Файл: Психометрические методы исследования индивидуальных различий.pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 5
В психологии профессионального образования важное значение приобретает диагностика специальных способностей и учебно-профессиональных достижений. Традиционные интеллектуальные тесты направлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены главным образом на изучении абстрактных функций интеллекта. Потребность в надежных методах отбора поступающих в профессиональные учебные заведения побудила психологов разработать диагностику специальных (профессиональных) способностей. В зависимости от разных профессий и специальностей к кандидатам предъявляются специфические требования. В целях профотбора, профкон-сультации необходимо иметь тесты, позволяющие определить уровень обученности (подготовленности), обучаемости, выраженности профессионально значимых психофизиологических свойств, психологических качеств, профессиональных умений.
Психометрия (психометрические методы) — исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейшим признаком психометрии является стандартизация технологий измерения параметров динамики индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса. Психометрия направлена на создание психодиагностических методик, обладающих валидностью, надежностью и репрезентативностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.
Тестирование — метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование применяется в образовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психофизиологических свойств и качеств личности, при отборе и определении профпригодности абитуриентов, а также в процессе аттестации и профессионального консультирования.
В тестировании выделяют три этапа:
• выбор теста, опросника (определяется исследовательской задачей);
• проведение тестирования в соответствии с инструкцией при соблюдении этических норм;
• обработку полученных данных и интерпретацию результатов тестирования.
В психологии выделяют следующие группы способностей: сенсорные, двигательные, технические и профессионализированные, куда входят художественные, управленческие, предпринимательские, конвенциональные и др. В соответствии с выделенными способностями конструируются и различные тесты. Тесты специальных способностей применяются в основном для профессионального отбора.
Диагностика двигательных способностей осуществляется с помощью тестов, измеряющих скорость, координацию и другие характеристики двигательных реакций. Поскольку многие моторные тесты выполняются под контролем зрения, правильнее было бы говорить о диагностике сенсомоторных способностей. Как правило, эти тесты конструируются по принципу подражания или воспроизведения работы в меньших масштабах. Широкое распространение получили тесты, диагностирующие ловкость пальцев, скорость манипулирования предметами, твердость руки, время реакции, скорость движения руки.
Тесты достижений диагностируют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками. В отличие от тестов интеллекта они измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной подготовки на эффективность обучения и овладение профессией. Другими словами, тесты достижений ориентированы в основном на оценку успехов индивида после завершения обучения.
Методы опроса — это способы получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника-анкеты) общения исследователя с испытуемым. Опросники не являются тестами, но достаточно высокая надежность и валидность позволяют отнести их к психометрическим методам. К группе психометрических методов относятся все стандартизованные формы опроса. В психологии профессионального образования широкое распространение получили опросники-анкеты. К ним относятся биографические опросники, опросники интересов.
Биографические опросники диагностируют уровень и характер образования, виды профессиональной деятельности, смену места работы и профессии, хобби и т. п. По мнению А. А. Анастази, эти опросники являются валидными при предсказании успешности работы, как для профессий неквалифицированного труда, так и для профессий высокого уровня квалификации.
Опросники интересов предназначены для измерения образовательных и профессиональных интересов. Они применяются для решения задач профессионального отбора.
Одним из первых таких опросников стал «Бланк профессиональных интересов», созданный Э. Строн-гом в 1920 г. Он диагностирует четыре показателя интересов:
1) сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успехов в определенной профессии;
2) структуру интересов мужчин и женщин;
3) степень зрелости интересов;
4) уровень профессиональной подготовки.
Естественный эксперимент предполагает исследование психических явлений в обычных, естественных условиях (на уроке, в производственном коллективе, в процессе выполнения трудового задания и т. п.). Достоинства естественного эксперимента — относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения эксперимента, органическая включенность в условия жизни и деятельности испытуемых.
Моделирующий эксперимент применяют в ситуациях, когда большая сложность и высокая динамичность некоторых трудовых процессов не позволяют изучать их в обычном режиме работы реальных технических устройств.
Лабораторный эксперимент предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями.
Генетические методы направлены на исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного времени. В психологии профессионального образования оправдано использование формирующего эксперимента и мониторинговых исследований.