Файл: M.M.Богуславский.Меж.част.право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2020

Просмотров: 5037

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах. Одним из таких соглашений, как уже говорилось, является Сеульская конвенция 1985 г. Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г. В ней участвуют Великобритания, США, ФРГ и другие страны. Обратим внимание на то, что в этой конвенции участвуют Белоруссия, Армения, Грузия, Киргизия, Литва, Молдавия, Польша, Туркменистан, Азербайджан, Эстония, Казахстан, Россия, Украина, Узбекистан и др. Система государственного и частного страхования на национальном уровне благодаря Сеульской конвенции дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.

Сеульской конвенцией было учреждено многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, в функции которого входит заключение договоров страхования и перестрахования в отношении некоммерческих рисков, которым могут быть подвергнуты инвестиции стран - участниц Сеульской конвенции. Кроме того, агентство может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны - участницы Конвенции.

В международной практике помимо таких традиционных некоммерческих рисков, как риск от экспроприации, национализации собственности, риск причинения ущерба инвестициям в результате военных действий или гражданских беспорядков, в последнее время появились неизвестные ранее категории рисков, которые связаны с введением неконвертируемости валюты, валютных ограничений, применением определенных административных мер. Так, в специальной литературе появилось понятие так называемой ползучей экспроприации, под которой понимается введение принимающим государством запретов на репатриацию прибыли или же назначение государственного управляющего для предприятий с иностранными инвестициями.

Для решения сложных проблем, связанных как с предотвращением некоммерческих рисков, так и с компенсацией инвесторам в случае их наступления, применяется сочетание международно-правовых и гражданско-правовых методов.

Компенсационная комиссия ООН, созданная в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН, в отношении некоммерческих рисков, связанных с военными действиями, для удовлетворения претензий иностранных инвесторов, понесших убытки в связи с войной в Персидском заливе в 1990 - 1997 гг., рассмотрела, в частности, требования правительств Индии, Южной Кореи и России к Ираку о компенсации убытков, понесенных компаниями этих стран, участвующих в производственных проектах на территории Ирака, Кувейта и иных сопредельных государств. Компании понесли убытки, связанные с потерей оборудования, эвакуацией рабочих, невыполнением Ираком обязательств по договорам с ними.



§ 4. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах


Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач созданы особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий. Наибольшее распространение получили свободные таможенные зоны, промышленные зоны и технологические парки и технополисы. Любая экономическая зона, независимо от места ее расположения и цели ее создания, остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.

В КНР был принят ряд нормативных актов, определяющих статус таких зон, целью образования которых было обеспечение более благоприятных условий для привлечения и использования иностранных капиталовложений, создание режима инвестиций, отличающегося от режима, установленного в остальной части КНР.

Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун предусматривалось, что "в особых зонах иностранцам, китайцам, проживающим за границей, соотечественникам из Гонконга и Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью создания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью" (ст. 1). Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые налоговые льготы (ст. 13), полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. В отношении зон создается как бы "зона свободной торговли": вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и "соотечественников из Гонконга и Макао"; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.

В России правовое положение таких зон определяется специальными положениями о них, а также Таможенным кодексом РФ, Законом о валютном регулировании 1992 г., Законом о рынке ценных бумаг 1996 г. и иными законодательными актами.

Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке. Специальное Постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности, о создании свободной экономической зоны "Сахалин" (Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.), о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Зеленограде (распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1991 г.), о статусе зоны "Янтарь" в Калининградской области (Постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г.). В отношении этой зоны принималось несколько постановлений, и первый федеральный закон о СЭЗ - Закон от 22 января 1996 г. "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Упомянем также Указ Президента РФ от 21 июня 1994 г. и Постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. о Технополисе "Заречном" (Свердловская область), созданном в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций, и от 16 марта 1996 г. о создании научно-технологического парка "Новосибирск". Был принят также Федеральный закон от 31 мая 1999 г. об Особой экономической зоне в Магаданской области. Особый интерес в связи с расширением ЕС имеет зона в Калининграде в связи с возможностями превращения Калининградской области в "пилотный" российский регион в сотрудничестве России и ЕС.


Законы о свободных экономических зонах были приняты в Казахстане (1960, 1990, 1996), Украине (1992), Киргизии (1992), Белоруссии (1992), Молдавии (1992), Туркменистане (1993).

В отличие от других государств СНГ в России не был принят закон о СЭЗ, хотя и было разработано несколько его проектов. В ст. 2 Таможенного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2004 г., говорится о том, что на территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Однако товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне этой таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также законов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых этим Кодексом и иными федеральными законами.

Для облегчения создания предприятий с иностранными инвестициями в СЭЗ должны предусматриваться возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т.п.). Такие возможности создаются путем делегирования правомочий центральных органов. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов "в одном месте" или "за 24 часа", когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

- упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в СЭЗ;

- льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль;

- пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;

- особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

- упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.


Контрольные вопросы


1. Каким образом определяется правовой режим иностранных инвестиций?

2. В каких многосторонних соглашениях по вопросам инвестиций участвует Россия?

3. Какие гарантии предоставляются в России иностранным инвесторам?


4. Какие правила установлены в России в отношении прав инвесторов на земельные участки?


Глава 9. ДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА


§ 1. Общие положения о сделках и договорах. § 2. Форма договора. § 3. Представительство и доверенность. § 4. Исковая давность. § 5. Обязательственный статут. Принцип автономии воли сторон. § 6. Определение содержания договора на основе коллизионных норм


Литература


Перетерский И.С., Крылов С.Б. Международное частное право. М., 1959. С. 147 - 156; Лунц Л.А., Марышева Н.И., Садиков О.Н. Международное частное право. М., 1984. С. 130 - 179; Поздняков В.С., Садиков О.Н. Правовое регулирование отношений по внешней торговле. Ч. 1. М., 1985; Правовое регулирование отношений по внешней торговле СССР. Ч. 2 / Под ред. В.С. Позднякова. М., 1986; Право и внешняя торговля. М., 1987; Лунц Л.А. Внешнеторговая купля-продажа (коллизионные вопросы). М., 1972; Мусин В.А. Международные торговые контракты. Л., 1986; Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М., 1990; он же. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994; Комаров А.С. Правовые вопросы товарообменных сделок. М., 1994; Розенберг М.Г. Заключение договора международной купли-продажи товаров. М., 1991; он же. Международная купля-продажа товаров. М., 1995; он же. Контракт международной купли-продажи. М., 1996; 2-е изд. М., 1997; 3-е изд. М., 1998; М., 2000; Шмитхофф К. Экспорт: право и практика международной торговли. М., 1993; Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий / Отв. ред. А.С. Комаров. М., 1994; Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М., 1996; Сосна С.А. Комментарий к федеральному закону о соглашениях о разделе продукции. М., 1997; Вознесенская Н.Н. Соглашения о разделе продукции в сфере нефтедобычи. М., 1997; Садиков О.Н., Краснова Н.Л. Исковая давность в международном частном праве // Российский ежегодник международного права. 1992. СПб., 1994. С. 131 - 145; Кувшинов В.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации (правовые аспекты). М., 1998; Нешатаева Т.Н. Иностранные предприниматели в России. Судебно-арбитражная практика. М., 1998; Розенберг М.Г. Международный договор и иностранное право в практике международного коммерческого арбитражного суда. 2-е изд. М., 2000; Бардина М. О праве, применимом к договорным обязательствам в странах ЕС // Хозяйство и право. 1997. N 4. С. 114 - 126; Кабатов В.А. Применение права при разрешении споров в международном коммерческом арбитражном суде при торгово-промышленной палате РФ // Хозяйство и право. 1998. N 5. С. 101 - 104; N 6. С. 105 - 109; Кувшинов В.А. Комментарий к Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности" // Внешняя торговля. 1995. N 11. С. 6 - 13; Кукин А. Принципы УНИДРУА и процедура заключения международных коммерческих договоров // Законодательство и экономика. 1999. N 11. С. 37 - 41; Филиппов А.Г. Некоторые аспекты автономии воли в российском международном частном праве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. М.И. Брагинского. М., 1998; Практика международного коммерческого арбитражного суда: Научно-практический комментарий / Сост. и авт. коммент. М.Г. Розенберг. М., 1997; Арбитражная практика за 1986 - 1991 гг. (аналитический обзор, подг. А.Г. Быковым). М., 1997; Принципы международных коммерческих договоров / Пер. А.С. Комарова. М., 1996; Международное частное право: Сб. документов / Сост. К.Я. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М., 1997. С. 189 - 300; Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство: Сб. нормат. материалов / Сост. Н.Ю. Ерпылева. М., 1997.



КонсультантПлюс: примечание.

Монография Н.Г. Вилковой "Договорное право в международном обороте" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2004.


Новая литература. Звеков В.П. Международное частное право. Учебник. М., 2004. С. 354 - 391; Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть. М., 2000. Т. 2. С. 174 - 232; Международное частное право. Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. 2-е изд. М., 2003. С. 356 - 438; Международное частное право. Учебник / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2004. С. 226 - 257; Лунц Л.А. Курс международного частного права в трех томах. М., 2002. С. 442 - 528; Гаврилов В.В. Международное частное право. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2002. С. 272 - 306; Ерпылева Н.Ю. Международное частное право. Учебник. М., 2004. С. 170 - 236; Мережко А.А. Lex mercatoria: теория и принципы транснационального права. Киев, 1999; Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / Под ред. А.С. Комарова. М., 2001; Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров (комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров). 2-е изд. перераб. и доп. М., 2003; Розенберг М.Г. Исковая давность в международном коммерческом обороте: практика применения. М., 1999; Тынель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного торгового права. Минск, 1999; Внешняя торговля - договоры и сделки // Закон. 2000. N 5; Международное частное право: современная практика. Сб. статей / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М., 2000. С. 5 - 6, 43 - 49, 70 - 109 (статьи Е.В. Кабатовой, А.Н. Ошнокова, М.П. Бардиной, М.Ю. Савранского); Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. М., 2001. С. 6 - 179; Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. М., 2001. С. 37 - 125; Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. К 10-летию ее применения Россией. М., 2001; Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение / Пер. с нем. М., 2001. С. 141 - 175; Бахин С.В. Субправо (международные своды унифицированного контрактного права). СПб., 2002; Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002; Платонова Н.Л. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции". М., 2002; Сосна С.А. Концессионные соглашения: теория и практика. М., 2002; Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003; Светланов А. Коллизионное регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности // Закон. 1998. N 7. С. 18 - 23; Вилкова Н. Новые единообразные международные правила толкования торговых терминов // ЭЖ-Юрист. 2000. N 22; Марышева Н.И., Звеков В.П. Новая кодификация норм международного частного права // Хозяйство и право. 2002. N 4 - 6.


§ 1. Общие положения о сделках и договорах


1. В российском гражданском законодательстве применяются понятия сделки и договора. Под сделкой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. От двусторонней сделки следует отличать одностороннюю сделку, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (например, составление доверенности). В сфере международного частного права наибольшее значение с экономической точки зрения имеют внешнеэкономические сделки. Однако для России гораздо большее значение, чем в прошлом, приобрели обычные сделки, совершенные гражданами, а также признание действия в одной стране доверенностей, выданных в другой стране. Особенно это касается договоров, заключаемых между гражданами стран СНГ.