Файл: Понятие, предмет и задачи криминалистической габитоскопии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Криминалистическое учение о внешнем облике человека — это отрасль раздела криминалистики, называемого криминалистической техникой. Оно исследует закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывает методы и средства собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и предупреждения преступлений. Как подчеркивает В. А. Снетков, узловым в данном учении «является понятие внешнего облика человека».

Внешний облик человека — это наружный вид, т. е. совокупность сведений о человеке, воспринимаемых зрительно.

Поэтому В. А. Снетков в 1973 г. предложил назвать данное учение габитоскопией, поскольку это наименование, по его мнению, «с возможной точностью отображает его предмет». Этот термин образован от лат. «габитус» — наружность и от греч. «скопео» — рассматриваю[1].

Однако А. Ю. Пересункин предложил свой термин — «габитоло-гия»1.

По мнению В. А. Снеткова, термин «габитоскопия» более точен, чем термин «габитология», поскольку концентрирует круг изучаемых данных о человеке именно на визуальных признаках. Второй же термин допускает введение в предмет учения не только зрительно воспринимаемых, но и любых иных внешних признаков человека, в том числе голоса, речи и т. д., а они изучаются другими отраслями криминалистики — фоноскопией, или фонологией, и др.

Следовательно, габитоскопия изучает научные предпосылки идентификации личности по признакам внешности: структуру, свойства, систему элементов и признаков внешнего облика; закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях, сущность и систему этих отображений; закономерности собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и предупреждения преступлений; систему используемых в этих целях методов и средств, — которые и являются составными данного учения.

Идентификационное исследование внешнего облика человека, отобразившегося на фотоснимках, видеокадрах и других объективных отображениях, выполняемое с использованием методик, специально разработанных для этих целей, именуется портретной экспертизой, которая также входит в рамки данного учения. Это обусловлено спецификой объекта исследования — внешнего облика человека, знание природы и закономерностей отображения которого на различных носителях информации является необходимым условием проведения портретной идентификации личности.


Предмет любой науки — это определенная группа объективных закономерностей действительности, обусловливающих возникновение и развитие специфической группы явлений, фактов, отношений.

Таким образом, предметом криминалистического учения о внешнем облике человека являются закономерности, обусловливающие природу внешнего облика человека и проявляющиеся в его свойствах, а также закономерности собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека с помощью разработанных для этих целей методов и средств. Кроме того, предметом криминалистического учения о внешнем облике человека являются закономерности его развития.

Объектами, изучаемыми данным учением, являются как сам внешний облик человека, так и его различные отображения: объективные (фотоснимки, видеокадры) и субъективные (описания — словесный портрет, субъективные портреты, изготовленные на основе фрагментов фотоснимков, рисунков элементов лица).

Задачи криминалистического учения о внешнем облике человека вытекают из определения его предмета. В габитоскопии рассматриваются три группы задач: 1) задачи, связанные с изучением закономерностей, характеризующих природу внешнего облика человека; 2) задачи, обусловленные разработкой требований к средствам и методам собирания, исследования и использования данных о внешнем облике человека в целях раскрытия и пресечения преступлений; 3) задачи, обусловленные поступательным развитием габитоскопии как области научного знания.

При решении первой группы задач изучаются закономерности развития внешнего облика человека, происходящего при нормальных условиях его жизнедеятельности как биологической особи. С этой целью изучаются изменения признаков, происходящие в различные возрастные периоды жизни человека. Необходимость такого изучения обусловлена потребностями анализа признаков внешности при идентификации человека.

К этой же группе задач относится изучение изменений признаков внешности, обусловленных различными заболеваниями человека, т. е. изменений патологического характера, а также изменений, возникших в результате пластических, косметико-хирургических операций. Такое изучение необходимо для анализа причин изменения признаков внешности, отличающихся от изменений, происходящих при нормальных условиях существования человека. К задачам данной группы относится также изучение посмертных изменений внешнего облика человека. Эти задачи являются наиболее сложными в первой группе задач, поскольку причины смерти различны и различны условия нахождения тела умершего (погибшего) человека. Решение таких задач требует медицинских знаний, осуществляется судебными медиками1 и не рассматривается в курсе габитоскопии.


Решение задач второй группы связано с совершенствованием методов и средств, применяемых в целях фиксации и исследования данных о внешнем облике человека в различных ситуациях, возникающих при криминалистическом использовании признаков внешности. С учетом этих задач рассматриваются и адаптируются правила состав-

ления описания человека в целях его уголовной регистрации, розыска, опознания, судебно-экспертной идентификации. Поскольку фотографирование и видеозапись являются необходимыми способами получения объективных отображений внешнего облика человека, разрабатываются требования к методам фотосъемки и видеозаписи, позволяющим зафиксировать внешний облик человека максимально полно и достоверно.

К этой же группе задач относятся требования к средствам и методам изготовления субъективных портретов, учитывая их сущность (получение подобного, а не тождественного отображения внешнего облика), а также постоянное развитие аппаратно-программных комплексов, используемых при изготовлении субъективных портретов.

К третьей группе задач относится изучение закономерностей развития учения о внешнем облике человека в связи с логикой движения данной специфической области научного знания в процессе познания его объекта и предмета.

Научно-технический прогресс влияет на все области знания, в том числе и на учение о внешнем облике человека, побуждая развивать определенные разделы данного учения. Так, активное использование цифровых технологий требует учета закономерностей отображения признаков внешности с помощью цифровой фото- и видеосъемки, применения программных средств обработки полученных отображений, их изменения. В связи с этим очевидна необходимость разработки нового раздела учения о внешнем облике человека — особенностей использования электронных изображений человека при его идентификации по признакам внешности.