Файл: Видеоконференции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Видеоконференция (англ. videoconference) — область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление интерактивной информации на расстояние в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники.
Взаимодействие в режиме видеоконференций также называют сеансом  видеоконференцсвязи.
Видеоконференцсвязь (сокращенное название ВКС) — это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия двух и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном масштабе времени с учетом передачи управляющих данных.
Видеоконференция – это  интерактивный инструмент, который  включает в себя аудио, видео, компьютерные и коммуникационные технологии для  осуществления связи удаленных  территориально собеседников «лицом к  лицу» в реальном времени, а также  разделения всех типов информации, включая данные, звук, изображение, документы и т.п. В сущности, видеоконференция позволяет преодолеть барьер расстояния, который нас разделяет.
 

2. Цели внедрения  видеоконференцсвязи

 
Видеоконференция применяется  как средство оперативного принятия решения в той или иной ситуации; при чрезвычайных ситуациях; для  сокращения командировочных расходов в территориально распределенных организациях; повышения эффективности; проведения судебных процессов с дистанционным участием осужденных, а также как один из элементов технологий телемедицины и дистанционного обучения.
Во многих государственных  и коммерческих организациях видеоконференция приносит большие результаты и максимальную эффективность, а именно: снижает время на переезды и связанные с ними расходы; ускоряет процессы принятия решений в чрезвычайных ситуациях; сокращает время рассмотрения дел в судах общей юрисдикции; увеличивает производительность труда; решает кадровые вопросы и социально-экономические ситуации; дает возможность принимать более обоснованные решения за счёт привлечения при необходимости дополнительных экспертов; быстро и эффективно распределяет ресурсы, и так далее.
Для общения в режиме видеоконференции абонент должен иметь терминальное устройство (кодек) видеоконференцсвязи, видеотелефон или иное средство вычислительной техники. Как правило, в комплекс устройств для видеоконференцсвязи  входит: центральное устройство — кодек с видеокамерой и микрофоном, обеспечивающего кодирование/декодирование аудио- и видео- информации, захват и отображение контента; устройство отображения информации и воспроизведения звука.
В качестве кодека может  использоваться персональный компьютер  с программным обеспечением для  видеоконференций.
Большую роль в видеоконференции играют каналы связи, то есть транспортная сеть передачи данных. Для подключения  к каналам связи используются сетевые протоколы IP или ISDN.
Существует два режима работы ВКС, которые позволяют проводить  двусторонние (режим «точка-точка») и многосторонние (режим «многоточка») видеоконференции.
Как правило, видеоконференцсвязь  в режиме «точка-точка» удовлетворяет  потребности только на начальном  этапе внедрения технологии, и  довольно скоро возникает необходимость  одновременного взаимодействия между  несколькими абонентами. Такой режим  работы называется «многоточечный»  или многоточечной видеоконференцсвязью. Для реализации данного режима требуется  наличие активации многоточечной  лицензии в кодеке при условии, если устройство поддерживает данную функцию, либо специального видеосервера MCU (англ. Multipoint Control Unit), или программно-аппаратной системы управления.


3.Задачи внедрения  видеоконференцсвязи

 
Для внедрения видеоконференцсвязи  руководителю (лицу, принимающему решения) организации необходимо определить главную цель применения: проведение совещаний, подбор персонала, оперативность при принятии решений, осуществление контроля, дистанционное обучение, консультация врачей, проведение судебных заседаний, допрос свидетелей и так далее. При этом необходимо учитывать основные правила видеоконференцсвязи: гарантированная высокоскоростная услуга связи или выделенные каналы связи только для сеансов видеоконференций; стабильное и надёжное электропитание телекоммуникационного оборудования и видеоконференцсвязи; оптимальные шумо- и эхо- поглощающие особенности помещения в котором будет установлено оборудование видеоконференцсвязи; правильное расположение оборудования видеоконференцсвязи по отношению к световому фону помещения; корректная настройка телекоммуникационного оборудования и видеоконференцсвязи по обслуживанию качества услуги связи с приоритезацией передачи данных; компетентный обслуживающий технический персонал; техническое сопровождение и подписка на обновление оборудования через сертифицированного производителем поставщика.

4. Основные категории  и классы видеоконференцсвязи

 
Учитывая функции и  цели применения, оборудование видеоконференцсвязи  систематизируется на категории и классы.
 
Категории видеоконференцсвязи
 
Персональные  системы
Персональные системы  обеспечивают возможность индивидуального  видеообщения пользователя в режиме реального времени, не покидая своего рабочего места. Конструктивно индивидуальные системы обычно выполняются в виде настольных терминалов либо в виде программных решений.
Групповые системы
Групповые системы предназначены  для проведения групповых сеансов  видеоконференцсвязи в переговорных (совещательных) комнатах. Групповая  система способна превратить помещение  любого размера в видеоконференц-студию для проведения интерактивных совещаний. К групповым системам относятся приставки видеоконференцсвязи (set-top) стандартного разрешения и с поддержкой высокой чёткости (High Definition). К этой же категории относятся и системы класса TelePresence(телеприсутствие), которые предоставляют собой комплекс средств, обеспечивающий максимальный эффект присутствия удалённых собеседников в одной комнате.
Отраслевые  системы
Отраслевые системы —  это системы, которые применяются  непосредственно в определенной отрасли. Например, в медицинской  отрасли очень часто применяют  системы для проведения операций (телемедицина), в судебной системе  — для проведения дистанционных  кассационных и надзорных судебных процессов, в нефтегазовой, энергетической, строительной области для оперативности  представления информации.
Мобильные системы
Мобильные системы — это компактные переносные системы видеоконференцсвязи для использования в удалённых районах и экстремальных условиях. Мобильные системы позволяют за короткое время организовать сеанс видеоконференцсвязи в нестандартных условиях. Данные системы обычно используются государственными органами, принимающими оперативные решения (военные, спасатели, врачи, службы экстренного реагирования). Типичный пример использования мобильных систем — организация ситуационного центра.
Инфраструктура  сети видеоконференцсвязи
К инфраструктуре сети видеоконференцсвязи  относится совокупность аппаратно-программных  средств администрирования/управления с использованием различного оконечного оборудования и программного обеспечения  — сервера многоточечной видеоконференцсвязи (Multipoint Control Unit), интеграция с Унифицированные коммуникации, системы управления видеоконференциями (учёт, управления конфигурацией, безопасностью, производительностью и ошибками узлов, линий и оконечного оборудования видеоконференцсвязи), системы распределения нагрузки распределенных серверов, шлюзы для прохождения трафика через межсетевые экраны, шлюзы с мобильными сетями и абонентами H.320.
 
Классы видеоконференцсвязи
 
Категории подразделяются на классы, которые включают в себя пять различных классов.
Программное решение
Программные решения (англ. Software solution) устанавливаются на компьютер, оснащённый веб-камерой и головной гарнитурой.
Платные решения в отличие  от бесплатных обычно обеспечивают более  широкие функциональные возможности  при проведении конференций (например, поддерживается большое число участников) и совместимость с аппаратными решениями видеоконференцсвязи различных производителей (благодаря использованию открытых стандартов SIP и H.323).
Общие ограничения программных  решений: предназначены в основном для индивидуального использования (практически невозможно применять для проведения групповых сеансов видеоконференцсвязи, например, в переговорных комнатах); высокая нагрузка на центральный процессор ПК.
Видеоконференции  стандартного качества
Видеоконференции стандартного качества (англ. Standard Definition) подразумевают поддержку четырёх стандартных видеоразрешений: SQCIF (128x96), QCIF (176x144), CIF (352х288) и 4CIF (704x576) на скоростях передачи данных от 64 Кбит/с до 768 Кбит/с.
Разрешения SQCIF и QCIF изначально были введены для медленных каналов  связи (от 64 Кбит/с) и в настоящее  время практически не используются. Разрешение CIF поддерживается на скоростях  от 256 Кбит/с. Самое высокое стандартное  разрешение 4CIF доступно на скоростях  от 384 Кбит/с.
Минимальные значения скоростей  передачи данных для того или иного  разрешения могут варьироваться  в зависимости от производителя  оборудования.
Видеоконференции  высокой чёткости
Класс высокой четкости (англ. High Definition или англ. HD) появился в связи с выпуском на рынок систем ВКС с более высоким разрешением, чем 4CIF, то есть разрешение HD (1280х720), которое требует в несколько раз больше пикселей для построения изображения по сравнению со стандартной видеоконференцсвязью, и, соответственно, для её передачи необходима более высокая скорость.
Появлению видеоконференции высокой чёткости способствовало несколько  факторов:


в западных странах начался массовый переход на цифровое телевидение, в результате которого мониторы, фотоаппараты, камеры стали поддерживать технологии высокой четкости;
в дополнение к H.323 был ратифицирован стандарт сжатия видео H.264, обеспечивающий более эффективный алгоритм сжатия громоздких файлов для передачи видео по сети, в том числе беспроводной;
одновременно с этим на рынок было выпущено новое поколение высокопроизводительных специализированных процессоров для обработки видео.

Термин «High Definition» никаким стандартом не определяется. Он появился как маркетинговое понятие, подразумевающее передачу видеоизображения с разрешением выше 4CIF и его сопровождение более качественным звуком. Качество изображения уровня HD может быть получено при ширине канала от 512 Кбит/с и выше. При отсутствии необходимой полосы пропускания технология HD позволяет адаптироваться под существующий канал связи, то есть если полосы пропускания недостаточно для поддержки качества HD, то система видеоконференцсвязи не откажется работать, а просто автоматически подберёт соответствующую скорость работы стандартного качества.
 
Телеприсутствие
Телеприсутствие (англ. TelePresence) — технология проведения сеансов видеоконференцсвязи, обеспечивающая максимально возможный эффект присутствия.
Отличия от оборудования видеоконференцсвязи  высокой чёткости: простота использования; позиция и размер собеседника; линия взгляда — глаза в глаза; качество связи; качество многоточечной видеоконференции; наименьшая задержка, плавность передачи движения; инструменты для совместной работы; акустическое окружение и улучшенное качество передачи звука; освещение; отделка помещения.
Благодаря технологии телеприсутствия стали доступными следующие возможности: ощущение погружения в разговор на расстоянии, так если бы собеседники присутствовали в одной переговорной комнате; передача малейших эмоциональных проявлений собеседника — мимика, жесты, позы и зрительный контакт; существенное сокращение расходов на командировки и времени для мультинациональных компаний и холдингов.
Ситуационные  и диспетчерские центры
Ситуационные/диспетчерские  центры (англ. Situation and Control Centers) или комнаты предназначены для лиц, принимающих решения и могут быть использованы в различных областях деятельности. В общем случае ситуационный центр состоит из ситуационной комнаты, оснащенной всеми коммуникациями, включая средства видеоконференцсвязи или телеприсутствия и диспетчерского центра, осуществляющего сбор, анализ и подготовку информации для передачи в ситуационную комнату для принятия решения. Также диспетчерская ситуационной комнаты, обеспечивает связь ситуационной комнаты с внешним миром.
Ситуационные и диспетчерские  центры предоставляют возможность:иэкспресс-анализа текущего положения; моделирования сценариев возможных событий; экспертной оценки принимаемых решений и их оптимизации; выбора наиболее эффективного управленческого воздействия на ту или иную ситуацию и так далее.
 
 
 


5. Организация каналов связи

 
Основную роль в видеоконференции играют каналы связи между абонентами. Рассмотрим несколько методов организации  каналов связи для видеоконференций.
В сети Интернет
Самый простой и дешёвый  метод организации видеоконференцсвязи  — через Интернет. Однако качество сеанса связи в данном случае может  быть низким, так как интернет не является гарантированным каналом  передачи аудио- и видео- данных. К этому добавляется проблема безопасности видеоконференции, то есть она может стать «общественным достоянием». Для организации видеоконференцсвязи через Интернет требуется иметь статические IP-адреса и каналы связи с пропускной способностью не менее 384 кБит/с в обе стороны (для исходящего и входящего трафика).
Немного сложнее настраивается  связь по протоколу инкапсуляции видовой маршрутизации GRE (англ. Generic Routing Encapsulation). Протокол принадлежит к сетевому уровню. Он может инкапсулировать другие протоколы, а затем осуществлять маршрутизацию всего набора до места назначения. В данном случае обеспечивается минимальная защита видеотрафика в сети интернет, что позволяет предотвратить основное число «неопытных» вторжений в информационное облако видеоконференцсвязи. Тот же принцип заложен и в протоколе IPsec.
По  протоколу ISDN
Аббревиатура ISDN (англ. Integrated Services Digital Network) расшифровывается как цифровая сеть с интеграцией услуг. Цифровые сети с интегральными услугами относятся к сетям, в которых основным режимом связи является режим коммутации каналов, а данные обрабатываются в цифровой форме. Данная услуга не очень распространена в России. Один из самых крупных реализованных проектов развития сети ISDN является сеть ОАО «Ростелеком», которая объединяет более 500 городов в РФ и СНГ.
ISDN имеет ряд преимуществ  по сравнению с традиционными  аналоговыми сетями, однако, по сравнению  с новыми телекоммуникационными  технологиями передачи данных  имеет ряд критичных недостатков: тяжело отследить, на каком участке произошел сбой связи; низкая оперативность восстановления каналов связи; небольшая распространенность на территории РФ; всего несколько операторов связи поддерживают данную технологию; сравнительно высокая стоимость применения услуги связи при межрегиональном соединении.
 
 
 
По  технологии IP VPN MPLS
Услуга связи по технологии IP VPN MPLS в настоящее время является одной из самых надежных и дешевых  для организации видеоконференций. Этому способствует:
VPN (англ. Virtual Private Network) — виртуальная частная сеть, то есть обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети.
MPLS (англ. Multiprotocol Label Switching) — мультипротокольная коммутация по меткам, то есть механизм передачи данных, который эмулирует различные свойства сетей с коммутацией каналов поверх сетей с коммутацией пакетов.
Технология IP VPN MPLS по степени  защищенности используемой среды относится  к доверительной зоне. Она используется в случаях, когда передающую среду  можно считать надёжной и необходимо решить лишь задачу создания виртуальной  подсети в рамках большей сети.


6. Протоколы организации видеоконференцсвязи

 
Стандартные протоколы передачи данных призваны сделать видеоконференции столь же распространенными, как  телефонная и факсимильная связь. Благодаря  протоколам системы поддержки видеоконференций разных производителей могут без  проблем устанавливать связь  между собой, как связываются  между собой другие телекоммуникационные устройства. Но прежде чем начать повествовать про специализированные протоколы  видеоконференции кратко дадим определение  протокола.
Протокол для видеоконференции — это набор соглашений, который  определяет обмен данными между  различным программным обеспечением. Протоколы задают способы передачи данных и обработки ошибок в сети, а также позволяют разрабатывать  стандарты, не привязанные к конкретной аппаратной платформе.
В 1990 году был одобрен  первый международный стандарт в  области технологий видеоконференций — спецификация H.320 для поддержки  видеоконференций по ISDN. Затем ITU одобрил  еще целую серию рекомендаций, относящихся к видеоконференциям. Эта серия рекомендаций, часто  называемая H.32x, помимо H.320, включает в  себя стандарты H.321-H.324, которые предназначены  для различных типов сетей  передачи данных.
Во второй половине 90-х  годов интенсивное развитие получили IP сети и Интернет. Они превратились в экономичную среду передачи данных и стали практически повсеместными. Однако, в отличие от ISDN, IP сети были плохо приспособлены для передачи аудио- и видео- потоков. Стремление использовать сложившуюся структуру IP сетей привело к появлению в 1996 году стандарта H.323 — видеотелефоны и терминальное оборудование для локальных сетей с негарантированным качеством обслуживания (англ.  Visual Telephone Systems and Terminal Equipment for Local Area Networks which Provide a Non-Guaranteed Quality of Service).
В 1998 году была одобрена вторая версия этого стандарта H.323 v.2 — Мультимедийные системы связи для сетей с  коммутаций пакетов (англ.  Packet-based multimedia communication systems).
В сентябре 1999 года была одобрена третья версия рекомендаций.
17 ноября 2001 года была  одобрена четвертая версия стандарта  H.323. Сейчас H.323 — один из важнейших  стандартов из этой серии. H.323 — это рекомендации ITU-T для мультимедийных  приложений в вычислительных  сетях, не обеспечивающих гарантированное  качество обслуживания (QoS). Такие сети включают в себя сети пакетной коммутации IP и IPX на базе Ethernet, Fast Ethernet и Token Ring.
Основные  стандарты видеоконференцсвязи
 Стандарт мультимедийных приложений H.323 С целью проведения аудио- и видео- конференций по телекоммуникационным сетям ITU-T разработала серию рекомендаций H.32x. Эта серия включает в себя ряд стандартов по обеспечению проведения видеоконференций.
1. H.320 — по сетям ISDN;
2. H.321 — по сетям Ш-ЦСИО  и ATM;
3. H.322 — по сетям с  коммутацией пакетов с гарантированной  пропускной способностью;
4. H.323 — по сетям с  коммутацией пакетов с негарантированной  пропускной способностью;
5. H.324 — по телефонным  сетям общего пользования;
6. H.324/C — по сетям мобильной  связи;
7. H.239 — поддержка двух  потоков от разных источников, изображение участника и данных (вторая камера или презентация)  выводятся на два разных дисплея  или в режиме PIP на один дисплей.
8. H.460.17/.18/.19 — поддержка  прохождения аудио и видео  трафика видеоконференцсвязи через  NAT и Firewall
Рекомендации ITU-T, входящие в стандарт H.323, определяют порядок  функционирования абонентских терминалов в сетях передачи данных с разделяемым  ресурсом, в основном не гарантирующих  качества обслуживания.
Рекомендации H.323 предусматривают:
управление полосой пропускания;
возможность взаимодействия сетей;
платформенную независимость;
поддержку многоточечных  конференций;
поддержку многоадресной  передачи;
стандарты для кодеков;
поддержку групповой адресации.
Управление полосой пропускания  — передача аудио- и видео- информации, например в видеоконференциях, весьма интенсивно нагружает каналы связи, и, если не следить за ростом этой нагрузки, работоспособность критически важных сетевых сервисов может быть нарушена. Поэтому рекомендации H.323 предусматривают управление полосой пропускания. Можно ограничить как число одновременных соединений, так и суммарную полосу пропускания для всех приложений H.323. Эти ограничения помогают сохранить необходимые ресурсы для работы других сетевых приложений. Каждый терминал H.323 может управлять своей полосой пропускания в конкретной сессии конференции.
Стандарты сжатия видеоизображения
Основные видеостандарты:
1. Стандарт H.261 — разработан  организацией по стандартам телекоммуникаций ITU. На практике, первый кадр в  стандарте H.261 всегда представляет  собой изображение стандарта  JPEG, компрессированное с потерями  и с высокой степенью сжатия.
2. Стандарт H.263 — это стандарт  сжатия видео, предназначенный  для передачи видео по каналам  с довольно низкой пропускной  способностью (обычно ниже 128 кбит/с). Применяется в программном обеспечении  для видеоконференций.
3. Стандарт H.264 — это новый  расширенный кодек, также известный  как AVC и MPEG-4, часть 10.
4. Стандарт H.264 High Profile — это самый производительный профайл H.264 с алгоритмом сжатия видео Context Adaptive Binary Arithmetic Coding (CABAC), впервые внедрен на оборудовании Polycom, позволяет устраивать HD видеоконференции на канале от 512 Kbps
Для видеоконференций на сегодняшний  день чаще всего используется стандарт H.263 и H.264.
Стандарты сжатия звука
Некоторые стандарты компрессии аудиосигнала основаны на технологии оцифровки звука, называемой импульсно-кодовой модуляцией или ИКМ.
Основные аудиостандарты:
1. Стандарт G.711 — это стандарт  для аудио- компандирования, который в основном используется в телефонии.
2. Стандарт G.722 — широкополосный  голосовой кодек стандарта ITU-T со скоростью 32-64 Кбит/сек.
G.722.1 (1999 г.) — стандарт  аудиосжатия G.722.1 Annex C базируется на стандарте Polycom Siren 14.
G.722.2 (2002 г.) — более используемый  вариант кодека, также известный  как Adaptive Multi Rate — WideBand (AMR-WB) «Адаптивный, с Переменной Скоростью — Широкополосный».
3. Стандарт G.723 — это стандарт  кодирования речи, принятый организацией ITU-T в 1988 году.
4. Стандарт G.726 — кодек  является стандартом ITU-T адаптивной  импульсно-кодовой модуляции —  ADPCM и описывает передачу голоса  полосой в 16, 24, 32, и 40 Кбит/сек.
5. Стандарт G.729 — это узкополосный  речевой кодек, который применяется  для эффективного цифрового представления  узкополосной телефонной речи (сигнала  телефонного качества).
Для всех типов кодеков  справедливо правило: чем меньше плотность цифрового потока, тем  больше восстановленный сигнал отличается от оригинала. Однако восстановленный  сигнал гибридных кодеков обладает вполне высокими характеристиками, восстанавливается  тембр речевого сигнала, его динамические характеристики, другими словами, его  «узнаваемость» и «распознаваемость».
Системы видеоконференций базируются на достижениях технологий средств  телекоммуникаций и мультимедиа. Изображение  и звук с помощью средств вычислительной техники передаются по каналам связи  локальных и глобальных вычислительных сетей. Ограничивающими факторами  для таких систем будет пропускная способность канала связи и алгоритмы  компрессии/декомпрессии цифрового  изображения и звука.