ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2020
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
1
Таблица 2
Зависимость рецидивов преступлений подростка от его занятости (%)
Рецидивы |
Не учился |
Учился |
|
||
преступлений |
Не работал |
Работал |
Не работал |
|
Работал |
Ранее не судим Ранее судим условно |
69,0 31,0 |
100,0 0 |
93,1 6,9 |
|
0 100,0 |
Таблица 3
Зависимость рецидивов преступлений от формы обучения подростка (%)
Рецидивы |
Не учился |
Учился |
||
преступлений |
Дневная форма |
Очно-заочная форма |
Дневная форма |
Очно-заочная форма |
Ранее не судим Ранее судим условно |
73,8 26,2 |
60,0 40,0 |
97,9 2,1 |
66,7 33,3 |
тех, кто существует на грани выживаемости, положительная оценка со стороны педагогов сведена к нулю.
Наличие работы у членов семьи подростка и у него самого опосредует связь обучения подростка и повторяемости преступлений. В семьях, где нет совершеннолетних безработных, не достигших пенсионного возраста, рецидивов преступлений меньше всего. Подростки, вынужденные работать и одновременно продолжать обучение, как правило, совершали повторные преступления, а те, кто только работал, их не имели (см. табл. 2). Как говорят результаты исследования, если подросток переводился из средней школы на индивидуальное обучение, зачетную систему или в вечернюю школу, это являлось также условием для рецидива преступления (см. табл. 3).
Как показал анализ, требования, которым должен соответствовать ученик в образовательном учреждении, не соответствуют условиям жизни детей из семей, находящихся за чертой бедности. В условиях коммерциализации среднего образования обучение требует от семьи сохранять статус ученика за счет вложения немалых средств, что обусловливает негативную оценку обучения детей и ориентирует их на самоутверждение в сфере материального потребления. Подростки, живущие за чертой бедности, не имеют возможности повышать свои позиции как потребители. Поэтому некоторые из них доступным им способом хищения пытаются удовлетворить материальные потребности и выровнять позиции по сравнению с теми, кто живет в достатке. Рецидивы от общего числа преступлений составили 17%, поэтому отсутствуют данные для выводов о зависимости повторяемости правонарушений от факта совершения преступления.
Для проверки полученных результатов в октябре и ноябре 2004 г. был проведен опрос контрольной группы мальчиков 14—17 лет в количестве 501 ученика десятого и одиннадцатого классов, которые не привлекались к уголовной и административной ответственности, из 13 общеобразовательных школ Саратова. Для измерения отношения подростков контрольной группы к преступлению им было предложено оценить свое отношение к хищению, совершенному сверстником, с учетом указанных в вопросах обстоятельств. Исследование подтвердило, что нормы права производны от социальных образцов: количество школьников, не осудивших поступок сверстника в ситуациях, выражающих смягчающие вину обстоятельства по закону (ст. 63 УК РФ), в целом превышало на 20-40% количество тех школьников, которые не осудили сверстника по иным предложенным в вопросах обстоятельствам. Данные свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте правосознание достаточно не развито для оценки преступления. 20-30% школьников затруднились оценить поступок сверстника при всех предложенных обстоятельствах; 47,8% составляют те, кто согласен осудить поступок сверстника в любом случае без учета каких-либо обстоятельств. Но 55,5%
школьников не осуждают сверстника из-за того, "что каждый может ошибиться и попасть в такую ситуацию"; от 40% до 78% - осуждают сверстника с учетом предложенных в вопросах обстоятельств. В то же время, школьники, оценивая преступление сверстника, считают его вполне взрослым: 63% не согласны учитывать несовершеннолетний возраст как оправдывающее обстоятельство.
Обнаружена линейная зависимость между уровнем оценки ученика учителями, их отношением к нему и уровнем оценки учеником преступления сверстника. Чем больше подросток склонен оправдывать преступление безвыходной ситуацией ("заставили украсть", "не было другого способа получить деньги или необходимые вещи"), тем больше он учитывает в оценке преступления любые другие причины. Чем больше подросток склонен оправдывать сверстника по причине убеждения в том, что "каждый нарушает законы по-своему", безвыходной ситуацией, возможностью любого человека оказаться преступником из-за личных заблуждений ("каждый может ошибиться и попасть в такую ситуацию"), тем хуже к нему относятся учителя, тем ниже оценивают исполнение им роли ученика. Наоборот, подростков, без каких-либо условий -"в любом случае" - осуждающих преступление сверстника, учителя выше оценивают в роли учеников.
Опрос контрольной группы свидетельствует об отсутствии стремления к познавательному развитию у большинства школьников. Как и большинство несовершеннолетних правонарушителей, большая часть опрошенных школьников (80,6%) проводит досуг у телевизора, в компании сверстников, слушает популярную музыку, играет в компьютерные игры. Только 3% школьников в свободное от учебы время регулярно посещают библиотеки, театры, выставки, читают художественную литературу. Дефицит самостоятельного познавательного интереса наблюдается и в обучении. Самостоятельные формы учебы - самоподготовка по учебным дисциплинам с помощью дополнительной литературы - нравятся 6,4% школьникам, менее самостоятельные формы - написание рефератов, занятия в предметных кружках, участие в олимпиадах -
Анализ показывает, что между интересом к обучению и правосознанием существует прямая зависимость: чем больше подростку нравится учиться, тем в большей степени он отрицательно оценивает преступления сверстников без учета каких-либо обстоятельств, тем в меньшей степени оправдывает хищение безвыходной ситуацией. Чем в большей степени подростку интересно обучаться, тем больше он стремится к развивающему познание досугу.
Сравнительный анализ результатов подтверждает гипотезу о том, что минимальная удовлетворенность материальных потребностей в семье подростка - причина большинства преступлений несовершеннолетних. В контрольной группе уровень доходов семьи подростков был в несколько раз выше, чем по данным карт несовершеннолетних преступников. В школах Саратова среди тех, кого педагоги считают плохими учениками, большинство подростков (55,6%) из семей, в которых дохода не хватает для удовлетворения необходимых потребностей в еде и одежде. Но доля подростков из таких семей составляет всего 1,8% случаев выборки школьников, не нарушавших закон; 6,8% случаев имеет роль доход семьи, достаточный только для удовлетворения потребностей ребенка в еде и одежде.
Результаты исследования свидетельствуют, что предупреждением криминального поведения подростков являются, прежде всего, эффективные меры государственной власти по преодолению нищеты. Увеличение расходов родителей на обучение при увеличении доли семей, в которых на одного члена семьи приходится доля не выше стоимости потребительской корзины, будет способствовать росту подростковой преступности.
Социологическая экспертиза факторов, способствующих криминальному поведению подростков, приводит к заключению, что обеспечение реформы школы за счет средств родителей в ситуации сокращения возможности семьи удовлетворять материальные потребности детей и отсутствии гарантированной законом помощи бедным семьям для обучения детей вызовет скачок краж, разбоев и грабежей, совершаемых Несовершеннолетними гражданами.
112
113