Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
- о степени заинтересованности собеседника в обсуждаемой проблеме, в самом взаимодействии;
- о самооценке человека, его уверенности или застенчивости, самоуверенности, состоянии тревожности, потребностей и пр.;
- об общей склонности человека к развернутости или лаконичности высказываний (умении говорить коротко и ясно).
Для того чтобы реакция участников общения была адекватна их ожиданиям, необходимо соблюдать следующие правила.
1. Каждый собеседник должен стремиться:
- быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности;
- быть информированным и компетентным;
- демонстрировать объективность в оценке информации;
- проявлять искренний интерес к предмету речи и к собеседнику;
- ценить свое и чужое время;
- проявлять эмоциональную культуру, осуществлять самокоррекцию;
- быть мобильным, адаптивным и гибким.
2. В партнере следует уважать личность и право на свою точку зрения. Этому способствуют:
- установка на взаимопонимание, конструктивное сотрудничество;
- стремление увидеть проблему глазами собеседника;
- уважительное отношение к аргументам и контраргументам собеседника;
- внимательное выслушивание партнера.
3. Между информационным запросом и полученным сообщением должно быть смысловое соответствие, для чего следует:
- говорить по существу вопроса, обсуждаемой проблемы;
- комментировать именно то, что важно в данной ситуации;
- соотносить отбор и предъявление информации с запросом и ожиданиями собеседника.
4. Нужно корректно относиться к количеству и качеству информации, для чего целесообразно:
- предъявлять правдивую и проверенную информацию;
- выстраивать доказательства и аргументацию;
- не ссылаться на домыслы, интуитивные предчувствия, слухи.
5. Необходимо соблюдать языковую нормативность деловой речи:
- говорить короткими фразами, четко формулируя мысль;
- использовать речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля;
- следить за сигналами тела, не допускать неконгруэнтности, ведущей часто к подозрительности и непониманию.
6. Следует подчиняться установленным правилам и ограничениям, так как деловой коммуникации свойственна регламентируемость.
- писаные правила — протокол, в том числе дипломатический, инструкции и договорные обязательства, принципы корпоративной культуры;
- неписаные правила — деловой этикет, организационная культура и культура межличностного общения, позволяющие демонстрировать деловой имидж, чувствовать себя в любой профессиональной ситуации (будь то презентация или публичная лекция) уверенно и непринужденно, а также избегать насмешек со стороны окружающих.
Соблюдение этих правил и реализация их на практике позволят каждому из собеседников соответствовать профессиональному имиджу и достигать желаемых двусторонних результатов на основе кооперации и сотрудничества.
Заключение
Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношениях – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.