Файл: Конкуренция и ценообразование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность рынка раскрывается в двух основных функциях:

-конкуренция;

-ценообразование

Ценообразование представляет собой процесс определения отпускной цены на произведенную предприятием продукцию или на выполненные работы (услуги).

Ценообразование – это сложный процесс анализа всех составляющих цену факторов для определения оптимальной цены, которая отвечала бы двум основным критериям: 1.Обеспечила прибыль в деятельности предприятия.

2.Была соизмерима с покупательскими способностями потребителей. Общественная ценность каждого товара непостоянна. Она меняется в зависимости от большого числа объективных и субъективных факторов. Поэтому и цена товара все время находится в движении. Рыночная экономика постоянно демонстрирует колебание товарных цен. В условиях же командно-административной системы хозяйства допускается управление ценами методом директивного предписания.

В условиях рыночной экономики цена выполняет несколько функций:

- измерительная (цена является инструментом, при помощи которого многие важнейшие экономические параметры находят стоимостное выражение);

- информационная (цена информирует продавцов и покупателей об уровне спроса и предложения);

- стимулирующая (тенденция к повышению цены на какой-либо товар подталкивает производителей к наращиванию производства именно такого товара);

- перераспределительная (ресурсы перемещаются в те отрасли, где наиболее высокие цены на продукцию и, следовательно, более высокие доходы производителей);

- регулирующая (используя косвенный механизм регулирования цен, государство имеет возможность влиять на процессы, протекающие в национальной экономике).

Различные виды цен, существующие в рыночной экономике, составляют систему цен. Элементы системы:

- договорные цены - это свободные рыночные цены. Договорными они называются потому, что являются результатом соглашения между покупателями и продавцами;

- государственные цены. К ним относятся цены, устанавливаемые государством на:

а) продукцию предприятий-монополистов;

б) базовые ресурсы для экономики данной страны;

в) социально-значимые товары.

Часть государственных цен могут быть жестко фиксируемыми (их меньшинство) и регулируемыми с учетом изменений рыночной конъюнктуры (их большинство);

- мировые цены - это цены мирового рынка; применяются в международной торговле.

Факторы, влияющие на цену продукта

1. Характеристика товара по качеству и свойствам.


2. Степень уникальности товара.

3. Наличие товаров-заменителей или аналогов на рынке.

4. Влияние нормативного регулирования в части производства и реализации конкретного товара.

5. Особенности географического положения рынка сбыта товаров.

6. Уровень спроса и предложения на рынке конкретного товара.

7. Особенности производства товара, которые прямо влияют на его себестоимость.

8. Уровень конкуренции на рынке.

9. Прочие факторы.

Маркетинг изучает каждый фактор для определения конечной цены и условия изменения цены при изменении обстоятельств

Конкуренция является фактором ценообразования. Конкуренция– соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для ценообразования. При наличии конкуренции, определяя цену, ориентируются, прежде всего, на цены конкурентов .Конкуренция подразумевает личную свободу и координирует экономическую активность множества индивидов. Каждый субъект рыночного хозяйства стремится максимизировать свои доходы и минимизировать затраты. Механизм конкуренции препятствует экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, когда они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Роль конкуренции:

• повышению производительности труда,

• снижению издержек производства,

• повышению технического уровня производства,

• обновлению ассортимента и улучшению потребительских свойств продукции.

Негативные стороны конкуренции : разорение небольших предприятий и рост безработицы, дифференциацию доходов.

Подлинная конкуренция возможна только при свободном рынке, но это идеал, а в реальной жизни существует два вида:

1. Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных, небольших, экономически равноправных, самостоятельных производителей однородной продукции. Каждый из участников своим объемом продукции не может повлиять на уровень рыночных цен, которые формируются свободно. Итог:на данном рынке в определенный момент времени устанавливается единая цена.

2. Несовершенная конкуренция – соперничество ограниченного числа участников рыночной активности. Каждый отдельный участник оказывает влияние на уровень цены товара.

Виды рынков несовершенной конкуренции:

• монополия– рынок одного продавца;

• олигополия– рынок трех-четырех продавцов продукции;


• монопсония - рынок единственного покупателя;

• олигопсония - рынок немногих покупателей;

• билатеральная (двусторонняя) монополия и ряд других. разные

Монополия – рыночная система, в которой одно предприятие (фирма) сосредоточивает производство всего объема продукции, не имеющей заменителей. Предприятие-монополист осуществляет полный контроль над рынками, устанавливает и регулирует цены. Техническая и коммерческая информация недоступна другим фирмам. Вход в отрасль практически невозможен.

Организационные формы монополии: картель, синдикат, трест и другие. Законными формами чистой монополии являются патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Авторское право дает автору исключительную возможность продавать или тиражировать свои произведения. Товарный знак – это символ, используемый предприятием, зарегистрировав который государство делает незаконным его использование другими.

Несовершенная конкуренция лишается своих изъянов и может превратиться в эффективную только при условии активной регулирующей роли государства. В частности, к методам антимонопольного регулирования относятся либерализация товарных и финансовых рынков, государственное регулирование цен, система налогообложения, уменьшение доли государственного сектора. Огромную роль играет в данном случае так называемое антимонопольное законодательство, которое появилось в мировой практике в конце XIX века. Суть его - противостояние монополизации рынков, содействие развитию конкуренции.