)

  • Квесторы (долж лица, кот отвечают за выполнения административных и финансовых задач).

  • Генеральный секретариат (входят лица, кот работают на постоянной основе)

ЕС проводит одну сессию бес специального решения в один вторник марта, но м собираться и в др дни. Самое первое заседания открывает старейший депутат. Основная работа проводится во фракциях, пленарных заседаниях и т.д. сопсобы принятия решения:

  • Простое большинство

  • Квалифицированное большинство(2/3 или 3/5 состава депутатов)

Формы принятия решения:

1). Личное (поднятием рук, поименное)

2). Тайное голосование

Аккламация (шумное одобрение – вариант решения один)

Полномочия ЕС (к теории сбалансированных…)

  • Законодательные и бюджетные (совместно с Советом)

  • Контрольные

  • В сфере исполнительной власти

  • В формировании других органов и должностных лиц

  • Внешнеполитические полномочия (положения договора о ЕП задание на семинар, в какой сфере либо исполнительной либо во внешнеоплитической!!!!)

  • Ответственность (акт, принятый ЕП мб оспорен в Суде ЕС)