ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2020

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

Таблица 2

Зависимость рецидивов преступлений подростка от его занятости (%)



Рецидивы

Не учился

Учился


преступлений

Не работал

Работал

Не работал


Работал

Ранее не судим Ранее судим условно

69,0 31,0

100,0 0

93,1 6,9


0 100,0

Таблица 3

Зависимость рецидивов преступлений от формы обучения подростка (%)



Рецидивы

Не учился

Учился

преступлений

Дневная форма

Очно-заочная форма

Дневная форма

Очно-заочная форма

Ранее не судим Ранее судим условно

73,8 26,2

60,0 40,0

97,9 2,1

66,7 33,3

тех, кто существует на грани выживаемости, положительная оценка со стороны педа­гогов сведена к нулю.

Наличие работы у членов семьи подростка и у него самого опосредует связь обуче­ния подростка и повторяемости преступлений. В семьях, где нет совершеннолетних безработных, не достигших пенсионного возраста, рецидивов преступлений меньше всего. Подростки, вынужденные работать и одновременно продолжать обучение, как правило, совершали повторные преступления, а те, кто только работал, их не имели (см. табл. 2). Как говорят результаты исследования, если подросток переводился из средней школы на индивидуальное обучение, зачетную систему или в вечернюю шко­лу, это являлось также условием для рецидива преступления (см. табл. 3).

Как показал анализ, требования, которым должен соответствовать ученик в обра­зовательном учреждении, не соответствуют условиям жизни детей из семей, находя­щихся за чертой бедности. В условиях коммерциализации среднего образования обу­чение требует от семьи сохранять статус ученика за счет вложения немалых средств, что обусловливает негативную оценку обучения детей и ориентирует их на самоутвер­ждение в сфере материального потребления. Подростки, живущие за чертой бедно­сти, не имеют возможности повышать свои позиции как потребители. Поэтому неко­торые из них доступным им способом хищения пытаются удовлетворить материаль­ные потребности и выровнять позиции по сравнению с теми, кто живет в достатке. Рецидивы от общего числа преступлений составили 17%, поэтому отсутствуют дан­ные для выводов о зависимости повторяемости правонарушений от факта совершения преступления.

Для проверки полученных результатов в октябре и ноябре 2004 г. был проведен опрос контрольной группы мальчиков 14—17 лет в количестве 501 ученика десятого и одиннадцатого классов, которые не привлекались к уголовной и административной ответственности, из 13 общеобразовательных школ Саратова. Для измерения отно­шения подростков контрольной группы к преступлению им было предложено оце­нить свое отношение к хищению, совершенному сверстником, с учетом указанных в вопросах обстоятельств. Исследование подтвердило, что нормы права производны от социальных образцов: количество школьников, не осудивших поступок сверстника в ситуациях, выражающих смягчающие вину обстоятельства по закону (ст. 63 УК РФ), в целом превышало на 20-40% количество тех школьников, которые не осудили сверст­ника по иным предложенным в вопросах обстоятельствам. Данные свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте правосознание достаточно не развито для оценки преступления. 20-30% школьников затруднились оценить поступок сверстника при всех предложенных обстоятельствах; 47,8% составляют те, кто согласен осудить по­ступок сверстника в любом случае без учета каких-либо обстоятельств. Но 55,5%

школьников не осуждают сверстника из-за того, "что каждый может ошибиться и по­пасть в такую ситуацию"; от 40% до 78% - осуждают сверстника с учетом предложен­ных в вопросах обстоятельств. В то же время, школьники, оценивая преступление сверстника, считают его вполне взрослым: 63% не согласны учитывать несовершен­нолетний возраст как оправдывающее обстоятельство.

Обнаружена линейная зависимость между уровнем оценки ученика учителями, их отношением к нему и уровнем оценки учеником преступления сверстника. Чем боль­ше подросток склонен оправдывать преступление безвыходной ситуацией ("заставили украсть", "не было другого способа получить деньги или необходимые вещи"), тем больше он учитывает в оценке преступления любые другие причины. Чем больше подросток склонен оправдывать сверстника по причине убеждения в том, что "каж­дый нарушает законы по-своему", безвыходной ситуацией, возможностью любого че­ловека оказаться преступником из-за личных заблуждений ("каждый может ошибить­ся и попасть в такую ситуацию"), тем хуже к нему относятся учителя, тем ниже оцени­вают исполнение им роли ученика. Наоборот, подростков, без каких-либо условий -"в любом случае" - осуждающих преступление сверстника, учителя выше оценивают в роли учеников.

Опрос контрольной группы свидетельствует об отсутствии стремления к познава­тельному развитию у большинства школьников. Как и большинство несовершенно­летних правонарушителей, большая часть опрошенных школьников (80,6%) проводит досуг у телевизора, в компании сверстников, слушает популярную музыку, играет в компьютерные игры. Только 3% школьников в свободное от учебы время регулярно посещают библиотеки, театры, выставки, читают художественную литературу. Дефи­цит самостоятельного познавательного интереса наблюдается и в обучении. Самостоя­тельные формы учебы - самоподготовка по учебным дисциплинам с помощью до­полнительной литературы - нравятся 6,4% школьникам, менее самостоятельные фор­мы - написание рефератов, занятия в предметных кружках, участие в олимпиадах -

Анализ показывает, что между интересом к обучению и правосознанием существу­ет прямая зависимость: чем больше подростку нравится учиться, тем в большей степе­ни он отрицательно оценивает преступления сверстников без учета каких-либо обсто­ятельств, тем в меньшей степени оправдывает хищение безвыходной ситуацией. Чем в большей степени подростку интересно обучаться, тем больше он стремится к развиваю­щему познание досугу.

Сравнительный анализ результатов подтверждает гипотезу о том, что минималь­ная удовлетворенность материальных потребностей в семье подростка - причина большинства преступлений несовершеннолетних. В контрольной группе уровень до­ходов семьи подростков был в несколько раз выше, чем по данным карт несовершен­нолетних преступников. В школах Саратова среди тех, кого педагоги считают плохи­ми учениками, большинство подростков (55,6%) из семей, в которых дохода не хвата­ет для удовлетворения необходимых потребностей в еде и одежде. Но доля подростков из таких семей составляет всего 1,8% случаев выборки школьников, не на­рушавших закон; 6,8% случаев имеет роль доход семьи, достаточный только для удо­влетворения потребностей ребенка в еде и одежде.

Результаты исследования свидетельствуют, что предупреждением криминального поведения подростков являются, прежде всего, эффективные меры государственной власти по преодолению нищеты. Увеличение расходов родителей на обучение при увеличении доли семей, в которых на одного члена семьи приходится доля не выше стоимости потребительской корзины, будет способствовать росту подростковой пре­ступности.

Социологическая экспертиза факторов, способствующих криминальному поведе­нию подростков, приводит к заключению, что обеспечение реформы школы за счет средств родителей в ситуации сокращения возможности семьи удовлетворять матери­альные потребности детей и отсутствии гарантированной законом помощи бедным семьям для обучения детей вызовет скачок краж, разбоев и грабежей, совершаемых Несовершеннолетними гражданами.



112

113