ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2020
Просмотров: 1757
Скачиваний: 2
Однако полномочия на принятие решения об ограничении или лишении дееспособности могут быть делегированы учреждениям государства, на территории которого имеет место пребывания или место жительства гражданин другой страны в двух случаях:
-
в силу заявления компетентного учреждения государства, гражданином которого является лицо, что государство предоставляет право выполнить дальнейшие действия учреждению местожительства или местопребывания данного лица;
-
автоматически, когда в течение 3 месяцев от уведомленного учреждения страны, гражданином которого является лицо, не поступит ответа.
При этом делегирование полномочий возможно при условии, что основания лишения дееспособности известны и праву государства, гражданином которого лицо является, и праву государства, на территории которого лицо имеет место пребывания или место жительства. В таком случае при ведении дел об ограничении и лишении дееспособности применяется право страны места пребывания или места жительства гражданина. Решение о лишении дееспособности должно быть направлено соответствующему учреждению другой договаривающейся стороны. Аналогичное регулирование предусмотрено в международных договорах о правовой помощи РФ с Кубой, Польшей, Болгарией и другими странами. В отличие от двусторонних договоров о правовой помощи Минская конвенция 1993 г. не требует того, чтобы основания признания лица ограниченно дееспособным или недееспособным были известны праву страны, гражданином которой является это лицо.
37.Коллизионные вопросы опеки и попечительства.
Институты опеки и попечительства неразрывно связаны с кате горией дееспособности. Опека устанавливается над малолетними и недееспособными гражданами (ст. 32 ГК РФ), а попечительство — над несовершеннолетними и ограниченно дееспособными граждана ми (ст. 33 ГК РФ). Попечительство может устанавливаться в отно шении лиц, которые не могут самостоятельно осуществлять свою дееспособность в силу физических недостатков (слепота, глухота), а также в отношении расточителей. Наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лиц. Законодательства большинства государств содержат аналогичные постановления по этому вопросу.
Основное отличие опеки от попечительства заключается в том, что попечитель лично не совершает сделок от имени подопечного, а только дает согласие на их совершение. Опекун сам совершает сдел ки от имени подопечного. Попечитель не имеет права управлять имуществом подопечного. Назначение попечителя аналогично на значению опекуна. Деятельность и опекунов, и попечителей нахо дится под контролем соответствующих компетентных органов.
В международном частном праве в отношении опеки и попечи-Тема 4. Субъекты международного частного права
тельства в основном возникают следующие вопросы: возможно ли 141 учреждение опеки (попечительства) над иностранцем или лицом, проживающим за границей; может ли иностранец быть назначен опекуном (попечителем); закон какого государства регулирует как
весь комплекс отношений по опеке и попечительству, так и отдель ные его аспекты. Очень часто отдельные отношения, вытекающие из данной опеки (попечительства), регулируются разным законода тельством.
Чрезвычайно широко распространяет свою юрисдикцию 1Юво просам опеки (попечительства) английская судебная практика. Гос подствующей коллизионной привязкой является английское право. Английский суд, применяя собственное право, может назначить опе ку над несовершеннолетним британским подданным, даже домици лированным за границей, и над иностранцем, домицилированным или только временно пребывающим на территории Великобрита нии. В отношении душевнобольных иностранцев опека может быть учреждена, если такой иностранец пребывает или имеет имущество в Англии. Пределы правомочий назначенного за границей опекуна в соответствии с английским правом определяются по закону места учреждения опеки (в отношении движимого имущества).
В ФРГ опека над иностранцем может быть назначена только в том случае, если он имеет место жительства или место пребывания на территории Германии. При этом государство гражданства такого иностранца не берет на себя попечение о нем, хотя в соответствии с законами этого государства над таким лицом должна быть учрежде на опека.
Французская судебная практика исходит прежде всего из того, что установление опеки или попечительства является видом ограни чения дееспособности. Разрешение соответствующих вопросов под чиняется личному статуту подопечного. Однако учреждение опеки и попечительства всегда связано с применением французского про цессуального права, поэтому французские суды считают необходи мым сочетать привязку к закону гражданства с привязкой к закону суда. По вопросу о том, в какой мере надлежит применять нацио нальный закон иностранца, а в какой мере — закон суда, во фран цузской теории и практике не выработано единообразной позиции.
В неотложных случаях и в качестве временной меры допускается учреждение опеки над иностранцем по французскому праву.
Условия назначения и прекращения опеки, как правило, регу лируются законом страны гражданства опекаемого (Польша, Че хия). При решении вопроса о том, обязано ли данное лицо принять на себя обязанности по опеке, применяется право страны граждан ства опекуна. Правоотношения между опекуном и подопечным оп ределяются законом государства, органы которого назначили опе ку. К вопросам определения таких отношений относятся прежде всего вопросы представительства опекуна. Право представительст ва опекуна (попечителя) распространяется, в принципе, и за преде лы государства, органы которого назначили опеку (Чехия).
Коллизионное регулирование опеки и попечительства преду смотрено в ст. 1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечи тельства производятся в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного. Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным). Законода тельно закреплено применение российского права, если оно наибо лее благоприятно для опекаемого (подопечного), имеющего место жительства в РФ. Статья 1199 ГК РФ содержит «цепочку» колли зионных норм: отдельные аспекты одного и того же правоотноше ния регулируются посредством различных коллизионных привя зок. Положения ст. 1199 ГК РФ являются одними из наиболее удач ных в российском МЧП.
38. Коллизионные вопросы безвестного отсутствия и признания лица умершего
Во всем мире не многие государства имеют институт объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим вследствие безвестного отсутствия.
Чаще всего материальные нормы государств, имеющих данный институт не совпадают в отношении: условий и сроков объявления без вести пропавшими, юридических последствий безвестного отсутствия и т.д.
Различно и нормативное закрепление. В одних государствах имеются специальные законы (Австрия, ФРГ, Италия), в других — разработаны отдельные нормы (Польша, Венгрия, Чехия, Россия, Монголия и др).
Ряд стран не признает данный институт (Франции, Алжира, других государств, воспринявших романскую систем), в них выносится определение о безвестном отсутствии лица в рамках судебного производства по конкретному делу.
При отсутствии письменного доказательства смерти лица применяются способы регламентированные зак-вом данного гос-ва (свидетельские показания - ст. 79 Ордонанса о гражданском состоянии No 70.20 1970 г. Алжира).
В Англии - презумпция смерти, так же для конкретного уголовного дела - отсутствие 7 лет.
Коллизионные аспекты безвестного отсутствия и объявления умершим
решаются на основе привязки отношения к личному закону, каковым выступает либо закон гражданства, либо закон постоянного места жительства (домициля), кроме специфических случаев когда квалификацию дает судебное учреждение другого государства, применяется закон суда(Польша, Чехия).
Так же возможно договорное регулирование данного вопроса(России с Польшей).
Суд одной Договаривающейся Стороны может в соответствии с законодательством своего государства признать гражданина другой Договаривающейся Стороны безвестно отсутствующим или умершим, а также установить факт его смерти: 1) по просьбе лица, намеревающегося реализовать свои наследственные или алиментные права; 2) по просьбе супруга (супруги) умершего или безвестно отсутствующего лица, проживающего на момент подачи ходатайства на территории Договаривающейся Стороны, суд которой должен вынести решение. Данно Решение имеет юридические последствия только на территории Договаривающейся Стороны, суд которой вынес указанное решение.
Кодекс Бустаманте - ст. 30 - «каждое государство применяет свое собственное законодательство для объявления гражданской личности прекратившейся в случае естественной смерти физических лиц и исчезновения...»
39. Правовое положение иностранцев в РФ
ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» 2002 года.
Предоставляется национальный режим:
Конституция: «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ».
Предоставление национального режима иностранным гражданам НЕ обусловлено наличием взаимности.
В некоторых российских законодательных актах прямо предусмотрена необходимость соблюдения принципа взаимности в отдельных областях (в законах об авторском праве, патентах, товарных знаках
В соответствии со ст. 1196-1197 ГК гражданская правоспособность и гражданская дееспособность физического лица определяются его личным законом, т.е. законом страны, гражданство которой он имеет. Признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.
Отсылка к личному закону не подлежит применению, если иное регулирование установлено международным договором. Например, в ряде договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (с Литвой, Польшей, Болгарией) при соблюдении ряда условий росс.гр-н может быть признан недееспособным по праву иностр.государства.
В качестве особого исключения из общего правила определения гражданской дееспособности физического лица п.2 ст.1197 предусматривает случаи применения права места совершения сделки, если физическое лицо не обладает гражданской дееспособностью по своему личному закону:
«Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности».
Что касается объема право- и дееспособности, ст. 1196 ГК устанавливает, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом».
В качестве существующих ограничений прав иностранных граждан можно назвать следующие: запрет занимать ряд государственных должностей, нести воинскую службу, ограничения в приватизации государственного и муниципального имущества и др.
Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом
Вопросы въезда, выезда, основания пребывания в РФ.
Все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:
-
временно пребывающие в России;
-
временно проживающие в России;
-
постоянно проживающие в России.
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ№ предусмотрены определенные основания и сроки нахождения иностранных граждан на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в России иностранного гражданина, прибывшего в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток.
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство на пять лет + может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Наряду с положениями, регулирующими гражданский и трудовой статус иностранных граждан на территории России, Закон содержит обширные требования административно-правового характера, касающиеся:
-
порядка оформления приглашений на въезд в РФ (гл. II);
-
регистрации иностранных граждан в РФ (гл. III);
-
учета иностранных граждан, временно пребывающих и проживающих в РФ (гл. IV);
-
контроля за пребыванием и проживанием иностранных граждан в РФ (гл. V);
-
применения ответственности за нарушения настоящего Закона, включая административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ (гл. VI).
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Выдворение за пределы РФ (депортация) является одной из мер административной ответственности, применяемой к иностранным гражданам.
Выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного законодательством порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его работодателя. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно – за счет госбюджета
40. Основы правового положения иностранного юридического лица.
Важным фактором для уточнения гражданско-правового статуса иностранных ЮЛ в МЧП является то обстоятельство, что на них воздействует по крайней мере 2 регулирующие системы – система национального права государства, считающего его «своим», и государства, на территории которого оно действует или предполагает действовать (территориальный закон).
Кроме того, определив принадлежность конкретного юридического лица к тому или иному государству, необходимо рассмотреть материальное содержание правовых норм, которые регулируют правовой статус: прав-, дееспособность, ее объем, возникновение и условия ее прекращения и т.п.