ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2020
Просмотров: 1780
Скачиваний: 2
-
финансирование поставщика, в частности, заем или досрочный платеж;
-
ведение счетов по обязательственным требованиям;
-
предъявление к оплате дебиторских задолженностей;
-
защита от неплатежеспособности дебиторов.
Уступка дебиторских задолженностей должна сообщаться дебиторам, однако конвенция не ставит действительность уступки в зависимость от согласия дебиторов. Предусмотрено положение о приоритетности договора о факторинге (статья 6) «Уступка обязательственного требования поставщиком цессионарию может быть осуществлена несмотря на любое соглашение между поставщиком и дебитором, запрещающее такую уступку». Правда, при присоединении к Конвенции государство может сделать оговорку о неприменении этого правила, если на его территории дебитор имеет коммерческое предприятие (статья 18).
Права и обязанности сторон:
Дебитор, получив письменное уведомление от поставщика или цессионария в силу полномочий, выданных поставщиком, обязан уплатить цессионарию, если он не знает другого преимущественного права на получение данного платежа; если в уведомлении достаточно точно идентифицировано платежное требование и цессионарий; уведомление касается требований, вытекающих из договора поставки, заключенного до или в момент отправки уведомления.
В случае, если цессионарий составляет против него требование об оплате, денежное требование, вытекающее из контракта на продажу товаров, дебитор может использовать против цессионария все средства защиты, вытекающие из контракта, которые он мог бы использовать против поставщика. Однако, если дебитор сделал платеж цессионарию, а поставщик не поставил ему товары или поставил с нарушением, то он НЕ может потребовать у цессионария возврат платежа. Из этого правила есть два исключения. Дебитор вправе потребовать от цессионария возврата уплаченной суммы, если:
-
цессионарий не уплатил соответствующей суммы поставщику;
-
цессионарий выплатил дебиторскую сумму поставщику тогда, когда он знал, что поставщик не выполнил свои обязательства перед дебитором.
Конвенция применяется, если все стороны факторинговых операций имеют коммерческие предприятия на территории разных договаривающихся государств или если договорные отношения регулируются правом договаривающегося государства. Стороны могут исключить применение Конвенции полностью. Исключение отдельных положений Конвенции или их изменение не предусматривается.
Факторинг — финансовая комиссионная операция по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью:
-
незамедлительного получения большей части платежа;
-
гарантии полного погашения задолженности;
-
снижения расходов по ведению счетов.
Факторинг – комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а так же ведение аналитики по истории и текущим опрерациям.
Термин «факторинг» происходит от латинского facre — действовать, совершать (англ. fасtоriпg). Некоторые ученые считают, что он возник лишь в 30-х годах нашего столетия в США, другие утверждают, что факторинг — это явление, появившееся в средние века путем изменения английского института торгового посредничества, в торговле между Британией и колониями.
Основным документом, регламентирующим финансирование под уступку денежного требования на международном уровне, является Конвенция «О международном факторинге», принятая УНИДРУА (Международный институт унификации частного права), в 1988. Российская Федерация в настоящее время участницей не является. В России факторинг появился только в марте 1996, когда была принята Часть вторая Гражданского кодекса.
В статье 824 ГК РФ дается следующее определение: по договору факторинга одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом.
Иными словами, фактические долги (денежные требования) могут быть проданы кредитором определенному лицу, обладающему свободными денежными средствами (финансовому агенту), который обязуется выплатить клиенту (кредитору) причитающийся ему долг третьего лица, за вычетом собственных интересов и комиссии. А когда наступит срок платежа по указанным суммам, финансовый агент взыщет их с должника.
Закон различает два вида денежных требований, которые могут быть предметом уступки: срок платежа, по которым уже наступил, то есть реально существующая задолженность, и платежные обязательства, срок платежа по которым еще не наступил (будущие требования).
У факторинга много преимуществ, самым главным достоинством является то, что поставщик, который произвел отгрузку продукции покупателю, может сразу получить от финансового агента плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем. То есть цель факторинга заключается в получении клиентом денежных средств в обмен на уступаемое им право требования к третьему лицу, кроме того, договор факторинга может иметь обеспечительный характер.
Факторинг помогает обеспечить потребность предприятия в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы. Кроме того, он открывает дополнительную возможность в работе с задолженностью мелких и средних предприятий. Существенное преимущество факторинга состоит в том, что фактор-компании обеспечивают постоянный и тщательный учёт положения дел у своих клиентов и всячески препятствуют возникновению денежных долгов.
Основные преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений:
-
Поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может сразу получить от фактора (финансового агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность, предоставляя покупателям льготные условия (отсрочку) оплаты товара под надежную гарантию. Применение факторинга позволяет получить кредит до 80-90 % от стоимости поставляемого товара;
-
Покупатель получает товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3-х месяцев); увеличивает объем закупок; сводит к минимуму риск получения некачественного товара и ускоряет оборачиваемость средств;
-
Банки, иные кредитные организации и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов. Так финансовый агент получает не только доходы по кредиту, комиссионное вознаграждение за досрочное финансирование, но и комиссию за оказание иных финансовых услуг в рамках факторингового обслуживания.
Фактор-компанией называют компанию, которая тесно связана с банком или является его дочерней фирмой; объект ее деятельности - факторинг. Ее комиссия составляет от 2 до 8% стоимости поставленного товара. Существует международное объединение фактор компаний. В мировой практике специальные фактор-компании, как правило, предлагают своим клиентам полный комплекс факторинговых услуг - от учета и контроля за платежами и поставками до прямого финансирования поставок. При этом договор о факторинге автономен, независим от договора о купле-продаже.
Международный факторинг используется в экспортной торговле; он упрощает получение наличных денег в ходе деловых операций экспортера, что имеет важное значение, ибо при экспортных поставках осуществляется кредитование, нередко на безоборотной основе и в этом случае факторинг защищает от безнадежных ("плохих") долгов. В число основных видов факторинга входят прямой и косвенный.
При прямом факторинге действует одна компания-фактор – по экспорту в стране импортера-продавца, с которой экспортер имеет договор о факторинге. В соответствии с соглашением о прямом факторинге по уступке права требования покупной цены фактор вступает в прямые отношения с иностранным покупателем. Поставщик (экспортер) уступает право требования цессионарию, а он непосредственно вступает в отношения с дебитором (импортером по договору купли-продажи).
Косвенный факторинг предполагает две фактор-компании: фактор по экспорту и фактор по импорту (в стране импортера-покупателя). В случае косвенного факторинга иностранный покупатель оплачивает стоимость экспортированной им продукции фактору по импорту в своей стране, который этот платеж переводит фактору по экспорту а последний предоставляет обусловленную сумму экспортеру. Цессионарий передает право требования другому фактору, находящемуся в стране импортера, а этот второй цессионарий вступает в отношения с дебитором и полученный платеж перечисляет первому цессионарию. Преимущество косвенного факторинга состоит в том, что каждый из факторов имеет договорные отношения с отечественным клиентом, кредитоспособность (кредитопригодность) которого фактору известна.
Обычно выделяют две основные формы факторинга:
-
Раскрытый – при операциях в режиме раскрытого факторинга получение платежа осуществляется через фактор, имеющий с экспортером договор, согласно которому фактор обязуется приобрести подтвержденные краткосрочные долги иностранных покупателей. Иными словами, экспортер уступает фактору право требования оплаты экспортируемого товара. Покупатель оплачивает покупную цену не экспортеру, а фактору; при этом неподтвержденные долги, подлежащие оплате, приобретаются фактором с правом на регрессивные требования.
-
Нераскрытый – если договоренности о факторинге не раскрываются зарубежному покупателю; наиболее распространенный его вид: дисконтирование счетов или выкуп счетов со скидкой.
По желанию экспортера фактор может профинансировать сделку в дополнение к услугам по получению покупной цены. В этом случае он немедленно выплачивает экспортеру до 80% балансовой стоимости по подтвержденным счетам и одновременно предоставляет кредит иностранному покупателю. В практическом факторинге встречается проблема увязки Оттавской конвенции о факторинге и Венской конвенции о договорах купли-продажи.
International Factors Group (IFG) — первая международная факторинговая ассоциация, начавшая свою деятельность в 1960 г. Деятельность ассоциации сосредоточена в области организации проведения международных факторинговых операций для различных компаний по всему миру. объединяет 89 членов из свыше 55 стран мира. В настоящее время IFG вступает в процесс преобразования в глобальную торговую ассоциацию, включая развитие восточноевропейского и азиатского направлений своей деятельности, привлекая к работе партнеров и спонсоров.
Factors Chain International (FCI) — глобальная сеть, объединяющая 216 факторинговые компаний из 62 стран мира, призванная способствовать росту международной торговли посредством развития факторинга. Крупнейшая по числу членов Факторинговая ассоциация в мире.
Восточно-европейская Факторинговая ассоциация была создана в 2001 г., в целях стимулирования развития факторинга на территории региона и обеспечения интересов восточно-европейских факторинговых компаний.
65. Обычаи международной торговли.
Обычаи международной торговли (торговые обычаи) - единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы - охватывают все применяемые в международной торговле правила неюридического характера. Три группы подобных правил:
Правила общего характера, наиболее значимые; правила, которые могут применяться к любым видам ВЭС (собственно обычаи);
Правила, применяемые в отдельных областях международного делового сотрудничества, в торговом обмене определенными группами товаров (обыкновения); например, комплексы обычных правил при торговле зерном, кофе и т.д.; могут быть универсальными (любая часть света), региональными (в конкретном регионе), локальными (например, обычаи одного морского порта);
Заведенный порядок - это обычные правила, сложившиеся между конкретными партнерами в определенной сфере международного предпринимательства.
От обычаев следует отличать обыкновения, складывающиеся в практике торговых сделок и определяющие детали этих сделок. С торговыми обыкновениями приходится сталкиваться в области морских перевозок. Они складываются, например, в портах. Обыкновения могут регулировать взаимоотношения сторон только в тех случаях, когда стороны в той или иной форме признали необходимым применение обыкновений какого-либо морского порта.
Согласно Принципам международных коммерческих договоров, разработанных УНИДРУА, стороны в таком договоре связаны обычаем, который широко известен и постоянно соблюдается сторонами в международной торговле. Стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях.
Неофициальная кодификация и унификация обычаев международного торгового оборота:
Европейская экономическая комиссия ООН (разработала несколько десятков общих условий по продаже конкретных видов товаров и типовых проформ контрактов);
Комиссия ООН по праву международной торговли и Международный институт по унификации частного права (занимаются унификацией правовых норм);
Международная торговая палата (МТП) - 1920 год - неправительственная организация, созданная с целью организационного, технического и иного содействия международной торговли.
Среди публикаций МТП наибольшей известностью пользуются Правила толкования международных торговых терминов - International Commercial Terms - INCOTERMS.
ИНКОТЕРМС - один из важнейших международных документов неофициальной кодификации.
Под терминами, толкование которых дается в ИНКОТЕРМС, понимаются некоторые типы договоров международной купли-продажи, основанные на определенном, фиксированном распределении прав и обязанностей между торговыми партнерами.
Можно выделить три группы вопросов, по которым фиксируются права и обязанности сторон по каждому типу договоров:
Права и обязанности сторон, связанные с перевозкой товаров, включая распределение дополнительных расходов, которые могут возникнуть в процессе перевозки;
Права и обязанности сторон по осуществлению «таможенных формальностей», связанных с вывозом товара с территории одного государства и с ввозом его не территорию другого государства и транзитом через третьи страны, включая уплату таможенных сборов и других обязательных платежей;
Момент перехода рисков с продавца на покупателя в случае гибели или повреждения товара.
Например, согласовав условие CFR или CIF, продавец не может исполнить договор никаким иным видом транспорта, кроме морского, поскольку по этим условиям он обязан предоставить покупателю коносамент или иной морской транспортный документ, что невозможно при использовании иных видов транспорта. Более того, необходимый в соответствии с документарным аккредитивом документ обязательно зависит от используемых способов перевозки.