ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2020
Просмотров: 5021
Скачиваний: 9
12 июня 1973 г. в Вене было подписано новое международное соглашение по вопросам товарных знаков - Договор о регистрации товарных знаков. В нем участвуют 15 государств.
В 1994 г. был заключен Договор ВОИС о законах о товарных знаках, в котором участвуют 31 государство, в том числе Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Россия, Украина, Узбекистан, Эстония. Цель этого договора - осуществление гармонизации и упрощение национального законодательства путем устранения излишних формальностей при подаче заявок и поддержания товарных знаков в силе.
В рамках ЕС был осуществлен ряд мероприятий по созданию единого товарного знака; организовано Ведомство по товарным знакам, принимающее заявки на регистрацию единого товарного знака для всех государств - членов ЕС.
3. В практике применения международных конвенций о товарных знаках возникают большие сложности, связанные с использованием понятий общеизвестных товарных знаков и знаков, вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида. Статья 6.bis Парижской конвенции содержит положения, устанавливающие охрану общеизвестных товарных знаков. Согласно Конвенции по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения, товарный знак признается в этой стране общеизвестным в качестве знака определенного лица. Поэтому должна отклоняться или признаваться недействительной регистрация или запрещаться применение товарного знака, представляющего собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способного вызвать смешение с общеизвестным знаком (например, в качестве общеизвестных можно привести такие словесные знаки, как Соса Cola, Ford). В то же время по российскому законодательству (Закону о товарных знаках 1992 г.) не подлежат регистрации в качестве знака обозначения вошедшие во всеобщее употребление как названия определенного рода изделия (так называемые свободные знаки).
В отечественной литературе неоднозначную оценку получило рассмотрение спора о правах иностранных фирм на использование в России словесного товарного знака "аспирин". Немецкая фармацевтическая фирма "Байер" еще в конце XIX в. разработала соответствующий препарат и почти во всех странах стала применять этот товарный знак. Исключение составляли США, Великобритания и Франция, где он превратился в свободный знак в результате применения законодательства о враждебных иностранцах во время Первой мировой войны.
В России право фирмы "Байер" оспаривалось французской фирмой "Упса", поставляющей в Россию свой аналогичный препарат под названием "Аспирин упса".
В России товарный знак фирмы "Байер" был зарегистрирован в 1899 г. В 1909 г. регистрация была продлена до 1919 г. Повторно знак был зарегистрирован в 1991 г. В определенный период времени в СССР наименование использовалось как родовое, применяемое для обозначения товара определенного рода. Однако в связи с присоединением СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности на момент регистрации препарат под таким названием отечественными предприятиями больше не производился.
Регистрация знака по заявлению фирмы "Упса" была аннулирована со ссылкой на то, что этот знак вошел во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
Наряду с национальной регистрацией более чем в 80 странах фирма "Байер" сначала в 1899 г., а затем в 1986 г. осуществила международную регистрацию в соответствии с Мадридской конвенцией о международной регистрации знаков. На основе международной регистрации в 1986 г. было сделано заявление о распространении ее действия на Россию. Решение о признании действия этой международной регистрации было принято Роспатентом 27 июня 1994 г. Апелляционная палата Роспатента 30 ноября 1995 г. приняла решение об аннулировании этой регистрации. Однако действия для реализации такого решения, предусмотренные Мадридской конвенцией, Протоколом и Инструкцией к ней, не были выполнены.
После длительного рассмотрения спора в различных инстанциях право фирмы "Байер" было признано, в результате достигнутого соглашения с 1 января 2000 г. препарат фирмы "Упса" стал продаваться в России под названием "Упсарин".
В связи с этим спором можно сделать следующие выводы:
- многосторонние конвенции, регулирующие правовую охрану товарных знаков, пользуются приоритетом перед национальными правилами, касающимися регистрации знаков;
- охрана общеизвестных товарных знаков должна осуществляться в России на основании ст. 6.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности;
- в отношении одного и того же знака на имя одного и того же лица не должны действовать национальная и международная регистрации, если одна из них не была оспорена в соответствии с порядком, установленным Конвенцией.
Одним из наиболее существенных дополнений российского Закона о товарных знаках 1992 г. явилось включение в него Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. специальной главы о правовой охране общеизвестных товарных знаков. В этой главе с учетом положений ст. 6 Парижской конвенции и ряда документов ВОИС было предусмотрено следующее.
По заявлению юридического или физического лица общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его регистрации, товарный знак, охраняемый на территории РФ без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такие товарные знаки или обозначение в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица.
Товарный знак или обозначение не могут быть признаны общеизвестным товарным знаком, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака иного лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.
Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная Законом для товарного знака.
При признании общеизвестным товарным знаком уже зарегистрированного товарного знака правовая охрана такого общеизвестного товарного знака распространяется также и на товары, не однородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, при условии, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с правообладателем и может ущемить его законные интересы.
Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.
4. Наряду с охраной товарных знаков Закон РФ о товарных знаках 1992 г. в ред. от 11 декабря 2002 г. предусматривает охрану наименований мест происхождения товаров.
Наименование места происхождения товара - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект), либо производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Право пользования этим же наименованием места происхождения товара может быть предоставлено любому юридическому или физическому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же основными свойствами.
В случае, если географический объект, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, находится за пределами Российской Федерации, к заявке прилагается документ, подтверждающий право заявителя на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара.
За незаконное использование в России наименования места происхождения товара законодательством предусмотрены меры, соответствующие мерам в отношении незаконного использования товарных знаков.
В состав объектов охраны промышленной собственности, согласно Парижской конвенции, входят указания происхождения или наименования места происхождения. В 1958 г. было заключено Лиссабонское соглашение об охране наименований места происхождения и их международной регистрации. В соответствии с этим соглашением ВОИС осуществляет регистрацию таких наименований. Охрана наименований мест происхождения предусмотрена соглашением ТРИПС, а также в документах ЕС. На основании Директивы ЕС 1999 г. в реестре, который ведет Европейское патентное ведомство, зарегистрировано более 400 охраняемых географических указаний мест происхождения.
В РФ право на регистрацию наименований мест происхождения предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам РФ (ст. 47 Закона о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров 1992 г.).
После многолетних переговоров в 1997 г. была достигнута договоренность между Россией и Францией о том, что при экспорте российских напитков не будут применяться наименования "шампанское" и "коньяк", в названии которых использованы наименования соответствующих местностей во Франции. Привычные россиянам напитки "Советское шампанское" и коньяк будут и впредь выпускаться под этими названиями, но только для внутреннего рынка, поскольку в протоколе заседания российско-французского агропромышленного комитета, состоявшегося в Москве 12 сентября 1997 г., сказано, что Россия исключила наименование "Советское шампанское" и "коньяк" только при поставках на экспорт, а также отказалась от написания "Советское шампанское" и "коньяк" латинскими буквами.
Однако известны случаи, когда в других странах (например, в Латвии) продолжается выпуск напитка под названием "Советское шампанское", которое поставляется в другие европейские государства, в частности в ФРГ.
Государства СНГ заключили 4 июня 1999 г. Соглашение о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний (вступило в силу для РФ 5 ноября 2001 г.).
Под ложным товарным знаком понимается товарный знак, используемый третьим лицом в нарушение прав владельцев товарного знака, или знак, содержащий ложные указания происхождения товара, а также данные или такой элемент, который может ввести потребителей в заблуждение. Соглашение предусматривает ряд мер по пресечению использования ложных товарных знаков и недобросовестной конкуренции, соответствующих ТРИПС.
Под географическими указаниями в Соглашении понимаются обозначения, которые идентифицируют происхождение товара из территорий сторон или их регионов, или местностей, где качество, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением. Соглашение предусматривает ряд мер, направленных на пресечение использования ложных товарных знаков и географических указаний, аналогичных мерам, установленным Соглашением ТРИПС.
Стороны предоставляют правовые средства защиты в целях предупреждения использования географических указаний, идентифицирующих территориальное происхождение вин или крепких спиртных напитков, для этих видов напитков, в действительности не происходящих из указанного в географическом указании места, в том числе и в случаях, когда такие географические указания используются в переводе или сопровождаются указанием истинного места происхождения, или такими пояснениями, как "вид", "тип", "стиль", "имитация" или подобными.
В регистрации товарного знака для вин или крепких спиртных напитков, который состоит из географического указания или содержит его, должно быть отказано или регистрация должна быть признана недействительной, если это предусмотрено национальным законодательством стороны, или по запросу заинтересованной стороны в отношении тех вин или крепких спиртных напитков, которые не имеют этого географического происхождения.
5. Понятие "недобросовестная конкуренция" содержится в ст. 4 Закона РФ от 22 марта 1991 г. (в ред. от 30 декабря 2001 г., с изм. от 21 марта и 9 октября 2002 г.) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Под ней понимаются "любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации".
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг (ст. 10 Закона).
Российское законодательство о недобросовестной конкуренции воспроизводит ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, участником которой является Россия. Приведем пример из судебной практики, связанной с борьбой с недобросовестной конкуренцией.
В конце 1992 г. московский магазин "Люкс" продал 20 тыс. джинсов китайского производства с товарными знаками и другими атрибутами джинсов известной американской фирмы "Леви Страусс". В рекламе по телевидению было сообщено, что продаются джинсы последней модели производства этой фирмы. По искам потребителей к магазину "Люкс" районный суд Москвы в начале 1993 г. принял решение о расторжении договора купли-продажи, возмещении убытков и компенсации за моральный ущерб, нанесенный продажей фальсифицированного товара. В сумму, взысканную с магазина в пользу каждого покупателя, вошла стоимость настоящих джинсов "Леви Страусс" в пересчете на рубли и компенсация за моральный ущерб.