Файл: Pobegaylo_A._C_Cplus_dlya_studenta.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.12.2020

Просмотров: 4228

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Часть I. Язык программирования С 

26 

 

\xdd

 —  где  буквы 

dd

  обозначают  код  символа  в шестнадцате-

ричной системе счисления. 

Каждый  из  символов  языка  C  имеет  свое  назначение.  Буквы  и 
цифры используются главным образом для написания идентифи-
каторов  и  литералов.  Как  следует  из  самого  названия  специаль-
ных символов, они имеют специальное назначение и используют-
ся главным образом для обозначения операторов. 
Дополнительно  в  языке  программирования  С  используются 

управляющие символы

. Это такие символы, при вставке которых в 

текст  происходит  некоторое  действие.  К  ним  относятся  следую-
щие символы, которые обозначаются специальным образом: 

 

\a

 — сигнал тревоги; 

 

\b

 — возврат на шаг; 

 

\f

 — переход на следующую страницу; 

 

\n

 — переход на следующую строку; 

 

\r

 — переход на первую позицию текущей строки; 

 

\t

 — горизонтальная табуляция; 

 

\v

 — вертикальная табуляция. 

В  заключение  этого  раздела  отметим  символы,  которые  исполь-
зуются для разделения слов языка С, такие символы называются 

символами  разделителями

  или 

пробельными  символами

.  К  этим 

символам относятся: пробел, 

\b

\f

\n

\r

\t

\v

1.3. Ключевые слова 

Ключевые слова

  языка  программирования  C  это  такие  слова,  ко-

торые  имеют  предопределенное  назначение  в  этом  языке  и  не 
могут  использоваться  для  других  целей.  Ниже  перечислены  все 
ключевые слова языка C: 

  auto      double  int       struct 
  break     else    long      switch 
  case      enum    register  typedef 
  char      extern  return    union 


background image

Глава 1. Структура языка С 

27 

  const     float   short     unsigned 
  continue  for     signed    void 
  default   goto    sizeof    volatile 
  do        if      static    while 

Иногда  ключевые  слова  также  называют 

зарезервированными 

словами

 языка программирования. 

1.4. Идентификаторы 

Идентификатор

 —  это  такое  слово  языка  C,  которое  может  ис-

пользоваться  для  обозначения  имени  переменной,  имени  функ-
ции,  имени  типа  или  метки  инструкции.  Идентификаторы  могут 
включать  только  алфавитно-цифровые  символы  языка  програм-
мирования C, а также символ подчеркивания "_". Кроме того, при 
написании  идентификаторов  должны  учитываться  следующие 
правила: 

 

идентификатор должен отличаться от ключевых слов языка C; 

 

идентификатор не должен начинаться с цифры; 

 

допускается  любая  длина  идентификатора,  но  компилятор 
различает только первые 31 символ; 

 

в  идентификаторе  прописные  и  строчные  буквы  считаются 
различными. 

Кроме того, не рекомендуется использовать символ "_" в качест-
ве  первого  символа  идентификатора,  т. к.  этот  символ  часто  ис-
пользуется для именования системных переменных и функций. 
В заключение этого раздела скажем, что стиль программирования 
языка  C  предлагает  для имен  переменных,  функций  и  типов  ис-
пользовать  строчные  буквы,  а  для  имен  макросов —  прописные 
буквы. 

1.5. Константы 

Константами

  или 

литералами

  называются  некоторые  фиксиро-

ванные значения данных, т. е. такие значения, которые не могут 
изменяться.  


background image

Часть I. Язык программирования С 

28 

В языке программирования C различаются четыре типа констант: 

 

целые константы; 

 

плавающие константы; 

 

символьные константы; 

 

строковые константы. 

Целая  константа

  может  быть  записана  в  десятичной,  восьме-

ричной или шестнадцатеричной системе счисления. В десятичной 

системе  целая  константа  записывается  как  обычное  десятичное 

число, при условии, что первая цифра не является нулем. Напри-

мер,  следующие  числа  являются  целыми  десятичными  целыми 

константами: 

  12

234

1009

 

В восьмеричной системе счисления целая константа записывает-

ся восьмеричными цифрами и должна начинаться с нуля. Приме-

рами восьмеричных констант являются следующие числа: 

  012

0234

01007

 

В  шестнадцатеричной  системе  счисления  целая  константа  запи-

сывается  шестнадцатеричными  цифрами  и  должна  начинаться  с 
символов 

  или 

. При этом для обозначения шестнадцатерич-

ных цифр от 

10

 до 

15

 могут использоваться как строчные буквы 

a

b

c

d

f

, так и прописные буквы 

A

B

C

D

F

. Например, следую-

щие  целые  числа  являются  целыми  шестнадцатеричными  кон-

стантами: 

  0х12

0Х120хАВС

0Хавс

 

Кроме  того,  в  языке  программирования  C  разрешается  объявле-

ние длинных целых констант, под которые компилятор отводит в 

два раза больше памяти, чем под целые константы. Для этой цели 
в конце целой константы ставится буква 

l

 или 

L

. При этом заме-

тим,  что  если  заданное  значение  целой  константы  превышает 

диапазон целого типа данных, то она автоматически представля-

ется длинной целой константой. 

Константа  с  плавающей  точкой

  представляет  некоторое  дейст-

вительное число и имеет следующий вид: 

  [целая часть].[дробная часть][E|e[+|-]экспонента] 


background image

Глава 1. Структура языка С 

29 

где  целая  часть,  дробная  часть  и  экспонента  записываются  при 
помощи  десятичных  цифр.  В  определении  константы  с  плаваю-
щей  точкой  должна  присутствовать,  по  крайней  мере,  одна  из 
частей, заключенных во внешние квадратные скобки. Чтобы по-
лучить  действительное  число,  которое  представляется  констан-
той  с  плавающей  точкой,  необходимо  целую  и  дробную  часть 
этой  константы  умножить  на  десять  в  степени, которая  задается 
экспонентой этой константы. Ниже приведены примеры констант 
с плавающей точкой: 

  3.

.14

 

3.14

0.314е1

314е-2

Символьная  константа

  состоит  из  одного  символа,  который  за-

ключается  в  апострофы.  Ниже  приведены  примеры  символьных 
констант: 

  'c'

'у'

'5'

'\101'

 

Сам символ апостроф, используемый в качестве символьной кон-
станты, нужно обозначать как 

\'

. Отметим, что символьные кон-

станты  могут  содержать символы,  не  входящие  в язык  програм-
мирования C, например, русские буквы. 

Строковая  константа

  представляет  собой  последовательность 

символов,  заключенную  в  кавычки.  По  стандарту  длина  строко-
вой константы не может превышать 509 символов. Ниже приве-
дены примеры строковых констант. 

  "This is a string."

"Это строка."

  , 

"a"

"1"

 

Сам символ кавычки, используемый в строковой константе, нуж-
но  обозначать  как 

\"

.  Отметим,  что  строковые  константы  также 

могут  включать  символы,  не  принадлежащие  языку  программи-
рования  C.  Кроме  того,  в  конце  каждой  строковой  константы 
компилятор помещает нулевой символ 

\0

, который отмечает ко-

нец  строки.  В  языке  программирования  С  строковые  константы 
обычно называются 

строковыми литералами

1.6. Инструкции 

Инструкцией

  называется  любое  синтаксически  правильно  со-

ставленное предложение языка программирования С. Инструкция 
должна заканчиваться символом 

;

. Инструкции описывают неко-


background image

Часть I. Язык программирования С 

30 

торые действия, которые должна выполнять программа. В языке 
программирования  С  допускается  пустая  инструкция,  которая 
состоит только из символа 

;

 и не выполняет никаких действий. 

Любое количество инструкций, заключенное в фигурные скобки 

{

  и 

}

, называется 

составной инструкцией

  или 

блоком

. Особенно 

отметим, что после блока точку с запятой ставить не нужно. 

1.7. Комментарии 

Комментарий

 —  это  предложение  на  естественном  языке,  кото-

рое поясняет ход выполнения программы. Компилятор игнориру-
ет  комментарии.  В  языке  программирования  C  комментарии  на-
чинаются парой символов 

/*

 и заканчиваются парой символов 

*/

Комментарии могут содержать символы, не принадлежащие язы-
ку  программирования  С.  Комментарии  разрешается  применять 
везде, где используются пробелы. Например, комментарий может 
выглядеть следующим образом: 

  /* подсчет количества вариантов */ 

 

В  языке  программирования  C++  комментарий  может  начинаться 
символами 

//

. В этом случае весь текст до конца строки считается 

комментарием. 

Например, в языке программирования C++ этот же комментарий 
можно написать следующим образом: 

  // подсчет количества вариантов 

В  заключение  этого  раздела  сделаем  следующее  замечание.  Так 
как  программы  могут  использоваться  десятилетиями,  то  под-
держка  и  модификация  программного  обеспечения  может  обхо-
диться  значительно  дороже,  чем  его  разработка. Поэтому  счита-
ется,  что  программа,  не  содержащая  комментариев,  ничего  не 
стоит и не может быть принята в эксплуатацию. 


Смотрите также файлы