Файл: Pobegaylo_A._C_Cplus_dlya_studenta.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.12.2020

Просмотров: 4266

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 8. Типы данных, определяемые программистом 

121 

типы,  то  для  сравнения  функций  также  необходимо,  чтобы  они 
имели  одинаковое  количество  параметров  и  типы  этих  парамет-
ров были сравнимы. 
В  заключение  этого  раздела  отметим,  что  одинаковые  квалифи-
каторы  типов 

const

  или 

volatile

  не  нарушают  сравнимость  ти-

пов. Разные квалификаторы типов или отсутствие квалификатора 
у одного из типов делает эти типы не сравнимыми. 

 


background image

  

 
 

Г Л А В А  

 
 
 

Директивы препроцессора 

 

9.1. Препроцессор 

Препроцессором

  называется  программа,  которая  вызывается 

компилятором  и  обрабатывает  исходную  программу  перед  ее 
компиляцией.  Эта  программа  различает  специальные  команды, 
которые называются 

директивами

. Строка с директивой отмеча-

ется  символом 

#

,  который  должен  быть  первым  не  пробельным 

символом строки. Этот символ не является составной частью ди-
рективы, а только указывает, что данная строка содержит дирек-
тиву  препроцессора.  Поэтому  после  символа 

#

  могут  распола-

гаться  пробелы.  Заканчивается  директива  символом  перехода  на 
новую строку 

\n

. Если перед символом перехода на новую строку 

встретился  символ 

\

,  то  препроцессор  считает,  что  директива 

продолжается на следующей строке. 
После обработки директив препроцессором  исходный текст про-
граммы передается для обработки компилятору. Отметим также, 
что  препроцессор  различает  все  лексемы  языка  программирова-
ния С. 
Препроцессор языка С обрабатывает следующие директивы: 

   #if      #else     #elif   #endif 
   #define  #undef    #ifdef  #ifndef 
   #error   #include  #line   #pragma 

а  также  операторы 

#

  и 

##

,  которые  и  будут  рассмотрены  в  этой 

главе. 

  

 


background image

Глава 9. Директивы препроцессора 

123 

9.2. Директивы 

#define

 и 

#undef

 

Директива 

#define

 определяет символическое имя для констант и 

выражений языка программирования С. Такое определение назы-
вается 

макроопределением

, а символическое имя — 

макросом

Если  определяется  символическое  имя  константы,  то  директива 

#define

 имеет следующий вид: 

  #define имя константа 

Здесь 

имя

  определяет  символическое  имя  для 

константы

  языка 

программирования  С.  В  этом  случае  символическое  имя  также 
называется 

символической константой

. Например, директива: 

  #define MAX_VAL 255 

определяет  символическое  имя 

MAX_VAL

  для  целочисленной  кон-

станты 

255

Если  определяется  символическое  имя  выражения,  то  директива 

#define

 имеет следующий вид: 

  #define имя(список_параметров) выражение 

Здесь 

имя

  является  символическим  именем  для 

выражения

  языка 

программирования  С,  а 

список_параметров

  содержит  параметры, 

которые разделены запятыми и входят в 

выражение

. В этом случае 

символическое имя также называется 

макрокомандой

. Например, 

следующая директива: 

  #define MUL(a, b) ((a)*(b)) 

определяет макрокоманду для умножения двух чисел. 
При  определении  макрокоманды  ее  параметры  следует  брать  в 
круглые скобки, чтобы избежать возможных ошибок. Например, 
в следующем примере: 

  #define MUL(a, b) (a*b) 
  int n = MUL(1+2, 2+1);  /* с = 1+2*2+1 = 6 */ 

Переменная 

n

  инициализируется  числом 

6

,  что  явно  противоре-

чит намерениям программиста. 


background image

Часть I. Язык программирования С 

124 

При помощи директивы 

#define

 можно также определить макро-

команду для вызова функции. Например, следующая директива: 

  #define print_int(val) printf("%d\n", val) 

определяет  символическое  имя  для  функции,  которая  печатает 

значение  целочисленного  выражения.  Теперь  напечатать  цело-

численное значение можно так: 

  print_int(10); 

Используются  символические  имена  только  после  их  определе-

ния.  Если  препроцессор  встретит  в  исходном  файле  программы 

определенное  символическое  имя,  то  он  заменит  его  соответст-

вующим  текстовым  значением.  По  соглашению  символические 

имена определяются прописными буквами. 
Директива 

#undef

  служит  для  отмены  определения  символиче-

ского имени и имеет следующий синтаксис: 

  #undef имя 

После исполнения этой директивы символическое 

имя

 нельзя ис-

пользовать в программе. Например: 

  #undef MAX_VAL 
  #undef MUL 

9.3. Директивы 

#if

#elsif

#else

 и 

#endif

 

Директивы 

#if

#elsif

#else

 и 

#endif

 используются для условно-

го включения и исключения фрагментов исходного кода в текст 

программы. 
Директива 

#if

 служит для вставки в текст программы фрагмента 

исходного  кода  в  зависимости  от  истинностного значения  выра-

жения.  Значение  выражения  считается  истинным,  если  оно  не 

равно  нулю.  Завершение  фрагмента  исходного  кода  отмечается 
директивой 

#endif

Синтаксис директив 

#if

 и 

#endif

 имеет следующий вид: 

  #if выражение 
    исходный_код 
  #endif 


background image

Глава 9. Директивы препроцессора 

125 

Здесь 

выражение

  должно  быть  целочисленным  константным  вы-

ражением, а 

исходный_код

 — это исходный код на языке програм-

мирования С. Этот код вставляется в текст программы, если зна-

чение выражения истинно. В противном случае текст программы 

не изменяется. 
Пример использования директив 

#if

 и 

#endif

 приведен в листин-

ге 9.1. 

Листинг 9.1. Пример использования директив 

#if

 

и 

#endif

 

#include <stdio.h> 
#define MAX_VAL 255 
int main(void) 

  int n = 10; 

 

#if MAX_VAL > 20 
  n = 20; 
#endif 

 

  printf("n = %d\n", n);  /* n = 20 */ 

 

  return 0; 

Директива 

#else

 используется только с директивой 

#if

 и служит 

для  вставки  в  текст  программы  фрагмента  исходного  кода,  если 
истинностное  значение  выражения  в  директиве 

#if

  ложно.  Ком-

бинация директив 

#if

 и 

#else

 имеет следующий вид: 

  #if выражение 
    исходный_код_1 
  #else 
    исходный_код_2 
  #endif 

Если значение 

выражения

 ложно, то в текст программы вставляет-

ся 

исходный_код_2

. Например: 

  #define VERSION 2 
  #if VERSION > 2 
    printf("Version = %d\n", 3); 


Смотрите также файлы