ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 1069
Скачиваний: 2
Ответственность государств-членов за нарушение права Евр. Сообществ перед частными лицами – может выражаться в неимплементации или неправильной имплементации норм права Евр. Союза в национальное право государств-членов. При наличии такого несоответствия частные лица государств-членов имеют право обращаться в национальные суды с требованием признания тех или иных прав по законодательству Союза, которые не обеспечиваются в национальном законодательстве, и требовать от государства возмещения ущерба, возникшего в результате этого.
9. Система источников первичного права.
Источники права – внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения.
Источники права Евр. Союза – это внешние формы выражения его правовых норм. Система источников права Евр. Союза включает три раздела:
-
Источники первичного права (учредительные договоры);
-
Источники вторичного права (нормативные акты; индивидуальные акты; рекомендательные акты; акты SUI GENERIS; нормативные договоры);
-
Источники прецедентного права.
Источники первичного права – все учредительные договоры Евр. Союза. Все акты первичного права являются международными договорами. Нормы первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Евр. Союза. По своей правовой природе это международные договоры.
Основные учредительные договоры:
-
Договор об учреждении Европейского сообщества угля и стали 1951 года – ЕОУС или Парижский договор;
-
Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 года – Договор о Евратоме или Римский договор;
-
Договор об учреждении Европейского (Экономического) Сообщества 1957 года – Договор о Е(Э)С или Римский договор;
-
Договор о Европейском Союзе 1992 года – Маастрихтский договор.
Эти договоры носят конституционный характер для Евр. Союза – это учредительные договора в узком, прямом смысле. К учредительным договорам в широком смысле относят в том числе и следующие:
-
Первый бюджетный договор 1970 года;
-
Второй бюджетный договор 1974 года;
-
Акт о прямых парламентских выборах 1976;
-
Единый европейский акт 1986;
-
Амстердамский договор, изменяющий договр о Е.Союзе 1997;
-
Решение о собственных ресурсах 2000;
-
Ниццкий договор 2001;
-
Договор о присоединении 2003;
-
Договора о присоединении разных стран к Евр. Союзу;
В соответствии с Лаакинской декларацией 2001 года создали рабочую группу, разработали проект Конституции Евр. Союза («Договор, устанавливающий Конституцию для Европы»), которая не была ратифицирована некоторыми странами (10 – за, 2 – против, 8 – за, 7 – воздержались). Переделали – убрали слово «конституция» и просто решили включить почти весь текст Конституции в виде поправок в учредительные договора.
После ратификации (планируют к 2010 году) Евр. Союз утрачивает структуру трех «опор» + выделяется отдельная структура – Договор о Евратоме, который вне рамок Евр. Союза будет подчиняться институтам Евр. Союза.
10. Договор об учреждении Европейского Сообщества.
Заключение Договора, учреждающего наднациональную организацию с компетенцией, охватывающей всю экономику, стало вторым шагом после заключения в 1951 году Договора о ЕОУС.
25 марта 1957 года Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ в Риме подписали Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Он вступил в силу с 1 января 1958 г. Договор о ЕЭС д.б. перенести принципы, установленные в ЕОУС, на все отрасли экономики.
Предусматривалось создание общего рынка, включавшего все секторы хозяйства ( за исключением угля и стали). Из-за масштабности преобразований был назначен 12-летний переходный период, в течение которого д.б. вводиться в действие принципы общего рынка.
К предметам ведения ЕЭС перешли общий рынок, подготовка и осуществление общей политики в разных сферах экономической жизни: аграрной, транспортной и т.д.
Были созданы институты ЕЭС. В основу институционного механизма ЕЭС были положены принципы, заложенные в механизм ЕОУС, но с некоторыми изменениями.
Главный законодательный институт ЕЭС – Совет, состоящий, как и Совмин ЕОУС, из представителей правительств гос-чл. Комиссия, формировавшаяся наподобие Верховного органа, была наделена преимущественно исполнительными полномочиями. Договор о ЕЭС полностью сохранил правило о независимости членов Комиссии от своих или других гос-чл. Положения остальных 2х институтов – Ассамблеи и Суда – аналогично подобным институтам ЕОУС.
Маастрихстский договор 1992 г. Переименовал ЕЭС в Европейское Сообщество. Деятельность организации видоизменялась (расширения сфер и предметов ведения).
Структура Договора:
-
Преамбула
-
Часть первая. Принципы. ( Цели и задачи ЕЭС. Что в себя включает деятельность ЕЭС. Институты – Европейский парламент, Совет, Комиссия, Суд европейского Сообщества, Палата аудиторов. ЕСЦБ, ЕЦБ. Принципы – принцип деятельности сообщества в рамках полномочий и целей, установленных Договором, принцип субсидиарности, пропорциональности, уважения национальной индивидуальности, равенства, равенства мужчин и женщин, экологической ориентированности, сотрудничества.
-
Часть вторая. Гражданство Союза.
-
Часть третья. Политика Сообщества.
-
Свободное движение товаров: таможенный союз, запрещение количественных ограничений между гос-чл.
-
Сельское хозяйство.
-
Свободное движение лиц, услуг и капиталов: трудящиеся, право на жительство и экономическую деятельность, услуги, капитал и платежи.
-
Визы, предоставление убежища, иммиграционная политика и другие направления политики, связанные со свободным передвижением людей.
-
Транспорт.
-
Общие положении о конкуренции, налогообложении и сближении законов: правила конкуренции, положение о налогах, сближение законодательств.
-
Экономическая и валютная политика: экономическая политика, валютная политика, организационные положения, переходные положения.
-
Занятость.
-
Общая торговая политика.
-
Таможенное сотрудничество.
-
Социальная политика, образование, профессиональное обучение молодежи: социальные положения, европейский социальный фонд, образование, профессиональное обучении и молодежь.
-
Культура.
-
Здравоохранение.
-
Защита потребителя.
-
Трансевропейские сети.
-
Промышленность.
-
Экономическое и социальное сплочение.
-
Исследование и технологическое развитие.
-
Окружающая среда.
-
Сотрудничество в целях содействия развитию.
-
-
Часть четвертая. Ассоциация с заморскими странами и территориями.
-
Часть пятая. Институты Сообщества.
-
Часть шестая. Общие и заключительные положения.
Договор об учреждении Европейского (Экономического) Сообщества 1957 года – Договор о Е(Э)С или Римский договор;
Европейское (экономическое) сообщество. 25 марта 1957 г. в Риме подписан договор об учреждении Е.экономического сообщества государствами - Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ . Договор вступил в силу (после завершения ратификации странами-подписантами) 1 января 1958 г.
В экономической сфере создание общего рынка, включавшего все секторы и отрасли народного хозяйства (за исключением угля и стали). Определен переходный период в 12 лет. Вместе с общим рынком к предметам ведения экономического Сообщества перешли подготовка и осуществление общей политики в разных сферах экономической жизни – аграрной, транспортной …
В политической сфере созданы институты ЕЭС. Главный законодательный институт - Совет, состоящий из представителей правительств. Комиссия, формировавшаяся наподобие Верховного органа: исполнительные полномочия. Положение Ассамблеи и Суда — как в ЕОУС. ( ассамблея – европейский парламент , а суд – суд Европейских сообществ.
В юридической сфере – Договор о ЕЭС открыл путь для дальнейшего наднационального правотворчества институтов Сообщества посредством нормативных актов, судебных прецедентов и международных договоров с третьими государствами и другими международными организациями.
Маастрихтский договор 1992 г. переименовал организацию Европейское Экономическое Сообщество в Европейское сообщество (ЕС). Деятельность организации видоизменялась (расширения сфер и предметов ведения). К 1990 годам ЕЭС занималась не только экономическими вопросами , а название организации перестало отвечать ее функциям.
Теперь конкретнее о договоре –
Задачи сообщества - , посредством создания общего рынка и экономического и валютного союза, а также посредством осуществления общей политики или деятельности, содействовать повсеместно в Сообществе гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин, устойчивому и безынфляционному росту, высокому уровню конкурентоспособности и сближению экономических показателей, высокому уровню защиты и улучшению качества окружающей среды, повышению уровня и качества жизни, экономическому и социальному сплочению и солидарности государств-членов.
Для
достижения целей деятельность Сообщества
-
-запрещение таможенных пошлин и
количественных ограничений на импорт
и экспорт товаров в торговле между
государствами-членами, а также других
мер, имеющих такой же характер;
-общую
торговую политику;
-внутренний рынок,
характеризующийся отменой препятствий
свободному передвижению товаров, лиц,
услуг и капиталов между
государствами-членами;
-общую
транспортную политику;
-установление
системы, предотвращающей нарушения на
внутреннем рынке;
-политику защиты
окружающей среды;
-повышение
конкурентоспособности промышленности
Сообщества;;
-вклад в образование,
профессиональное обучение и расцвет
культуры в государствах-членах;
-политику
сотрудничества в содействии
развитию;
-ассоциацию с заморскими
странами и территориями для расширения
торговли и совместного содействия
экономическому и социальному
развитию;
-вклад в усиление защиты
потребителя;
-мероприятия в области
энергетики, социальной защиты и туризма.
Вся эта деятельность Сообщества направлена на устранение неравенства и содействие достижению равенства между мужчинами и женщинами.
Задачи,
возлагаемые на Сообщество, выполняются
следующими институтами:
ЕВРОПЕЙСКИМ
ПАРЛАМЕНТОМ,
СОВЕТОМ,
КОМИССИЕЙ,
СУДОМ
ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА, ПАЛАТОЙ
АУДИТОРОВ.
Совет и Комиссия пользуются помощью Экономического и социального комитета и Комитета регионов, выполняющих консультативную функцию.
Учреждается Европейский инвестиционный банк.
11. Договор о Европейсокм Союзе.
Договор о Европейском Союзе 1992 года – Маастрихтский договор – подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г.
Консолидировал три сложившиеся ранее сферы интеграции (экономическую, внешнеполитическую и правоохранительную) в единое политико-правовое образование, «которое имеет своей задачей организовать на основе сплоченности и солидарности отношения между государствами-членами и между их народами» (ст. 1 Договора о ЕС). После создания ЕС граждане государств-членов приобрели дополнительное «европейское» гражданство (гражданство Союза), а институты Европейских сообществ отныне выступают как институты Союза в целом. Нормы Маастрихтского договора о переходе государств-членов к экономическому и валютному союзу, включая единую валюту.
Одновременно руководящие органы (институты) Евр. Сообществ были преобразованы в институты Союза в целом, коих стало 5 (к уже существующим четырем институтам (Комиссия, Совет, Ассамблея, Суд) добавилась Счетная палата).
Впервые на уровне учредительных документов признавалась обязанность Союза в целом соблюдать основные права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Закреплены свобода передвижения, избирательные права, свобода петиций и другие.
Структура.
-
Часть первая, принципы – определяет цели, называет главные орган, перечисляет основные направления и принципы.
-
Часть вторая, гражданство Союза – устанавливает европейское гражданство, определяет условия его приобретения, основные права граждан.
-
Часть третья, политика Сообщества – устанавливаются полномочия Сообщества в различных сферах общественной жизни, устанавливаются правовые основы внутреннего рынка, экономического и валютного союза, конкурентная политика.
-
Часть четвертая, ассоциация с заморскими странами и территориями – регулирует взаимоотношения ЕС с колониями, подопечными, зависимыми территориями.
-
Часть пятая, институты Сообщества – устанавливаются основы правового статуса институтов ЕС (Европейский парламент, Комиссия, Суд, счетная палата), фиксирует положение основных консультативных органов (Экономический и социальный комитет, Комитет регионов) и Европейского инвестиционного банка, закрепляются основы финансовой системы (в т.ч. процедуру принятия бюджета).
-
Часть шестая, общие и заключительные положения – включает нормы определяющие правосубъектность Сообщества, процедуру заключения м.д. ЕС, лингвистический режим и др.
12. Система источников вторичного права.
Источники права – внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения.
Источники права Е.Союза – это внешние формы выражения его правовых норм. Система источников права Е.Союза включает три раздела:
-
Источники первичного права (учредительные договоры);
-
Источники вторичного права (нормативные акты; индивидуальные акты; рекомендательные акты; акты SUI GENERIS; нормативные договоры);
-
Источники прецедентного права.
Источники вторичного права – акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Их круг неимоверно широк и разнообразен по форме и содержанию. выделяют следующие виды источников вторичного права Е.Союза:
-
Нормативно-правовые акты (НПА);
-
Индивидуальные акты;
-
Рекомендательные акты;
-
Акты особого рода;
-
Нормативные договоры;
НПА – основные (регламенты, директивы и рамочные решения) и другие (ориентиры Евр. Центрального банка и правила процедуры (внутренние регламенты) институтов Евр. Союза).
-
Регламенты – «законы» в материальном смысле. 3 свойства: нормативность, обязательность, возможность прямого применения; порождают права и обязанности государств-членов; выпускаются на 23 языках (языках всех стран-членов); публикуются в официальном журнале Евр. Союза и через 20 дней вступают в силу БЕЗ ратификации – инструмент унификации права; прямое нормотворчество – национальные законы поглощаются! Действуют наряду с внутренним законодательством гос-чл. Принимаются только по первой опоре.
-
Директивы – «основы законодательства Евр. Союза» - обязательный для государств-членов нормативный акт, не имеющий прямого применения – ее нормы должны быть в определенный срок включены в нормы национального законодательства и должны быть созданы новые нормы - национальные законы оставляются, но редактируются (улучшать положения по сравнению с директивами можно, ухудшать – нет) – имплементация (трансформация) директивы. Формы и методы имплементации остаются на усмотрение гос-чл. Принимаются только по первой опоре. Наличие срока для имплементации в национальное законодательство коренным образом отличает директиву от м.д.
-
Рамочное решение – обладает теми же юр. свойствами, что и директива. Отличия:
-
Применяется только в сфере гармонизации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права государств-членов;
-
Принимается по третьей опоре (сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО));
-
Ни при каких обстоятельствах не имеет прямого действия;
-
Может быть инициировано не только Евр. Комиссией, но и любым государством-членом.
Индивидуальные акты – акты индивидуального характера выступают по всем трем опорам Е.Союза в одной форме – решение. Оно обязательно в полном объеме для тех субъектов, кому оно адресовано. Имеет прямое действие.