Файл: Какова роль бессознательного в творческом процессе?.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для понимания данного вопроса, нужно дать расшифровку обеим понятиям.

Творчество — процесс деятельности, в результате которого создаются качественно новые объекты и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Бессознательное – это совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Также бессознательное — характеристика психических представлений. Согласно Карлу Густаву Юнгу, любое явление может стать бессознательным в той или иной степени.

Сознание — это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире. Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе.

Эмоции имеют среднюю продолжительность, отражают оценку человека к ситуациям объективного мира, имеют три главные характеристики: отражаются в психике, отражаются на системах всего организма, отражаются в мимике, движениях.

Чувства отражают оценку человека к реальным и абстрактам объектам, аффекты эмоциональный интенсивный процесс, кратковременный по продолжительности, отражается в действиях человека, а так же на всем организме в целом.

Стресс реакция организма на неблагоприятные факторы, по характеру может быть нервно-психическим и физическим

Итак, все эти определения помогаю понять, как бессознательное может влиять на творчество.

Например, возьмём художественное творчество — особая форма обобщенного отражения действительности, говорящая на специфическом языке, и раскрыть своеобразие языка искусства невозможно без обращения к проблеме бессознательного, без учета закономерностей его деятельности.

В моём понимании любой творческий процесс, это ряд совокупных бессознательных действий (чувства, эмоции, стресс) то, что у каждого человека проявляется в разной мере не зависимо от внешнего мира.


Бессознательное психическое подчиняется своим собственным законам, не имеющим ничего общего с законами нашего сознательного мышления.

Танцах, есть чёткая хореография которой учат годами, а есть импровизация, которая опирается на бессознательное, эмоциональную сферу, приводит к эмотивному, чувственному, «нерасчленяющему» познанию, характерному именно для танцевальной деятельности.

Для художника, танцора, музыканта или актера его вид творчества действительно, «средство для разрядов нервной энергии», так как в творчестве происходят познавательные процессы, осуществляемые в акте объективации, которые ведут к разрешению внутренних конфликтов и разрядке аффективной напряженности. Творчество служит удовлетворению сущностных потребностей человека (познавательной, потребности творчества, самовыражения и самореализации и др.), что вызывает положительные эмоции. То же происходит и в акте восприятия художественного творчества. Для воспринимающего изображаемое действие служит как бы проекцией его собственных переживаний; идентифицируя себя с персонажами произведения, он психически проигрывает роли, которые имеет потребность реализовать в объективной действительности. Таким образом, переживаемое действие служит для воспринимающего ситуацией, где его потребность находит возможность своего удовлетворения.