Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
Понятие предпринимательства традиционно ассоциируется с частным сектором экономики и хозяйственной деятельностью с целью получения прибыли. Финансовый кризис 2008 г. и последующий экономический спад вызвали критические замечания в адрес частного бизнеса, обвинения в получении сверхприбылей за счет обострения экономических, социальных и экологических проблем, которые испытывает современное общество. Большая часть этих проблем заключается в том, что создание потребительской ценности рассматривается бизнесом очень узко[1].
Цель исследования: изучить важность и необходимость, а также ключевые аспекты функционирования государственного предпринимательства.
Актуальность темы обусловлена тем, что обеспечение общественных нужд выступает одной из приоритетных целей экономической деятельности государства. Это, в первую очередь, относится к проблематике общественных потребностей, формирования общественных благ (public goods), так как государство несет ответственность перед обществом за обеспечение общественными благами.
Также актуальность выбранной темы подтверждается тем, что значимость и влияние государства как предпринимателя и хозяйствующего партнера определяется, во-первых, масштабами и ролью государственной собственности в экономике, во-вторых, государственными расходами на все цели государственного хозяйствования, в том числе на приобретение товаров и услуг для обеспечения общественных нужд. В-третьих, важнейшей особенностью государственного предпринимательства является использование методов хозяйствования, ориентированных на рыночные механизмы.
Еще одним обоснованием актуальности выступает проблематика того, что размытость границ между государственной и частной собственностью породила активизацию частных интересов, и чиновники часто используют государственное имущество в целях частного обогащения. Здесь же стоит отметит, что неясная и сложная система регулирования подпитывает развитие коррупции в частности и в области государственного предпринимательства.
Таким образом, целью данной работы является решение следующих задач:
- рассмотрение государственного предпринимательства как приоритетного направления в области социального и экономического обеспечения;
- рассмотрение государственного предпринимательства как управление государственной собственностью;
- изучение причин неэффективности государственного предпринимательства.
Как говорилось выше, одним из важнейших направлений функционирования государственного предпринимательства выступает обеспечение общественных нужд. Под общественными (публичными) благами понимаются товары, работы, услуги для удовлетворения общественных потребностей, в том числе для обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, для формирования соответствующих резервных фондов, исполнения международных обязательств, реализации федеральных, региональных социально-экономических программ и присущих государству социально-экономических функций[2].
Эти потребности частный бизнес в силу различных причин, прежде всего из-за отсутствия прямой экономической выгоды, не берется удовлетворять в условиях свободного рынка. В этой связи производство или закупку товаров, работ, услуг, удовлетворяющих такого рода общественные потребности, вынуждено осуществлять государство. В результате одним из основополагающих элементов современной экономики выступает предпринимательская деятельность государства, которая базируется на придании ему в качестве собственника функций равноправного субъекта рыночных отношений.
Однако государственное предпринимательство (в отличие от частного) не имеет целью исключительно получение прибыли. Государственное предпринимательство, наряду с коммерческой, выполняет социально-экономические функции, например, развитие инфраструктуры, проведение промышленной и инновационной политики, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, участие в выполнении научно-технических и экологических программ и др.[3]
Таким образом, можно резюмировать, что если частный бизнес должен стремиться к учету и удовлетворению общественно значимых потребностей и интересов, то для государственного предпринимательства – это наиболее приоритетная задача. Предпринимательская деятельность государства как участника рыночного обмена осуществляется на основе управления государственной собственностью, т. е. имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации и имуществом, принадлежащим субъектам Российской Федерации; через государственную контрактную систему закупок (заказов) как институт, устанавливающий общие рамки взаимодействия и регламентирующий механизм реализации хозяйственных связей государства-заказчика со всеми группами хозяйствующих субъектов.
Собственность государства в институциональном аспекте функционирует в рамках государственного сектора экономики. Величина государственного сектора в разных странах различна и определяется комплексом взаимосвязанных факторов[4], в том числе исторически сложившимися условиями и традициями страны, состоянием экономики на данном этапе развития, конкурентоспособностью национальной экономики. Масштабы и значение государственного сектора оцениваются рядом показателей, наиболее важными из которых являются:
1) доля производства государственного сектора экономики в общем объеме производства;
2) доля государственных расходов по отношению к ВВП;
3) размеры (доля ВВП) перераспределения через государственный бюджет;
4) удельный вес продукции, производимой государственным сектором по отраслям;
5) объем основных фондов;
6) валовые капиталовложения в основные фонды государственного сектора;
7) численность занятого населения.
На долю государственного сектора в нашей стране приходится значительная часть экономической активности, обеспечивающей доход не менее чем в 71% ВВП, расходы – не менее чем в 68% ВВП. Государственный сектор имеет высокий баланс активов. Активы составляют 381% процент ВВП (200% активов в недрах земли, 82% – в других основных активах и 100% – в финансовых активах[5].
Государственный сектор включает в себя как бы два начала[6]: 1) рыночное, основанное на возмездности, эквивалентности, купле-продаже, отчуждении права собственности, и 2) нерыночное, основанное на неэквивалентности обмена, внерыночных механизмах распределения ресурсов, безвозмездном выделении основных фондов государственным и муниципальным предприятиям, неопределенности права собственности.
Такая двойственность часто порождает неэффективность использования экономических ресурсов в нем и искажение в распределении доходов.
Сегодня все очевиднее становится зависимость результатов социально-экономических преобразований от профессионализма управленческих кадров, исполняющих государственные функции, уровня их подготовки и развития управленческих компетенций. Однако государственный сектор чаще всего рассматривается исследователями в связи с качеством государственных услуг и организаций государственной службы.
Говоря о государственном предпринимательстве, мы прежде всего говорим о государственных интересах, государственном регулировании, государственных услугах, а не о предпринимательстве как таковом. Государственные служащие демонстрируют слишком мало предпринимательских навыков и решений, поэтому подготовка специалистов в области государственного предпринимательства – актуальная и приоритетная задача для российской экономики[7].
В современной экономической ситуации с увеличением геополитических рисков, в условиях действующих против РФ санкций, введенных ЕС и США, охватывающих такие стратегически важные для развития страны сферы, как финансы, оборонная промышленность, нефтегазовый сектор, высокотехнологическая сфера тем выше значимость эффективного управления государственной собственностью, важнее роль государственного предпринимательства.
Государственное предпринимательство не просто инновационная деятельность в государственном секторе (хотя инновации широко используются), не просто реформирование политики (хотя оно помогает в реализации реформ), это создание чего-то существенного и общественно значимого с помощью ресурсов (будь то финансовый капитал или человеческий талант), которыми предприниматель сам в данный момент не располагает. Следует признать, что государственное предпринимательство – это прежде всего предпринимательство, реализуемое в ином контексте и поэтому требующее нюансов в применении стандартных предпринимательских подходов и методик[8].
Государственное предпринимательство призвано соединить и эффективно управлять государственными и частными ресурсами для реализации общественно значимых проектов и программ. Управленческие теории и принципы бизнеса столь же важны для управленцев государственного сектора, что и для частных предпринимателей. И точно так же, как частный предприниматель направляет свои усилия и умения на создание потребительской ценности, приносящей пользу и удовлетворение потребностей целевых аудиторий и общества и обеспечивающей желаемую норму, прибыли самому предпринимателю, так и государственный управленец обеспечивает эффективное использование государственных ресурсов и собственности и создает потребительскую ценность своим целевым аудиториям и повышает их уровень и качество жизни.
Ключевой вопрос для исследователей и практиков государственного предпринимательства состоит в том, как государственный сектор может максимизировать создание выгод для общества в целом. Для этого необходимо создавать культуру государственного предпринимательства, которая включает госслужащих, преподавателей, руководителей государственных предприятий, представителей власти и других аудиторий влияния[9].
Культура должна быть направлена не просто на популяризацию опыта нескольких успешных проектов, но на предпринимательское отношение и методы ведения бизнеса на всех уровнях. Это не значит, что такого отношения и методов работы не существует в государственном секторе. Возможности для эффективной работы государственных предпринимателей существуют на четырех уровнях[10]:
1) регулирование отношений частных и государственных хозяйствующих субъектов в экономике;
2) создание и управление государственными предприятиями;
3) инновационное управление государственными ресурсами;
4) эффективное использование для общественного блага результатов работы частных предпринимателей.
Сегодня государство обладает самыми мощными ресурсами, в то же время оно может являться собственником заведомо не выгодных, но крайне необходимых для людей, объектов. Крупные государственные предприятия, как правило, являются градообразующими, беря на себя часть социальных проблем своих сотрудников. Государство не может полностью контролировать процесс деятельности, добиваясь получения максимальной прибыли. В объектах его собственности все зависит от управляющих кадров, квалификация которых должна включать предпринимательские навыки.
Список использованных источников и литературы
- Балацкий Е. В. Элементы экономики государственного сектора. – М. : Капитал страны, 2013
- Баранов И. Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента. – 2012. – № 1. – Т. 10. – С. 51–64
- Дементьев В.Е. Корпоративные планы как инструмент управления компаниями с государственным участием // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 8. С. 68-75
- Домбровская Е.Н. Особенности и направления развития государственного предпринимательского сектора экономики России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2016. № 4 (14). С.204-206
- Каргин Е.С. Новый взгляд на государственный сектор экономики // Экономическое возрождение России. 2016. № 3 (37). С. 114-124
- Токарева А. Госсектор в экономике России // Коммерсантъ Власть. – 2013. – № 27. – С. 10
- Шпренгер К. Государственная собственность в российской экономике. Часть1. Масштаб и распределение по секторам // Журнал новой экономической ассоциации. 2017. № 6.С.120-140
- Mahoney J. T., McGahan, A. M. &Pitelis, C. N. The Interdependence of Public and Private Interests. Organization Science, 2017, No. 20, рр. 1034–1052
- Porter M., Kramer M. Creating Shared Value, Harvard Business Review, 2011, January
- Доклад МВФ № 14/134 (R). – 2018. – Май. – С. 8–11. – URL: http://www.imf.org
-
Porter M., Kramer M. Creating Shared Value, Harvard Business Review, 2011, January ↑
-
Шпренгер К. Государственная собственность в российской экономике. Часть1. Масштаб и распределение по секторам // Журнал новой экономической ассоциации. 2017. № 6.С.120-140 ↑
-
Домбровская Е.Н. Особенности и направления развития государственного предпринимательского сектора экономики России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2016. № 4 (14). С.204-206 ↑
-
Балацкий Е. В. Элементы экономики государственного сектора. – М. : Капитал страны, 2013 ↑
-
Доклад МВФ № 14/134 (R). – 2018. – Май. – С. 8–11. – URL: http://www.imf.org ↑
-
Баранов И. Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал менеджмента. – 2012. – № 1. – Т. 10. – С. 51–64 ↑
-
Каргин Е.С. Новый взгляд на государственный сектор экономики // Экономическое возрождение России. 2016. № 3 (37). С. 114-124 ↑
-
Mahoney J. T., McGahan, A. M. &Pitelis, C. N. The Interdependence of Public and Private Interests. Organization Science, 2017, No. 20, рр. 1034–1052 ↑
-
Дементьев В.Е. Корпоративные планы как инструмент управления компаниями с государственным участием // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 8. С. 68-75 ↑
-
Токарева А. Госсектор в экономике России // Коммерсантъ Власть. – 2013. – № 27. – С. 10 ↑