ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.12.2020
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
14.Личность
и коллектив
Взаимоотношения со
сверстниками в коллективе - проблема
значимая во всех возрастах. В разное
время ровесник занимает различное место
в жизни ребенка, а, следовательно, его
влияние, роль коллектива меняется,
становясь то более, то менее значимым.
Отношения в группах дошкольников очень
подвижны, неустойчивы, их структура
носит ситуативный характер. Статус
ребенка в группе легко меняется и
определяется в основном отношением к
нему взрослых (воспитателей в дет-ском
саду, родителей). Критерии взаимных
оценок детей случайны и часто внешние:
новая игрушка, принесенная в садик,
успешно выполненное задание и похвала
воспитателя и т. п. Большое значение в
это время имеет физическая сила
ребенка.
Итак, уже в дошкольном
возрасте у детей существует потребность
быть включенным в группу сверстников,
ощущать свою принадлежность к коллективу
равных ему. И хотя решающую роль в
определении той позиции, которую занимает
ребенок в группе, играет взрослый, но
место сверстников достаточно значимо.
Общая
тенденция взаимоотношений детей с
коллективом выражается в постепенном
усилении значения группы сверстников
в жизни ребенка. В младших классах уже
можно выделить два типа отношений между
школьниками: 1) отношения взаимной
зависимости, взаимной ответственности,
контроля, так называемые деловые
отношения, 2) межличностные эмоциональные
отношения, которые носят избирательный
характер и складываются на основе
взаимных симпатий и антипатий. Структура
отношений в младших классах устойчивее,
чем отношения дошкольников. Позиция
социомет-рической «звезды» в начальных
классах довольно устойчива и уже не
подвержена случайным влияниям; а вот
положение изолированных и отверженных
весьма непостоянно. Сиюминутное
раздражение, обида на одноклассника
может привести к его «отвержению» в
какой-то определенный момент, но через
какое-то время ссора забывается и общение
восстанавливается. Несмотря на возрастание
роли сверстников в жизни младшего
школьника, все же главенствующее место
в определении статуса ребенка занимает
позиция учителя. Оценки учителя могут
оказать решающее влияние на статус
ученика в младших классах. Ребята ощущают
необходимость в признании у сверстников,
остро переживают отсутствие такого
признания, но эти эмоции кратковременны
и легко проходят; а главное - подвержены
изменению при взаимодействии со
взрослыми.
В подростковом возрасте
картина меняется. В ходе развития
взаимоотношений подростков происходит
изменение требований к сверстникам,
они приоб-ретают нравственно-психологическое
содержание. Чрезвычайно возрастает
значение, которое имеют для подростка
общение со сверстниками, принадлеж-ность
к различным коллективам. Эмоциональное
благополучие ребенка в этом возрасте
начинает зависеть от одобрения товарищей,
соответствия их требованиям. Именно
потребность быть принятым коллективом
сверстников становится той силой,
которая побуждает усвоить и подчиниться
ценностям коллектива. Указанные выше
особенности отношений подростков с
ровесниками во многом определяют и те
критерии, которые определяют его статус
в коллективе. Это в первую очередь
качества друга, товарища по группе; те
личностные особенности, которые в
большей степени ценятся данным классом;
разделение подростком коллективных
норм и ценностей, преданность и т.
д.
Подростковый возраст характеризуется
тем, что ведущую позицию во взаимоотношениях
с окружающими занимает сверстник.
Коллектив ровесников становится центром
внутреннего мира, интересов подростка.
Подростковые коллективы структурированы,
сложившаяся система отношений устойчива
и постоянна. Подростку бывает очень
трудно изменить мнение одноклассников
о себе, даже если оно ошибочно и сложилось
в младших классах в результате случайного
стечения обстоятельств.
Лидер
подросткового коллектива (если он там
есть) имеет очень большое влияние, его
все слушаются, он обладает решающим
голосом при решении любых проблем в
классе. Он выступает для одноклассников
как бы олицетворением их коллектива,
нарушение интересов и законов которого
является очень серьезным проступком.
В
юношеском возрасте коллектив сверстников
сохраняет такое же важное место в жизни
ребят, как и у подростков. Однако характер
зависимости от коллектива меняется,
меняются и требования к тем группам,
членами которых они являются. Если для
подростка главное - быть включенным в
коллективные отношения, то для
старшеклассников важно иметь в группе
определенный статус. Кроме того, у
старшеклассников возникает критичность
по отношению к самим группам. Часто
именно в этот период школьный класс
перестает быть значимым для ребят, они
начинают искать другие группы, в большей
степени удовлетворяющие их представлениям
о справедливости, об отношениях между
людьми и т. д. Что касается характера
структуры отношений в юношеских группах,
то она значительно дифференцированное
и устойчивее, нежели у более младших
ребят. Резче становится разница в
положении «звезд» и отвергаемых или
изолированных членов группы.
Резюмируя
все выше сказанное, можно отметить, что
социально-психологическая структура
школьного класса с годами становится
более дифференцированной, устойчивой
и что факторы, определяющие статус
школьника в классе, становятся более
содержательными и связанными с
жизнедеятельностью данного коллектива.
Но развитая структура отношений присуща
не каждому школьному коллективу. Развитая
система отношений в группе - результат
ее становления как психологической
общности. Следовательно, чтобы верно
понять характер отношений между ребятами
в классе, нужно оценить и динамический
аспект функционирования класса как
группы.