ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.12.2020
Просмотров: 4228
Скачиваний: 28
Часть I. Язык программирования С
26
\xdd
— где буквы
dd
обозначают код символа в шестнадцате-
ричной системе счисления.
Каждый из символов языка C имеет свое назначение. Буквы и
цифры используются главным образом для написания идентифи-
каторов и литералов. Как следует из самого названия специаль-
ных символов, они имеют специальное назначение и используют-
ся главным образом для обозначения операторов.
Дополнительно в языке программирования С используются
управляющие символы
. Это такие символы, при вставке которых в
текст происходит некоторое действие. К ним относятся следую-
щие символы, которые обозначаются специальным образом:
\a
— сигнал тревоги;
\b
— возврат на шаг;
\f
— переход на следующую страницу;
\n
— переход на следующую строку;
\r
— переход на первую позицию текущей строки;
\t
— горизонтальная табуляция;
\v
— вертикальная табуляция.
В заключение этого раздела отметим символы, которые исполь-
зуются для разделения слов языка С, такие символы называются
символами разделителями
или
пробельными символами
. К этим
символам относятся: пробел,
\b
,
\f
,
\n
,
\r
,
\t
,
\v
.
1.3. Ключевые слова
Ключевые слова
языка программирования C это такие слова, ко-
торые имеют предопределенное назначение в этом языке и не
могут использоваться для других целей. Ниже перечислены все
ключевые слова языка C:
auto double int struct
break else long switch
case enum register typedef
char extern return union
Глава 1. Структура языка С
27
const float short unsigned
continue for signed void
default goto sizeof volatile
do if static while
Иногда ключевые слова также называют
зарезервированными
словами
языка программирования.
1.4. Идентификаторы
Идентификатор
— это такое слово языка C, которое может ис-
пользоваться для обозначения имени переменной, имени функ-
ции, имени типа или метки инструкции. Идентификаторы могут
включать только алфавитно-цифровые символы языка програм-
мирования C, а также символ подчеркивания "_". Кроме того, при
написании идентификаторов должны учитываться следующие
правила:
идентификатор должен отличаться от ключевых слов языка C;
идентификатор не должен начинаться с цифры;
допускается любая длина идентификатора, но компилятор
различает только первые 31 символ;
в идентификаторе прописные и строчные буквы считаются
различными.
Кроме того, не рекомендуется использовать символ "_" в качест-
ве первого символа идентификатора, т. к. этот символ часто ис-
пользуется для именования системных переменных и функций.
В заключение этого раздела скажем, что стиль программирования
языка C предлагает для имен переменных, функций и типов ис-
пользовать строчные буквы, а для имен макросов — прописные
буквы.
1.5. Константы
Константами
или
литералами
называются некоторые фиксиро-
ванные значения данных, т. е. такие значения, которые не могут
изменяться.
Часть I. Язык программирования С
28
В языке программирования C различаются четыре типа констант:
целые константы;
плавающие константы;
символьные константы;
строковые константы.
Целая константа
может быть записана в десятичной, восьме-
ричной или шестнадцатеричной системе счисления. В десятичной
системе целая константа записывается как обычное десятичное
число, при условии, что первая цифра не является нулем. Напри-
мер, следующие числа являются целыми десятичными целыми
константами:
12
,
234
,
1009
В восьмеричной системе счисления целая константа записывает-
ся восьмеричными цифрами и должна начинаться с нуля. Приме-
рами восьмеричных констант являются следующие числа:
012
,
0234
,
01007
В шестнадцатеричной системе счисления целая константа запи-
сывается шестнадцатеричными цифрами и должна начинаться с
символов
0х
или
0Х
. При этом для обозначения шестнадцатерич-
ных цифр от
10
до
15
могут использоваться как строчные буквы
a
,
b
,
c
,
d
,
f
, так и прописные буквы
A
,
B
,
C
,
D
,
F
. Например, следую-
щие целые числа являются целыми шестнадцатеричными кон-
стантами:
0х12
,
0Х120хАВС
,
0Хавс
Кроме того, в языке программирования C разрешается объявле-
ние длинных целых констант, под которые компилятор отводит в
два раза больше памяти, чем под целые константы. Для этой цели
в конце целой константы ставится буква
l
или
L
. При этом заме-
тим, что если заданное значение целой константы превышает
диапазон целого типа данных, то она автоматически представля-
ется длинной целой константой.
Константа с плавающей точкой
представляет некоторое дейст-
вительное число и имеет следующий вид:
[целая часть].[дробная часть][E|e[+|-]экспонента]
Глава 1. Структура языка С
29
где целая часть, дробная часть и экспонента записываются при
помощи десятичных цифр. В определении константы с плаваю-
щей точкой должна присутствовать, по крайней мере, одна из
частей, заключенных во внешние квадратные скобки. Чтобы по-
лучить действительное число, которое представляется констан-
той с плавающей точкой, необходимо целую и дробную часть
этой константы умножить на десять в степени, которая задается
экспонентой этой константы. Ниже приведены примеры констант
с плавающей точкой:
3.
,
.14
3.14
,
0.314е1
,
314е-2
.
Символьная константа
состоит из одного символа, который за-
ключается в апострофы. Ниже приведены примеры символьных
констант:
'c'
,
'у'
,
'5'
,
'\101'
Сам символ апостроф, используемый в качестве символьной кон-
станты, нужно обозначать как
\'
. Отметим, что символьные кон-
станты могут содержать символы, не входящие в язык програм-
мирования C, например, русские буквы.
Строковая константа
представляет собой последовательность
символов, заключенную в кавычки. По стандарту длина строко-
вой константы не может превышать 509 символов. Ниже приве-
дены примеры строковых констант.
"This is a string."
,
"Это строка."
,
"a"
,
"1"
Сам символ кавычки, используемый в строковой константе, нуж-
но обозначать как
\"
. Отметим, что строковые константы также
могут включать символы, не принадлежащие языку программи-
рования C. Кроме того, в конце каждой строковой константы
компилятор помещает нулевой символ
\0
, который отмечает ко-
нец строки. В языке программирования С строковые константы
обычно называются
строковыми литералами
.
1.6. Инструкции
Инструкцией
называется любое синтаксически правильно со-
ставленное предложение языка программирования С. Инструкция
должна заканчиваться символом
;
. Инструкции описывают неко-
Часть I. Язык программирования С
30
торые действия, которые должна выполнять программа. В языке
программирования С допускается пустая инструкция, которая
состоит только из символа
;
и не выполняет никаких действий.
Любое количество инструкций, заключенное в фигурные скобки
{
и
}
, называется
составной инструкцией
или
блоком
. Особенно
отметим, что после блока точку с запятой ставить не нужно.
1.7. Комментарии
Комментарий
— это предложение на естественном языке, кото-
рое поясняет ход выполнения программы. Компилятор игнориру-
ет комментарии. В языке программирования C комментарии на-
чинаются парой символов
/*
и заканчиваются парой символов
*/
.
Комментарии могут содержать символы, не принадлежащие язы-
ку программирования С. Комментарии разрешается применять
везде, где используются пробелы. Например, комментарий может
выглядеть следующим образом:
/* подсчет количества вариантов */
В языке программирования C++ комментарий может начинаться
символами
//
. В этом случае весь текст до конца строки считается
комментарием.
Например, в языке программирования C++ этот же комментарий
можно написать следующим образом:
// подсчет количества вариантов
В заключение этого раздела сделаем следующее замечание. Так
как программы могут использоваться десятилетиями, то под-
держка и модификация программного обеспечения может обхо-
диться значительно дороже, чем его разработка. Поэтому счита-
ется, что программа, не содержащая комментариев, ничего не
стоит и не может быть принята в эксплуатацию.