Файл: Обучение нового персонала правилам обеспечения безопасности работодателя.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
Обеспечение безопасности является неотъемлемой составной частью деятельности банка. Состояние защищенности представляет собой умение и способность надежно противостоять любым попыткам криминальных структур или недобросовестных конкурентов нанести ущерб законным интересам банка.
Объектами безопасности являются:
- персонал (руководство, ответственные исполнители, сотрудники);
- финансовые средства, материальные ценности, новейшие технологии;
- информационные ресурсы.
Главной целью системы безопасности является обеспечение устойчивого функционирования банка и предотвращение угроз его безопасности, защита законных интересов от противоправных посягательств, охрана жизни и здоровья персонала, недопущение хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утечки и несанкционированного доступа к служебной информации, нарушения работы технических средств обеспечения производственной деятельности, включая и средства информатизации.
Успешное и эффективное решение задач обеспечения безопасности конкретного банка достигается формированием системы внутренних нормативных актов, инструкций, положений, правил, регламентов и функциональных обязанностей сотрудников линейных подразделений и служб, в том числе и службы безопасности. Требования по правовому обеспечению безопасности предусматриваются во всех структурно-функциональных правовых документах, начиная с Устава коммерческого банка и кончая функциональными обязанностями каждого сотрудника. Необходимым условием обеспечения безопасности банка является совокупность правил входа (выхода) лиц в помещения банка, вноса (выноса) документов, денежных средств и материальных ценностей.
Обучение персонала правилам обеспечения безопасности банка-работодателя.
Необходимым участником процесса защиты является собственный персонал. Это определяет актуальность специальной подготовки банковских служащих, которая может рассматриваться в системе управления безопасностью в качестве одного из важнейших профилактических методов.
Общие методические требования к организации подготовки:
- распространение подготовки на все категории персонала банка по должностным категориям обучаемых;
- непрерывность подготовки;
- привлечение к подготовке и руководителей структурных подразделений банка, обычно имеющих в глазах своих подчиненных больший авторитет;
- использование практических примеров из деятельности своего и иных банков;
- использование методов обучения, способных вызвать интерес обучаемых к самому процессу подготовки.
Организация подготовки вновь нанятых сотрудников банка.
Эта подготовка является необходимым элементом первичного обучения и адаптации зачисленного в штат персонала. Она дифференцирована по двум категориям сотрудников – молодых специалистов и банковских служащих, уже имеющих опыт практической работы в других кредитно-финансовых организациях.
Для первой категории рассматриваемая подготовка особенно актуальна, поскольку они в лучшем случае имеют лишь чисто теоретическое представление о безопасности банковской деятельности. Кроме того, в силу своего возраста они более легкомысленны, амбициозны, следовательно, особо уязвимы к различным методам воздействия со стороны потенциальных субъектов угроз. Обучение данной категории сотрудников осуществляется в несколько последовательных этапов. На первом этапе занятия проводятся со всеми нанятыми молодыми специалистами в форме беседы – инструктажа. Практическая их организация возлагается на службу безопасности банка, специалист которой должен разъяснить обучаемым:
- общие понятия и направления обеспечения безопасности банковской деятельности;
- отраслевую специфику обеспечения безопасности в банковском секторе;
- дополнительные требования в этой области, действующие в конкретной кредитно-финансовой организации.
Здесь следует выделить две связанные друг с другом цели. Во-первых, обучаемые должны осознать необходимость строгого соблюдения установленных правил обеспечения безопасности работодателя. Во-вторых, и это является более сложной задачей, обучаемых необходимо убедить в целесообразности сотрудничества со службой безопасности как залога их собственного благополучия.
На этом этапе новому сотруднику вручают специальную «памятку», которая, выступая элементом внутреннего нормативно-методического обеспечения системы, содержит:
- общие правила обеспечения безопасности банка;
- ответственность сотрудника за соблюдение установленных правил;
- перечень полномочий службы безопасности по контролю и прямому функциональному руководству соответствующим направлением деятельности банковского персонала;
- рекомендации по предотвращению ситуаций, способных сделать работника банка объектом вербовки и шантажа;
- рекомендации по поведению в случае попытки вербовки и шантажа.
На втором этапе первичного обучения занятия с молодыми специалистами проводят их непосредственные руководители в структурных подразделениях банка. Их задачей является доведение до обучаемых конкретных правил обеспечения безопасности на конкретных рабочих местах. Прежде всего, обучение касается правил работы с конфиденциальной информацией, включая закрытые базы данных и изучение особых правил работы с соответствующими клиентами банка, дополнительных элементов технологий проведения финансовых операций.
Первичная подготовка сотрудников, уже имеющих опыт работы в банковском секторе экономики, проводится по сокращенной программе. Она осуществляется на рабочих местах и включает изучение лишь специфических правил обеспечения безопасности в рамках исполняемых служебных обязанностей. Для работников категорий «руководители» и «эксперты» подготовку завершает оформление допуска к конфиденциальной информации различной степени секретности.
Организация последующей подготовки сотрудников банка
Осуществляется службой безопасности в двух формах.
Регулярная профилактическая работа с персоналом банка проводится дифференцированно по категориям персонала. Для высшего руководства она имеет форму специального обзора, ежемесячно представляемого за подписью вице-президента по безопасности. Для руководителей самостоятельных структурных подразделений банка ежеквартально проводятся специальные встречи с вице-президентом по безопасности. Для остального персонала служба безопасности проводит специальный инструктаж непосредственно в соответствующих структурных подразделениях. При этом рекомендуется основное внимание уделять не уже известным сотрудникам правилам безопасности, а разбору выявленных нарушений. В этих же целях служба безопасности может готовить и размещать на общедоступном сайте локальной сети банка регулярно обновляемый бюллетень с соответствующей информацией. Наконец, при выявлении серьезных нарушений правил обеспечения безопасности (разглашение информации, коррупция, саботаж) в конкретном подразделении, обязателен разбор его на общем собрании сотрудников.
Заключение
Главной особенностью организации системы безопасности российских банков является необходимость большего внимание к защите от угроз со стороны собственных сотрудников. Основными причинами низкого уровня лояльности банковских служащих выступают, с одной стороны, специфический трудовой менталитет россиян и, с другой стороны, недостаточное внимание к проблемам персонального менеджмента со стороны руководства многих отечественных банков. В этой связи, важнейшей задачей по профилактике подобных угроз определяется формирование в трудовом коллективе кредитно-финансовой организации «корпоративного духа», предполагающего наличие уважения и доверия со стороны сотрудников к своему работодателю.
В последние пятнадцать лет в Российской Федерации реализован ряд практических мер по повышению уровня банковской безопасности. Благодаря скоординированным усилиям законодателей, Правительства РФ и Банка России сформирована в целом система нормативного правового и организационного обеспечения банковской безопасности, осуществлены практические мероприятия по совершенствованию мер безопасности в самих банках. Вместе с тем уровень банковской безопасности в современной России не соответствует объективным потребностям, и состояние защиты банков от преступных посягательств оставляет желать лучшего.
Представляется, что повышение уровня защищенности банков от криминальных посягательств на нынешнем этапе непосредственно связано с необходимостью научной проработки проблемы и получения более полных представлений о механизмах обеспечения безопасности банка и его персонала, в том числе об особенностях организации и функционирования системы защиты банка, обеспечения безопасности новых направлений банковской деятельности и новых банковских технологий.
Список источников и использованной литературы
- Алавердов А.Р. Управление кадровой безопасностью организации: учеб./А.Р. Алавердов. -М.: Маркет ДС, 2018. -176 с
- Митрофанова А.Е. Управление кадровыми рисками в работе с персоналом организации. Автореф. дисс.канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2017.
- Османов И.Х. Разновидности угроз для предприятия со стороны персонала и пути их устранения / In Situ. 2018. № 1-2. С. 70-73.